В данном параграфе мы рассмотрим историю формирования и развития семейно-брачных отношений, т.к. они неразрывно связаны с выбором брачного партнера и являются прямым следствием этого выбора.
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
Мишель де Монтень
Проблемы семьи и брака интересовали людей с древности как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что в основе этих отношений лежит один из сильнейших инстинктов человека – продолжение жизни и своего рода, обеспечивающий непосредственное и непрерывное воспроизводство людей. В данном параграфе мы рассмотрим изучаемую нами проблему, как с исторической, так и с современной точки зрения. Рассмотрим основные формы брака, которые существовали и существуют в современном обществе, а также опишем основные причины, приведшие к эволюции семьи и брак. Многие специалисты в области изучения семьи подчеркивают, что история семьи тесно связана с различными социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества, что само по себе говорит о том, что изменение представлений молодого поколения о семье и будущем партнере для вступления в брачные отношения напрямую зависят от уровня развития общества и государства.
Проведя анализ множества работ, нам хотелось бы отметить, что происходит некоторое изменение устоявшихся представлений о семье, о будущем партнере для вступления в брак. Также считаем нужным упомянуть о повышении уровня нестабильности браков и о росте числа неполных семей. На наш взгляд, этих многих проблем можно было бы избежать, если бы у населения сформировалось верное видение своего (своей) будущего супруга (супруги). Каждый смог бы с наибольшей точностью и вероятностью найти свою «вторую половинку», если бы смог сформулировать именно для себя ответ на вопрос «какой мне представляется моя «вторая половинка?», а если быть точными, то «какими качествами должен обладать мой будущий партнер для вступления в брак?».
У разных народов существуют разные представления о браке и составе семьи. Брак и семья, какими мы их знаем сейчас, сформировались не сразу. Изначально отношения между мужчиной и женщиной регулировались только биологическими потребностями, в основном сексуальными, на этой же основе и появилась первая форма меж половых отношений – «промискуитет» (лат. смешанный, общий) – подразумевает под собой наличие добрачных сексуальных отношений между членами всего рода, т.е. между мужчинами, женщинами, братьями и сестрами, дочерями и сыновьями. В основном такую форму отношений все знают как эндогамию – (eng. endogamy) – заключение брака между лицами одной социальной группы (рода, племени, клана, касты).1
Однако в дальнейшем был введен запрет, «табу» на сексуальные связи внутри рода, т.к. вид данных отношений наносил существенный вред жизни и развитию отдельно взятого рода. И как следствием явилось появление нового вида отношений: экзогамия – (eng. exogamy) – запрет брака между людьми одной родственной группы; связь мужчины одного рода с женщиной другого рода.2 Такой вид отношений имеет название дуально-родственных связей и существовал благодаря браку не между двумя отдельными лицами, а между двумя отдельными родами, где все мужчины имели право на сексуальную связь с женщинами другого рода и наоборот. Именно эта форма являла собой первую попытку социального регулирования отношений между мужчиной и женщиной. Она существовала в конце каменного века.
Постепенно общество перешло к парному браку, где предпочтение могло отдаваться одному конкретному человеку, супруги продолжали жить отдельно друг от друга, но само производство потомства осуществлялось за пределами родовых границ. Если привязанность к одному пропадала, то разрешалась связь с другим человеком. В таких семьях, по-прежнему было сложно определить отцовство и именно поэтому родство рассматривалось по материнской линии, а дети воспитывались в том роде, которому принадлежала сама мать. Соответственно мужчина в парном браке должен был снабжать всем необходимым ту женщину, которой он отдавал свое предпочтение, в то время как его род оставался без пищи и средств к существованию. Именно эту стадию принято считать периодом матриархата.
