Четверг, 28.11.2024, 10:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Сожительство как форма семейно-брачных отношений

Семья в социологическом смысле может основываться на фактических брачных отношениях, которые, как показал анализ литературных источников, получают в настоящее время все большее юридическое признание в различных странах. Но автор считает необходимым заметить, что не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле.

В истории России существовали разные периоды признания сожительства: от установления правовых последствий за фактическими сожительствами до полного юридического безразличия. Дореволюционное русское брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Представители юридического сообщества объясняли такую позицию тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, защищающего идеал нравственности.

С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. браки заключаются только в гражданском порядке и лишь в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не имеют никакой юридической силы и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака в органах загса. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран. Заменить государственную регистрацию брака каким-либо иным актом невозможно.

Фактические брачные отношения в настоящее время в России не влекут возникновения семейных прав и обязанностей. Хотя в действительности «незарегистрированных браков» немало, мужчины и женщины счастливы в них, воспитывают общих детей, закон эти отношения «не видит».

Семейный кодекс РФ не упоминает о фактических браках. Поэтому отношения между сожителями не регулируются его предписаниями. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. признавал юридическую силу за браками, заключенными без государственной регистрации. Однако Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. лицам, состоящим в фактических брачных отношениях, было предписано оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической семейной жизни. После издания этого Указа незарегистрированные браки перестали признаваться государством.

Признаками фактических супружеских отношений выступают совместное проживание и ведение общего хозяйства. Наличие половых связей не является обязательным, поскольку в фактическом браке могут состоять лица, не способные к сексуальной жизни вследствие возраста или заболевания. Однако участники фактического брака должны проживать именно как муж и жена, их взаимоотношения с поведенческой стороны должны быть аналогичны отношениям супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Иначе было бы невозможно отграничить фактический брак от неполной семьи. В современном обществе все большее количество мужчин и женщин выбирают иные виды сожительства, предпочитая не оформлять свои отношения путем регистрации бракосочетания. В зарубежном семейном законодательстве наметилась тенденция на признание юридических последствий за внебрачными союзами, правовой статус которых может быть различным.

Сожительство как устойчивая связь мужчины и женщины (cohabitation) – институт, урегулированный с незначительными различиями в ряде государств. Однако большинство государств признают брачные отношения между мужчиной и женщиной, придавая им характер правовых только при соблюдении этой парой нормативно установленных правил.

Социологию же больше интересуют отношения не юридические, а фактические.

В российской социологии под сожительством понимается «незарегистрированный союз мужчины и женщины, живущих вместе и состоящих в сексуальных отношениях». В западных социологических источниках сожительство – это «совместное проживание мужчины и женщины как мужа и жены, но без официального оформления брака». По сути, это одно и то же.

Сожительства, во многом схожие с зарегистрированными союзами, в большинстве случаев имеют некоторые одинаковые с ними характеристики: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов, исключительность отношений и т.д.

Наличие, распространенность и рост различных вариантов отношений сожительства (добрачное, постбрачное, сожительствующие союзы, в которых есть дети), с точки зрения ряда автора, позволяет сделать вывод об институциализации отношений сожительства в современном обществе.

Сожительство существует в нескольких формах.

Фактический брак (в российском праве – сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» – отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном порядке даже при ведении общего хозяйства и наличии общих детей. Встречаются браки, где муж и жена, проживая в течение рабочей недели раздельно, проводят вместе выходные (так называемый брак выходного дня, гостевой). Такая форма сожительства возможна как для зарегистрированного, так и незарегистрированного брака (в последнем случае – при условии регулярности совместного времяпрепровождения).

Пробный брак – это временное сожительство мужчины и женщины в целях выяснения совместимости (бытовая, психологическая, сексуальная) либо с последующей официальной регистрацией брака, либо с расставанием.

Сожительство может существовать в форме послеразводного фактического брака одной или обеих сторон, продолжение фактических брачных отношений после официального расторжения брака (реального или фиктивного развода), а также после утраты супруга одной или двумя сторонами.

Современная действительность и взаимопроникновение культур породили такие явления, как бигамный и полигамный брак.

Бигамный брак имеет место при наличии зарегистрированного брака у одной или обеих сторон (при нежелании его расторжения, при невозможности расторжения предшествующего или регистрации данного брака).

Полигамный брак имеет место при наличии зарегистрированного и двух (и более) факт фактических браков у одной или обеих сторон (например, полигамия разрешена в мусульманских станах).

Среди причин, определяющих рост подобных союзов, важными являются следующие: изменение положения женщины, определенные направления социальной политики государств и отношения собственности, либерализация общественного мнения, мода на «бойфрендизм», социально-психологические причины и т.п. Распространение сожительствующих союзов, а также рождение в них детей связано с появлением новых социальных проблем, которые, безусловно, затрагивают как мужчин и женщин, вступающих в подобные отношения, так и детей, входящих в такой союз. Официальный и неофициальный брак выполняют ряд одинаковых функций: обеспечение душевной и сексуальной близости, коммуникации, экономической поддержки, эмоционально-психологической поддержки, совместного досуга, создания семьи, включающей детей и других родственников, и др. Поскольку в случае брака имеет место супружеская модель, а не детоцентристская, на первом месте оказывается метафункция стабилизации взрослых. Кроме того, фактический брак в сравнении с зарегистрированным и по отношению к нему выполняет дополнительные специфические функции.

Фактический брак, называемый «пробным»:

а) выполняет роль своего рода фильтра, способствующего оптимизации подбора брачных пар;

б) адаптирует к последующей брачной жизни, это касается и конкретного брака, и брачного состояния как такового, особенно если речь идет о младших возрастных группах и о лицах, долго не вступавших в брак;

в) способствует формированию у индивида личной семейной идеологии (представлений о желательных и нежелательных обязанностях и правах);

г) облегчает процедуру расторжения брака.

