Реализация положения о подчиненности государства обществу на практике приводит и к изменению названия и характера того общества, с которым имеет дело наука «Теория государства и права».
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что понятие «общество», употребляемое в науке «Теория государства и права» - это далеко не то, что подразумевается под этим понятием в обычной жизни. Ведь в обычной жизни обществом называются и те явления, которые к государству и праву не имеют прямого отношения. Например, общество филателистов или рыболовов. Не очень-то волнуют науку теории государства и права и такие понятия как «индустриальное общество», «технократическое общество» и некоторые другие.
Наука «Теория государства и права» имеет дело со специализированным понятием «общество». Такая специализация этого понятия привела к тому, что появилось понятие «государствоорганизованное общество». Под государствоорганизованным обществом в правовой науке понимается такое общество, которое имеет собственное государство. Если, например, мы говорим о «французском обществе», то здесь же подразумеваем, что французы не только образуют совместную общность, но и имеют собственное государство. Таким образом, понятие «государствоорганизованное общество» является специфической категорией теории государства и права, употребляется для обозначения определенной общности людей, имеющих свое собственное государство. [14, с 114]
В то же время и понятие «государствоорганизованное общество» не раскрывает все нюансы, связанные с взаимоотношением общества и государства. Ведь есть разные государствоорганизованные общества, с разным характером взаимодействия общества и государства. Как уже отмечалось, есть общества, где государство верховодит во всем. Такое государство получило даже специальное название: «тоталитарное государство». Но есть такие общества, где государство рассматривается в качестве института общества, где государство учреждается обществом и полностью подконтрольно обществу. Для обозначения такого состояния взаимодействия общества и государства как раз и «изобретено» понятие «государствообразующее общество».
Государствообразующее общество - это такой исторически сложившийся институт общества, который, будучи вызванным к жизни цивилизационным развитием, для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством. [16, с 89] Это происходит в эпохе, соответствующей условиям новой истории.
Основу современного государствообразующего общества составляет народ (нация) - социально-экономическая общность людей, объединенных в государство. Народ представляет собой в первую очередь политическую общность. Народ объединяет в себе всех, какой бы национальности ни был человек, проживающий на территории государства. Понятие народ (чаще всего понятия народ и нация употребляются как синонимы) охватывает людей разных национальностей, особенно в многонациональных государствах: оно позволяет не выделять на первый план в государстве ни одной нации как этнической общности. Таким образом, понятие народ в смысле политической общности в современном государствообразующем обществе используется для преодоления понятия нация, понимаемого как совокупность людей, принадлежащих к одной национальности и образующих этническую общность. Государство формируется на основе политической общности людей. Народ, организованный в политическую общность, как раз и образует государствообразующее общество.
Что же организует общество в целостный организм? Здесь, по нашему мнению, необходимо выделить внутреннюю и внешнюю (обособляющуюся от общества) силы. Внутренняя сила, сплачивающая общество, - самая главная, сущностная, изначальная сила, которая и формирует множество людей в единую целостность. Внешняя сила является производной от внутренней, ею обусловленной силой.
Внутренней силой объединения людей в общество служит определенная духовно-нравственная идея (идеал), соответствующая исторически сложившемуся менталитету народа и часто возводимая в идеологию. При внимательном изучении в любом государствообразующем обществе можно усмотреть господствующее влияние на население, по крайней мере, одной из следующих идеологий: социальной, национальной, либеральной. Под их влиянием происходит социальное движение в целом. Чтобы разобраться в механизме социального движения, необходимо вникнуть в суть таких понятий, как социальное взаимодействие, социальные интересы, социальные институты, социальная интеграция, социальные конфликты, общественное настроение, социальные приоритеты, социальная свобода и др.
Подробное рассмотрение и обоснование процесса формирования и влияния, отмеченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего учебника. Этими вопросами должны предметно заниматься философия, социология, политология. Нас же больше интересуют вопросы, связанные с государством и правом, соотношением общества и государства.
Государство, по нашему мнению, как раз и выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере в обществе) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая гражданским обществом власть, которая функционирует в обществе. Государство до некоторой степени отделяется от общества и образует политическую силу, призванную организовать жизнь людей, управлять делами общества в соответствии с волей и интересами гсударствообразующего народа.
В истории были времена (да и сегодня кое-где имеет место), когда государство и общество сливались вместе. Это при сословно-кастовом обществе, когда государственная власть не избиралась, не формировалась с участием электората, а состояла из представителей привилегированного сословия. Определенное слияние общества и государства в одно целое можно наблюдать и в тоталитарных режимах.
Сословная или кастовая власти сложились более или менее естественным развитием общества, и на их формирование как-то влияло разделение труда. Поэтому такую форму власти можно, видимо, назвать исторически необходимой формой организации производства, распределения его результатов, а отсюда и формирования власти. Что же касается тоталитаризма, то он является искусственно созданной системой управления общественными делами, порожденным в периоды кризиса гражданского общества, потери им способности формирования государственной власти.
Таким образом, в историческом плане с появлением государства общество как бы «раскалывается» на две части - на государство и на остальную как бы негосударственную часть. Если государство как институт общества специализируется на управление общественными делами, то другая (негосударственная) часть общества занимается делами воспроизводства общества, вопросами материально-технического обеспечения развития всего общества. Вот эту часть общества, по нашему мнению, как раз и следует называть гражданским обществом. [17, с 57]
Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.
|