При осуществлении процедуры государственного регулирования экономики, применяется определенная методика. Учеными, выделяется несколько методов государственного регулирования экономики. В частности, к ним относятся прямые и косвенные методы регулирования. Рассмотрим каждый из этих методов подробнее. Итак, косвенные методы.
Сегодня, вся рыночная экономика, подвержена влиянию косвенных и административных методов. Часто, соотношение данных методов варьируется, однако приоритет среди этих двух методов, отдается экономическим методам. Данные методы, в отличие от административных, не ущемляют прав предпринимателей в своей деятельности, а наоборот, оказывают позитивное воздействие на экономику государства через стимулирующие факторы субъекта рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. [5,c.2]
В современных условиях, в которых происходит спад производства, государство применяет методику стимулирования экономической активности. И аналогичным образом происходит ситуация при так называемом «перегреве». В такой ситуации, применяются меры, направленные на понижение активности.
К экономическим методам, принято относить финансовую политику, а также кредитно- денежную. Кредитно-денежная политика – это меры в области кредита , а также денежного обращения, которая направлена на увеличение роста ВВП, стабилизации цен, а также выравнивание платежного баланса.
К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг
политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Под финансовой политикой государства понимается система мероприятий государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, а также их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика государства состоит из нескольких элементов. К ним относятся: бюджетная политика и фискальная политика. государственный экономика денежный
Многие экономисты к методам экономического регулирования причисляют систему государственного программирования. Данное программирование применяется для решения глобальных стратегических задач. Область применения глобального программирования различна. Оно может влиять как на всю экономику, так и и на отдельные сферы. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:
краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.
долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;
отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Государственное программирование получило широкое применение в странах Западной Европы, а также в Японии. В мире, существуют, так называемые «лидеры» механизма государственного регулирования экономики. К ним относятся страны Западной Европы, а также ряд стран Латинской Америки и Азии. К наиболее «слаборазвитым» в области государственного регулирования экономики, относятся страны, такие как США, Канаде, Австралии. В них не происходило экономических потрясений, и как следствие, частный капитал обладает сильным влиянием в экономике. Но несмотря на это, государственное регулирование экономики, здесь также заметно. В частности при больших уровнях безработицы и увеличивающихся темпов инфляции.
Необходимо помнить о том, что все государственные программы, принимаемые органами законодательной власти, носят именно рекомендательный характер. Это отличает нынешнюю экономическую ситуацию в стране, от командной экономике, существовавшей ранее. Кстати говоря, при командной экономике, на месте рекомендаций, находился директивный способ.
Как уже говорилось раннее, помимо экономических методов регулирования экономики, выделяют и административные. Рассмотрим их подробнее. К таким методам относят три вида мер – это принуждение, запрещение, разрешение. [4,c.54]
Запрещение представляет собой запрет на какую либо деятельность, а также признание вредным какого-либо товара или услуги. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение представляет собой согласие, оформленное либо в письменной, либо в устной форме субъектом управления. Государство «разрешает» проведение различных видов экономической деятельности, включая экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение выражается в применении всех мер наказания, за совершенные правонарушения в установленных формах. В частности, в качестве примера, можно указать уплату налогов, а также штрафы
Все вышеперечисленные методы административного регулирования применяются для решения вопросов, связанных с охраной окружающей среды, а также обеспечением безопасности государства. Данные методы, также используют и при создании всех правил, норм и стандартов, а также для контроля за их исполнением.
Обе методики государственного регулирования экономики, находятся в тесной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.
Таким образом, при осуществлении процедуры государственного регулирования экономики, применяется определенная методика. Учеными, выделяется несколько методов государственного регулирования экономики. В частности, к ним относятся прямые и косвенные методы регулирования. К экономическим методам, принято относить финансовую политику, а также кредитно- денежную. Кредитно-денежная политика – это меры в области кредита , а также денежного обращения, которая направлена на увеличение роста ВВП, стабилизации цен, а также выравнивание платежного баланса. Как уже говорилось раннее, помимо экономических методов регулирования экономики, выделяют и административные. Рассмотрим их подробнее. К таким методам относят три вида мер – это принуждение, запрещение, разрешение.
|