Неформальный брак может социально, психологически стабилизировать лиц, переживших неудачный брак и развод или, напротив, очень счастливое супружество.

Одновременно он может стабилизировать не только самих брачных партнеров, но их ближайших родственников, друзей, если те в силу каких-либо из отмеченных причин опасались этого брака. Различные препятствия к официальному браку (нравственного, имущественного, социального, психологического характера) преодолеваются полностью или частично благодаря возможности фактических, «свободных» отношений. Автору представляется, что не имеет значения, объективные это препятствия или мыслимые. Те и другие для индивидов реальны в равной степени.

Есть еще одна функция сожительства, которая при определенных условиях лишает его преимуществ. «Привлекательность и одновременно сложность указанных отношений заключены в идее состязательности, постоянном подтверждении своего духовного и физического потенциала», – заметил С. И. Голод. Чем моложе сожители, тем более функциональным в этом отношении является их брак. Ослабленный внешний контроль и легкость расторжения отношений требуют самоконтроля, поддержания интереса друг к другу, сохранения физической формы, заботы о психологическом комфорте партнера и т. д. Не для всех приемлемо такое постоянное напряжение.

Одна из основных функций сожительства – компенсаторная. В первую очередь это касается такой распространенной формы бигамии, при которой наряду с фактическим браком имеется официальный. Законный брак может быть дисфункционален в отношении функций: сексуальной, досуговой, эмоциональной, репродуктивной, другой, что компенсирует одновременный фактический брак. В случае последовательности официального и фактического браков немаловажной может оказаться сама «инаковость» последнего, если предыдущий, официальный, рассматривался как неудовлетворительный.

В отличие от формального брака, который не всегда легко расторгнуть и который часто воспринимается как средоточие «обязанностей», фактический брак способен стать более эффективным средством избавления от одиночества. Это в высшей степени касается пожилых одиноких людей, для которых проблемы детей (отсутствующих вообще или отделившихся), имущества, собственного отдельного жилья утратили актуальность, а вопрос о прочности, долговременности союза является не уместным.

Отечественные исследователи пока ограничиваются изучением причин, форм, функций сожительства. Зарубежные социологи уже обобщили динамику развития форм сожительства и его восприятия обществом. Так, в работе Михеевой А.Р. приводится изменение степени культурной приемлемости сожительств в обществе в интерпретации Хр. Принца. Он выделяет четыре стадии развития отношения в обществе к данному явлению:

На первой стадии сожительства существуют как девиантный феномен, наблюдаемый в небольшой группе населения. Как правило, это люди высокообразованные, раньше уже состоявшие в браке, неконформисты, горожане.

На второй стадии «врастания в культуру», по теории Хр. Принца, сожительство становится социально приемлемым в качестве «прелюдии к браку». Обычно эти отношения воспринимаются как пробный брак, и они переходят в зарегистрированный брак, как только возникает желание иметь детей.

На третьей стадии сожительство социально становится альтернативой браку. Оно выбирается в качестве постоянной альтернативы из-за таких отличий, как большая независимость и равенство между партнёрами. На этой стадии рождение ребёнка более не ограничивается браком.

На четвёртой стадии сожительство становится разновидностью брака, или, скорее, брак становится некоторой формой сожительства. Официально зарегистрированный брак исчезает; легитимность сожителей приравнивается к официально зарегистрированным брачным парам. Трансформируются гендерные отношения в сфере частной жизни: совмещаются/сближаются представления, ориентации мужчин и женщин относительно стиля жизни и распределения власти, обязанностей, прав между супругами-партнёрами.

Эти последовательные стадии «врастания» феномена сожительства в культуру того или иного общества могут сильно отличаться по продолжительности и трудно определить, в какое время и в какой степени будет достигнута конечная стадия.

По предположению Хр. Принца, общество, находящееся на определённой стадии распространённости феномена сожительства, уже не может вернуться на предыдущую. Но если определённая стадия уже достигнута, все предыдущие типы сожительства могут и действительно продолжают существовать параллельно в этой стране. Значит, Россию можно расположить между второй и третьей стадиями, возможно, ближе к третьей.

Таким образом, особенности и тенденции развития современной российской семьи являются, в основном, негативными – снижение брачности, рост разводов, снижение рождаемости, рост доли однодетных и бездетных семей, увеличение числа внебрачных рождений, рост безнадзорности детей. Кризис семьи связан с тем, что прежняя необходимость в социально-нормативной поддержке соединенности членов семьи разных поколений, отпала. Вместе с элиминированием запрета на контрацепцию и аборты исчезла необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни за счет всеобщей и ранней брачности, пожизненного брака и рождения детей. Одновременно возникла допустимость не только разводов, но и добрачных, а также внебрачных сексуальных отношений. На самом деле развитие технологии и медицины, совершенствование здравоохранения позволило контролировать смертность и освободить от этой функции рождаемость. При этом ценность наличия детей в супружеской семье не отрицается, но акцент переместился на брачно-сексуальные отношения. Указанные выше особенности нуклеаризации ведут не к детоцентризму, а к смещению семейно-детного образа жизни в сторону семейно-супружеского партнерства. Феномен распространения официально незарегистрированных супружеских союзов и внебрачной рождаемости, наряду с ростом разводимости, падением рождаемости, относится к тем изменениям в демографической сфере, на основе которых уже с начала XX века делаются выводы о наступающем кризисе, дезинтеграции семьи, брака, а затем и общества. Сожительство представляет собой сложное и неоднозначное явление социокультурной жизни, специфическая форма взаимоотношений мужчины и женщины без их официального оформления, которая нуждается в проведении дальнейшего анализа.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.03.2017)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%