Для изучения института прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, необходимо дать определения этим понятиям, чтобы была возможность их однозначно выделить от иных явлений социальной жизни общества. Понятие «права и свободы человека и гражданина» встречаются не только в юридических науках, но и социальных, исторических, политологических, философских, психологических и по этой причине требуется найти дефиниции, которые будут отличать общеправовое понятие от понятий из смежных дисциплин.
На сегодняшний момент, в юридической науке можно выделить три взгляда на определение прав и свобод человека и гражданина. Первый — авторы этого подхода делают упор на антропологическое начало в правах т. е. права присущи человеку, прежде всего, по той причине, что он относится к виду Homo sapiens, другие ученые делают упор на деятельный момент, во втором подходе авторы указывают на общественные задачи, в третьем подходе преобладает точка зрения, что обе позиции необходимо органично сочетать между собой.
На наш взгляд, фундаментальное значение, с точки зрения юридической науки, в рассматриваемом явлении занимают три документа – Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международные пакты о правах человека (1966 г.) и Венская декларация с Программой действий к ней, принятые на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году. Именно в этих документах отмечается «всеобщность» и «неотъемлемость» прав и свобод, факт того, что они даны человеку от рождения и являются универсальными.
Рассмотрим некоторые определения прав и свобод человека и гражданина. Т. Фляйнер считает, что «права человека – это права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми»[1]. Отфрид Хеффе указывает следующее: «справедливые притязания людей по отношению друг к другу, … а затем – и по отношению к государству»[2]. Схожего мнения придерживается М. М. Утяшев и Л. М. Утяшева замечая, что «Права человека – это легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, и природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства»[3].
В данном исследовании хотелось бы, разделяя взгляды М. Печовяк (Piechowiak) о том, что «В самом общем смысле права человека понимаются как права, при надлежащие любому индивидууму в силу того, что он есть человек, вне зависимости от правовых актов»[4] предложить следующее определение прав человека: права человека – это неотъемлемые, общепризнанные, нормативно закрепленные и охраняемые мировым сообществом и конкретным государством возможности, которыми обладает по своей природе каждый человек.
Отдельного внимания заслуживают различия в правах человека и гражданина. Права человека – это более широкое понятие, чем права гражданина. Права человека гарантируются всем людям, во всех государствах и охраняются международными (наднациональными) законами, типичный пример которого – Всеобщая декларация прав человека(1948). Права гражданина – более узкое понятие, которое детализирует и расширяет базовые права человека, у которого есть российское гражданство. Безусловно, права и свободы человека – явление общественное, социокультурное, а не только естественно-природное.
Еще больше взглядов и определений существует у термина «свобода». Для начала приведем общефилософское определение термина свободы, которое затем будет уточнено с позиций права: «Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами»[5]. Согласно словаря С. И. Ожегова «свободе» соответствуют следующие особенности – «возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества, независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов, отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь, состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»[6]. Еще один взгляд, встречающийся у ряда исследователей: «Свобода – это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания, свобода совести, свобода выбора места жительства/пребывания и т.д.)»[7].
Теперь стоит определить содержание «сборной» категории «права и свободы человека и гражданина». Некоторые ученые вообще не разделяют данные понятия, и не заостряют своего внимания[8]. Как подчеркивает В. Д. Карпович, термин «право» и «свобода» характеризуются тем, что по большому счету это синонимы; и свобода и права — категории субъективного права любого человека или только гражданина РФ[9]. Как отмечает В. В. Лазарев, Конституция РФ юридически установила «права и свободы» в виде основополагающего конституционного принципа. Периодически, в юридической литературе можно встретить упоминание о том, что свобода тоже является разновидностью права – на возможность определенного свободного поведения, однако, права и свободы человека по своему смыслу глубоко различны. Свобода – это относительно самостоятельное и независимое поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную окружению и обстановке форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не должна регламентироваться им, только в ряде случаев подлежа ограничению в интересах других людей, общества, государства в сложные и опасные периоды его существования и только на этот период и для всех. Право – это однозначно ограниченная государством потенция свободного поведения в тех рамках, которые указаны на законодательном уровне. Свободы – это такие основные права, которые защищают возможность человека и гражданина формировать собственные убеждения и взгляды, публично выражать их, отстаивать, вести частную, общественно-политическую и семейную жизнь без принуждения и посягательств со стороны государства, других лиц и действовать сообразно собственным решениям и взглядам. Особое место среди свобод занимают те, которые делают возможным существование плюралистического, открытого общества, без которого невозможна истинная демократия.
Современные правоведы предлагают следующее определение: «Права и свободы человека – это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса»[10].
Следует еще раз подчеркнуть, что согласно Конституции РФ к правам и свободам относятся следующие – личные права (на свободу и личную неприкосновенность, жизнь, личную и семейную тайны и пр.), политические права (свобода слова, права на участие в митингах и демонстрациях, право избирать и быть избранным и пр.), социально-экономические (право на предпринимательскую деятельность, право на свободный труд, право на забастовку, право на пособие по безработице, право на образование и др.).