В дальнейшем были созданы условия, когда пара могла отделиться от рода и жить самостоятельно. Такое стало возможным в бронзовом и железном веках. Тогда же на смену матриархальным отношениям приходят патриархальные, когда главным в семье становится мужчина, к нему переходит ответственность за будущее жены и детей. Стоит добавить, что на этой стадии становится надежным установление отцовства, что способствует появлению уверенности за наследство, оставленное «родным» детям.
Вместе с этим на смену парной семье приходит единобрачная или моногамная семья. Здесь любое имущество (или наследство) начинает принадлежать только одной семье, а главой по-прежнему остается мужчина.
Стоит остановиться на том, что наряду с моногамными связями приняты, как в прошлом, так и в настоящем, полигамия – (eng. polygamy) – форма брака одного мужчины с двумя или более женщинами. Полигамия имеет два вида: полиандрия – (eng. polyandry) –форма полигамного брака, предполагающая, что одна женщина имеет несколько мужей, как правило, приходящихся друг другу братьями (Непал) и полигиния – (eng. polygyny) – разновидность полигамии: муж имеет несколько жен, как правило, являющихся сестрами (Азия, Арабский Восток). Рассматривая многоженство и многомужество в социальном аспекте, Ф. Энгельс подчеркивал, что «эти две формы брака могут быть только исключением, историческими продуктами роскоши».[1] Русский исследователь М.М. Ковалевский отмечал, что подобные формы брака, описанные выше, объяснялись одним из способов получения рабочей силы, которой становились жены или мужья, а также дети и некоторые родственники.[2]
С переходом к феодальному строю стал обязательным церковный брак, который для крепостных был возможен с разрешения хозяина. Стоит отметить, что моногамные отношения, к которым мы привыкли в наше время, отличались тем, что в семье отсутствовало равноправие между мужем и женой. Последняя переходила в полное подчинение своему мужу и находилась одновременно под его опекой. Провозглашалась полная победа экономической и производственной составляющих над естественными потребностями. Господство мужа и рождение его законнорожденных детей – таковы были единственные цели для создания моногамной семьи. Она появилась как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во все предшествовавшие времена противоречия между полами.[3] Ввиду того, что моногамия возникла вследствие сосредоточения богатств в руках мужчин и из потребности передать эти богатства по наследству родным детям, положение женщин было в значительной мере притеснено практически в течение всей истории развития брачно-семейных отношений.
Именно с этого момента, по мнению М.М. Ковалевского, и начинают появляться «зародыши распада» семьи и брака, которые появились в моногамной патриархальной семье. И стоит их искать именно с того момента, где было провозглашено полное подчинение одной личности другой – мужчине и отцу семейства.
В основе этого распада находится острая потребность каждой личности обеспечить себе свободу. Желание согласовывать вои действия с желаниями, огромное стремление быть личностью, а «не ничтожной частицею целого», как правильно заметил Ковалевский. Словом, инстинкт индивидуализма подпитывает стремление каждого члена семьи не мириться с нравом деспотичного главы семьи, а действовать согласно своим собственным целям и убеждениям.
Глядя на то, как разрушается основной общественный институт, государство предприняло определенные меры, которые помогли решить основные проблемы уже на начальных этапах создания семьи.
Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Помимо всего прочего, женщина теперь имеет возможность обращаться в суд с требованием защитить ее от жестокого обращения ее мужем.
Начиная с XIIIV стало узаконено разделение имущества супругов и в случае развода или смерти все нажитое в совместном браке делилось на две равные части. А со второй половины XIX века в России государственная политика становится направленной на защиту прав женщины и детей, как законнорожденных, так и тех, что появились до брака. Такое положение вещей значительно облегчало положение женщины в обществе, в случае развода или смерти кормильца она и ее дети оставались материально независимы и не были вынуждены возвращаться в родительский дом или становится зависимыми от другого человека. Теперь брак сводится к тому, чтобы оба супруга имели равные права и обязанности, теперь муж не имеет права дурно обращаться со своей женой, также как и жена должна уважать и чтить своего супруга.
