Определение понятия «правосудие» трактуется исследователями и учеными по разному, несмотря на то, что обозначаемая этим понятием деятельность давно известна юридической науке. Мало того, в российском законодательстве единственно верного определения правосудия нет, что дает возможность его различных трактовок. Наиболее известные советские и российские правоведы по разному видели сущность термина, так представитель советской правовой школы В. М. Савицкий определял правосудие, как специфическую деятельность судебных органов, осуществляемую путем рассмотрения уголовных и гражданских дел и разрешения их в ходе судебных заседаний в установленной процессуальной форме[1], в свою очередь, В. М. Семенов писал о правосудии, как о работе судебного органа по решению в процессуальном порядке дел и применению на основе закона механизма государственного принуждения к правонарушителям[2]. А. Т. Бажанов и В. П. Малков считали, что правосудием в условиях социализма является деятельность организованного на истинно демократических принципах советского суда, направленная на охрану основ советского строя и правопорядка, личности, предприятий и организаций, на укрепление единой законности и воспитание трудящихся и состоящая в разрешении на судебных заседаниях на основе закона и социалистического правосознания судей гражданских и уголовных дел[3]. Заслуживающее внимания определение правосудия дал А. Т. Боннер, утверждая, что правосудие относится к важнейшим областям государственной деятельности, по его мнению оно призвано защищать права и законные интересы не только отдельных субъектов права, но и всю существующую в стране систему общественных отношений[4].
Несмотря на множество определений, все они сходятся в том, что правосудие осуществляется судом при соблюдении определенных процессуальных форм на соответствующих заседаниях.
С принятием на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации в 1993 году изменилось представление о правосудии. Во-первых, был закреплен принцип разделения властей (законодательная-судебная-исполнительная), во-вторых, в Конституции были определены дополнительные системы правосудия — конституционное правосудие и административное. Таким образом, судебная система в России является полиморфной и состоит из конституционных (уставных) судов, арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Важно при этом помнить, что Третейские суды в судебную систему не входят.
Можно сделать вывод, что права и свободы человека и гражданина, согласно существующей системе судов, защищаются как в системе судов общей юрисдикции, где они рассматривают гражданские и уголовные дела и тем самым разрешают либо споры о праве, либо вопросы о виновности (невиновности) и наказании лица, обвиняемого в совершении преступления, так и в Конституционном Суде РФ, где разрешаются дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, а также дела по проверке жалоб о нарушении конституционных прав и свобод граждан, допущенных посредством применения нормативных актов, ей не соответствующих.
Своевременным будет привести определение конституционного правосудия, которое дал А. Н. Акимов: «Конституционное правосудие — это разрешение судебным (конституционно-юрисдикционным) органом в особой судебно-процессуальной форме (конституционного судопроизводства) по инициативе уполномоченных на то органов и лиц правовых (конституционно-правовых) споров и конфликтов на основе общих для всех судов конституционных принципов правосудия (независимость судей, гласность, состязательность и равноправие сторон) посредством принятия общеобязательных решений»[5].
Представляется возможным указать, что среди принципов конституционного правосудия (ключевые правовые постулаты, определяющие организацию и деятельность судов) выделяются следующие, в том числе закрепленные в Конституции РФ правовые положения — демократическая сущность, учет национальных особенностей судебных систем в России, законность, осуществление правосудия только судом, презумпция невиновности обвиняемого лица, общедоступное право на судебную защиту, равенства и состязательности сторон в ходе судебного заседания, независимости суда, гласности, участия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства. Правовые принципы являются руководством для законодательной власти и обязательны для исполнения всеми участниками судебных процессов.
Что касается самой Конституции РФ и закрепленных в ней положений по защите прав и свобод человека и гражданина, то этому явлению посвящена отдельная одноименная глава (глава 2), следует процитировать основные из них, а именно ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», в свою очередь ст. 55 прямо говорит, что: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», что крайне важно в аспекте их защиты на государственном уровне.
Резюмируя, необходимо уточнить, что именно Конституционному суду, как последней инстанции, принадлежит важнейшая роль в охране прав и свобод гражданина и человека в Российской федерации, которые закреплены в Конституции РФ. Именно Конституционный суд в большей степени защищает человека от произвола со стороны государства в вопросе соблюдения его прав и свобод.
[1] См.: Конституционные основы правосудия в СССР // Под ред. Савицкого В.М. – М., 1981. – С.8.
[2] См.: Семенов В.М. Суд и правосудие в СССР. – М., 1976. – С.21.
[3] См.: Суд и правосудие в СССР // Под ред. Бажанова А.Т., Малкова В.П. - Казань, 1980. - С. 37.
[4] См.: Боннер А.Т. Правосудие как вид государственной деятельности. – М., 1973. –С.3.
[5] См.: Акимов А.Н. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в современной России. // Дисс. канд. юрид. наук., Москва, 2008. –С.17.
|