По другой классификации, например в Европейской конвенции, выделяется около 30 прав, которые отражены как в самой Конвенции, так и в протоколах к ней. В основу классификации положен принцип степени вмешательства/ограничения государством этих прав. Выделяется 4 группы прав:
Абсолютные права, ни при каких условиях государство не может их ограничить. Право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, невозможность обратной силы действия уголовного законодательства;
Права в сфере правосудия – право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу, право на личную неприкосновенность;
Существенно-квалифицированные права – право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести, религии, свободу собраний и ассоциаций, свободу выражения мнений;
Права с присущими ограничениями – по количеству самая большая группа прав, например, право на свободные выборы.
В свою очередь, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пользуется классификацией Д. Руже (Rouget), которая в общем виде выглядит следующим образом[11]:
Гражданские и политические права – право на жизнь, запрещение пыток, право на свободу и личную безопасность и пр.;
Экономические, социальные и культурные права – право на труд, профсоюзные права, защите семьи, детства, материнства и пр.;
Коллективные права – право на мир, запрет геноцида, право на развитие, право национальных меньшинств и пр..
Таким образом, можно без преувеличения утверждать, что Конституция РФ, по декларируемым ею правам и свободам человека и гражданина, является как минимум достойным подражания, в области защиты прав и свобод, документом. Если на практике будет достигнута реализация всех заложенных в Конституцию РФ принципов, личность в Российской Федерации вполне способна претендовать на самое свободное и социально защищенное положение в мире.
Необходимо обратить внимание на различия между правами человека и гражданина. Права человека и права гражданина схожи, но не тождественны по своей сути.
Права человека – это неотчуждаемые естественные права, которые существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. То есть, права человека – права личности как таковой, вытекающие из присущей всем членам человеческой семьи достоинства и свободы, как отмечено во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года.
В свою очередь, права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государственным образованием, властью, законом. Б. С. Эбзеев указывает, что права гражданина являются «формой опосредования прав человека, которая признана государством и поставлена под его защиту»[12]. Так, согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации, «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации», т. е. именно гражданин Российской Федерации, а не кто-либо другой, обладает на территории России всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством того или иного государства. Это и является основным различием, отражаемом в Конституцией Российской Федерации: «личные права» - всем, политические – только «гражданам». Это различие справедливо и по отношению к обязанностям.
Было бы некорректным не упомянуть про условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, такая возможность существует, она прямо прописана в Конституции РФ в статье 55, а именно, - права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следует отметить, что подобные ограничения необходимы, но они одновременно таят в себе опасность злоупотреблений ими со стороны государственных органов, что предъявляет к законодателю обязанность тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими механизмов принуждения по отношению к гражданам.
Вместе с тем, по сути указанной статьи Конституции в РФ возможны только общие ограничения конституционных прав и свобод для всего населения путем принятия соответствующего закона. Тем самым должна исключаться возможность дискриминационного ограничения прав и свобод в отношении отдельных лиц.
Возможность ограничения прав и свобод граждан, в случае чрезвычайных ситуаций (эпидемии, катастрофы, конфликты, беспорядки, стихийные бедствия), допускается также на международном уровне, в т.ч. Пактом о гражданских и политических правах (ст.4), который, между тем, указывает на необходимость официального объявления чрезвычайного положения и сообщения об этом другим государствам по линии международных структур.
В заключении отметим, что конституционные права и свободы человека и гражданина для их получения/соблюдения не требуют от лица активных юридических действий, большинство из них ему уже принадлежит с момента его рождения или по факту принятия гражданства. Они защищаются государством, составляют ядро правового статуса индивида и получают высшую юридическую силу путем закрепления в Конституции.
[1] См.: Фляйнер Т. Что такое права человека // Пер.с нем. – М., 1997. – С.20.
[2] См.: Хеффе О. Политика, право, справедливость. М., – С.8.
[3] См.: Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник. — Уфа, 2003. – С. 12.
[4] См.: Piechowiak, Marek, “W sprawie funkcjonalno i dysfunkcjonalno konstytycji. Zagadnienia filozoficznoprawne” [On the Functionality and Disfunctionality of Constitution: Philosophical Issues], Ruch Prawniczy, Ekonomiczny i Socjologiczny, Vol. 57, No. 2 (1995), pp. 129–138.
[5] См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. - С. 457
[6] См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. - С. 689
[7] См.: Большой юридический словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — М., 2007. C.254
[8] См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство Бек. 1994.
[9] См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. -М.: Юрайт-М. Новая Правовая культура, 2002. - С.259.
[10] См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. // Отв. Ред. В. В. Лазарев. ИПС «Гарант». 2003. - С.47.
[11] См.: Rouget D. Le guide de la protection internationale des droits de l'homme. P., 2000. Chapitre П. Les droits proteges. P. 55-98.
[12] См.: Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Вступительная статья // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев. - В 2 т. - Т. 2. - М.,2000. - С. 10.
|