Стоит не забывать и о том, что начиная с XIIIV века в России женщины могли получать образование (1764г. – основание Смольного института благородных девиц во время правления Екатерины II и 1861г. – открытие Высших женских курсов). Разумеется, ранее девушки тоже получали определенное образование, но, к сожалению, оно было слишком фрагментарно и неполно для самостоятельной жизни. Теперь главной целью образования было не просто сообщение общеизвестных фактов, а возбуждение самостоятельности и пробуждение стремления к индивидуализму. Потребовалось несколько поколений, для того, чтобы девушки получили возможность обучаться именно наравне с мужчинами. Возможность женского образования привнесла свой вклад в развитие семейно-брачных отношений и в формирование собственных взглядов на семью и будущего супруга у женщин. Теперь последние могли мыслить шире и свободнее, не опасаясь порицания со стороны окружающих.
Согласно Стоуну, в результате всех этих факторов, изолированные патриархальные семьи были постепенно вытеснены замкнутыми привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Этот тип организации семьи сохранился до XX века.
Возникнув среди более обеспеченных слоев населения, этот тип семьи с приходом индустриализации стал в значительной степени универсальным для западных стран и для России. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на любви и привязанности. Брак и семья западного типа приобрели ту форму, к которой наше современное общество привыкло за последние десятилетия. По сути, ролевые функции мужчины, женщины и детей в семье испытали заметное влияние со стороны этих изменений.
Основным изменением в семейно-брачных отношениях в период ХХ века принято считать провозглашение равенства полов (эгалитарная семья) и формирование малодетных семей (развитие медицины, нехватка денежных средств, введение в практику с 50-х гг. медицинских абортов). В послереволюционный период было решено обозначить семью «пережитком прошлого», венчания в церквях прекратились и стало появляться все больше семей не регистрирующих свой брак в законном порядке, такую форму сожительства сейчас принято называть «гражданским браком». Однако в 30-е годы появились определенные органы для фиксации браков – «ЗАГСы» (Запись актов гражданского состояния).
В силу исторических традиций роль кормильца семьи выполнял мужчина, поскольку землей в крестьянской общине наделялись только мужские души. Мальчик всегда считался будущей опорой семьи, в то время как дочери уходили из родительского дома в семью к мужу. Отсюда и различия в отношении рождения сыновей и дочерей: первые были более желанны, поскольку впоследствии могли содержать родителей.
В новой, теперь уже советской семье, роли изменились. Женщина была вынуждена работать, т.к. на заработанные мужчиной деньги было нелегко прожить (финансовый фактор стал еще одной причиной, по которой семьи стали малодетными). Отчасти помогало и государство, обеспечивая семью определенными льготами, жильем, путевками в детские лагеря и санатории. Но эти послабления лишь немного исправляли ситуацию. Постепенно сформировалась установка к тому, чтобы женщины стали социально и экономически активной частью общества, ввиду того, что это соответствовало социалистическим идеалам. В то время, как мужчины ходили на работу, а в свободное от нее время проводили время, занимаясь своими делами (будь то карточные игры с коллегами после работы или русская «национальная» болезнь – алкоголизм), женщины были вынуждены одновременно работать и следить за домом и детьми. «Слабому» полу приходилось терпеть, т.к. разводы были не приняты в советском обществе и остро порицались со стороны окружающих. В военные и послевоенные годы положение женщины утвердилось в роли основного кормильца, по причине того, что многие мужчины, в том числе и работоспособные, погибли на фронте.
Примерно по этим же причинам: послевоенное время, нехватка денежных средств и т.п., ухудшилась демографическая составляющая в нашей стране. Демографические потери России, связанные с политикой поощрения абортов с 1960 по 1985 годы, составили около 100 млн. человек, а по настоящее время - не менее 140 млн. человек. В массовом сознании вырабатывались представления о преимуществах малодетной семьи.
