Любые механизмы, в том числе механизмы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, должны работать в соответствии (и в рамках) с определенными законами, логикой, принципами. В связи с тем, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора – целесообразно остановиться на их более подробном рассмотрении. Начать стоит с указания основных источников международно-правовых принципов защиты прав и свобод человека, а именно: Устав ООН (1945 г.), Женевские конвенции (1949 г.), Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)[1], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)[2], Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.)[3], Европейская Конвенция о защите прав человека[4].
К первому международно-правовому принципу защиты прав человека можно отнести обязанность инкорпорации в российскую правовую систему принципов ратифицированных конвенций и иных международных документов. Ко второму принципу необходимо отнести прямое указание в национальных законах приората норм международных законов, признания решений международных судов, в т.ч. ЕСПЧ (Европейского Суда по правам человека). Согласно третьему принципу, первичная ответственность за защиту прав и свобод лежит на национальных судебных органах. Механизм судебной защиты в международных судебных инстанциях должен носить вспомогательный характер. В таблице 1 представлена информация о количестве рассматриваемых жалоб в ЕСПЧ на декабрь 2013 года, а также соотношение поданных жалоб к численности населения страны.
Таблица 1 Статистика жалоб, находящихся на рассмотрении в ЕСПЧ на декабрь 2013 года, в разрезе 10 стран-лидеров по количеству рассматриваемых жалоб
№
Название страны
Количество жалоб (шт.)
Население (млн.чел.)
Отношение количества рассматриваемых жалоб в 2013 году к населению страны (%), справочно
1
Россия
16800
143,5
0,011
2
Италия
14400
60,92
0,023
3
Украина
13300
45,59
0,029
4
Сербия
11250
7,22
0,155
5
Турция
10950
74
0,014
6
Румыния
6150
21,23
0,028
7
Великобритания
2500
63,23
0,003
8
Грузия
2450
4,5
0,054
9
Болгария
2450
7,3
0,033
10
Словения
1800
2,05
0,087
Из представленной таблицы можно сделать два вывода. Первый – несмотря на самое большое количество жалоб в ЕСПЧ со стороны граждан России, их доля в общей численности населения страны намного меньше, чем в большинстве представленных стран (лидером по этому показателю является – Сербия). Второй – в числе стран-лидеров по числу рассматриваемых в ЕСПЧ жалоб восемь стран Восточной Европы и только две Западной, что возможно является следствием различного уровня защиты прав и свобод человека в национальных судебных системах стран Восточной и Западной Европы. Не стоит при этом также забывать, что для многих российских граждан всё еще актуально нигилистическое отношение к возможности защиты своих нарушенных прав в судах, в том числе в международных организациях типа ЕСПЧ.
Четвертый принцип закрепляет возможность защиты нарушенных на национальном уровне прав и свобод граждан в международных судебных инстанциях. Данный принцип нашел свое отражение в 46 статье Конституции РФ, в которой прямо сказано, что: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Пятый принцип указывает на обязательность решения международных судебных инстанций (например, ЕСПЧ) по делу для страны-ответчика. Данная обязанность прямо закреплена в п.1 статьи 46 Европейской конвенции о правах человека: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами».
Отметим, что согласно ст.35 Европейской конвенции о правах человека ЕСПЧ может принимать жалобы только после того, как были исчерпаны все внутренние (на уровне государства-ответчика) средства правовой защиты и в течение шести месяцев от даты вынесения национальными судами окончательного решение по оспариваемому делу.
Шестой принцип говорит о необходимости достижения баланса между публичными и частными интересами в области защиты прав человека и гражданина, как у законодателя, так и у правоприменителя[5]. Так например, Б. Н. Чичерин указывал на то, что «в начале общественной пользы заключаются и удовлетворение личных целей, и осуществление высшего порядка. Цель государства, следовательно, состоит в сочетании противоположных элементов, входящих в его состав, личного и общественного»[6]. Указанный принцип отражен не только в современном международном законодательстве, но и уже нашел отражение в отечественной правоприменительной практике. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях периодически указывал, что конституционные ценности «могут вступать между собой в известное противоречие», по этой причине государственным органам во время защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо руководствоваться принципами «соразмерности»[7], «разумной достаточности»[8], «баланса публичных и частных интересов»[9]. Универсальность названных критериев подтверждается не только опытом Российской Федерации, но и практикой зарубежных стран, а также всего мирового сообщества.
[1] См.: Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)
[2] См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)
[3] См.: Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.)
[4] См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)
[5] См.: Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 1999 г. № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и прав на правосудие» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - N2. -С. 93-96.
[6] См.: Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М.: Зерцало, 2006. С. 14.
[7] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 г. № 10-П
[8] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 г. № 14-П
[9] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.06.1992 г. № 7-П
|