Сегодня, государство оказывает огромное влияние на экономику своей страны. Однако, если брать нынешнее регулирование государством экономики своей страны и сравнить ее, допустим, с административно-командной системой, то можно заметить, что роль государства в экономике различная. В частности, в командно-административной роль гораздо больше, чем при современной рыночной.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка. [1,c.20]
Ключевой задачей всего государственного регулирования экономики является создание сбалансированных условий для бесперебойного и эффективного функционирования всей экономики страны. Данная задача проявляется в том, что государство сотрудничает с рынками сбыта продукции, стимулирует и развивает общество и активно его поддерживает. В конечном итоге, такое развитое общество, будет наиболее эффективно и рационально действовать на рынке, с максимально полезным КПД. Естественно, что государство ставит одной из своих важнейших целей это защита права собственности и прав потребителей. Ученые выделяют различные функции, возникающие в процессе государственного регулирования экономики. К ним относятся
разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
определение приоритетов макроэкономической политики;
обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.
Государством создается нормативно-правовая база, необходимая для всех субъектов рынка. Эта база служит своего рода «правилами игры» на экономическом рынке.
Воплощение функций, описанных раннее, возможно с помощью постановки конкретных задач, которые непосредственно отражают направленность государства в определенную сферу ее деятельности и определяет ее перспективы в дальнейшем. Так вот к задачам государственного регулирования экономики относятся следующие:
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала
6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
10. Обеспечение национальной безопасности и др.
Конечно же, государственное регулирование экономической деятельности, имеет свою структуру. Ведь регулирование экономики – системное явления, которое характеризуется наличием субъектов и объектов деятельности. К объектам государственного регулирования экономики, относятся все сферы, отрасли, процессы и тд. Иными словами – это все, на что направлена политика государства в области регулирования экономической деятельности. Данная деятельность призвана обеспечить все необходимые условия для рационального функционирования всей экономики государства.
За последние несколько лет, круг объектов государственного регулирования значительно увеличился. И этому есть свои причины. В частности, объектами государственного регулирования признаются общие условия жизнедеятельности общества. Сюда можно отнести;
проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества,
оборонные и энергетические объекты,
организации, выполняющие общегосударственные функции
К таким функциям относят военную безопасность. Государство возлагает на себя функции производства всех общественных товаров и услуг. Данное производство осуществляется на средства государственного бюджета, и направляется на оборону, а также содержание и развитие правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.
К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
Огромное внимание государственное регулирование экономики уделяет кругообороту денег. В этой сфере имеется приоритетное направление деятельности - это борьба с инфляцией Именно инфляция представляет одну из главных опасностей для экономики любого государства. В конечном счете, она способна «подорвать» экономику государства настолько, что оно будет просто несостоятельным во всем мире.
Помимо вышесказанных объектов государственного регулирования экономики, свое значение имеет и ценовая политика. Именно цены и отражают всю «сущность» экономику любого государства. Конечно же и сами цены оказывают серьезное воздействие на всю экономическую систему, а также устойчивость национальной и международной валюты.
Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.
Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий. [2,c.310]
К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).
Таким образом, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка.
|