Теперь женщины стремились к получению высшего образования и престижных профессий. Влияние СМИ, с развитием средств массовых коммуникаций, росло. Реальные, книжные и примеры из фильмов (будь то Валентина Терешкова, героини фильмов «Москва слезам не верит», «Приходите завтра» и др.) все дальше уводили женщин от семейной жизни и предлагали все больше возможностей для саморазвития и самоопределения. Нельзя сказать, что в это время слабый пол забывает о своем естественном предназначении (продолжении рода), ведь большинство успешных женщин успевали делать карьеру и устраивать семью. Здесь стоит сделать акцент именно на том, что теперь они ищут то, что для них было бы лучше и ближе всего: для кого-то это карьера, для кого-то это дети, а для кого-то это один единственный, зато близкий по духу, человек.
Сознательная свобода, которой многие так добивались, восторжествовала, причем как для женщин, так и для мужчин. Брак начинал строиться на основе эмоциональной привязанности и общих духовных ценностях. Такая тенденция сохранялась и в 80-е и в 90-е гг.
Женщины, благодаря историческим предпосылкам и возможности получать образование, стали более гибкими, чем мужчины. Они оказались способными быстро изменять профиль и статус своей работы и все чаще становились основными добытчиками денег для семьи. В то же время многие мужчины оказались не способны пожертвовать своим статусом, не получая зарплату по 6–9 месяцев, но стремились сохранить свой профессиональный статус. Все эти факты доказывают, что положение женщины с течением времени изменилось. Ввиду этого изменились и роли в семье, а как следствие и сама структура семьи, в которой, как ранее было отмечено, появилось уже два кормильца и одновременно два свободомыслящих человека, которые создали семью на основе взаимных равных требований и обязательств, в отличие от прошлых веков.
Современная семья отличается преимущественно нуклеарностью (семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке)[4], моногамностью и эгалитарностью (равенством). Брак в наши дни создается на основе эмоциональной привязанности, схожих ожиданий и духовных ценностей и многих других составляющих, в зависимости от того, какое значение оба партнера придают этим составляющим. Словом, теперь семья это центр для обоих супругов, в котором сосредоточены доверие или привязанность; это люди достигшие высокой степени эмоциональной близости. Секс теперь рассматривался скорее как источник удовольствия, а не как средство для продолжения рода.
Относительно негативных последствий эволюции семьи стоит отметить высокий рост числа разводов, увеличение количества неполных семей, уменьшение роста числа рождаемости, высокий уровень эмансипации женщин, социальную неустроенность и стресс, а также характерные национальные черты – алкоголизм, насилие в семье и т.п.
Тем не менее, социологи и различные исследователи в области семейно-брачных отношений высказываются вполне оптимистично относительно состояния и дальнейшего эволюции семьи и брака, поскольку правительство уже проводит различные социальные программы по восстановлению и развитию главного социального института общества.
В данном параграфе мы осветили основные исторические аспекты формирования и эволюции брачно-семейных отношений, т.к. эта сфера неразрывно связана с предметом и объектом нашего исследования. Ведь, как правильно отметил Д.М. Лихачев, известный филолог и литературовед,: «Не зная прошлого – не построишь и будущего». Не описав всей истории развития семьи и брака, невозможно разобраться в истоках и причинах ее изменения. Уже на этом этапе работы становится ясно, почему брак и семья в наши дни являются такими, какими они являются и почему представления о будущем супруге разительно отличаются от представлений прошлых поколений. А дальнейшая работа в следующем параграфе поможет нам разобраться в теориях выбора брачного партнера и углубиться в исследование еще больше.
1 Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10 000 единиц/ С.А. Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – С.501
2 Там же, - С. 494.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Электронный ресурс] / Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3 т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1986, - С.342.
[2] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.; под общ. ред. М.О. Косвена. – М.: ОГИЗ, 1939, - С.31.
[3] Там же, - С. 357.
[4] Демографический энциклопедический словарь. // Советская энциклопедия; — М.: 1985. – С. 271.
|