Согласно Конституции РФ именно на государство, в лице его исполнительных органов всех уровней возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина, которые, в свою очередь, гарантированы в России каждому согласно основного закона страны.
Однако, очевидно, что основная масса нарушений прав и свобод человека и гражданина как раз и приходится на правоотношения связанные с деятельностью государственных органов субъектов Российской Федерации в их отношениях с гражданами, т.к. в конечном счете именно региональные власти зачастую являясь конечным звеном правоприменения по отношению к населению, чаще всего являются стороной взаимоотношений. Таким образом, роль исполнительной власти субъектов Федерации в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека переоценить невозможно. Органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, но и осуществляют функцию защиты данных прав.
В ряде случаев достаточно детальная регламентация правовых отношений позволяет выделять нормы, обязывающие исполнительную власть защищать права и свободы граждан в отдельный институт, а их регулирующее воздействие определять как одну из функций управленческой деятельности органов исполнительной власти, сущность и содержание которой раскрывается в процессе реализации правовых норм[1]. Можно согласиться с С. А. Авакьяном, который указывал, что «реализация норм права имеет много аспектов, но все они так или иначе связаны с качеством, механизмом их действия, материальной обеспеченностью, уровнем общественного сознания, наконец, с подготовленностью тех, кто осуществляет правоприменение»[2]. Он же замечает, что каждая отрасль характеризуется своими чертами реализации правовых предписаний и имеет специфические формы и методы их обеспечения.
Процесс выполнения возложенных на исполнительную власть субъектов Федерации конституцией и законодательством предписаний о защите прав и свобод граждан, по нашему мнению, имеет свои нюансы, заключающиеся, прежде всего, в формах и методах его обеспечения. Очерчивая методы защиты прав и свобод граждан как «предопределенную нормами права систему средств и способов обеспечения материальных и духовных благ граждан от возможных посягательств на них»[3], нужно определять дефиниции между методами охраны прав и свобод граждан и методами защиты уже нарушенных прав и свобод, что в свою очередь поможет органам исполнительной власти с большим профессионализмом подходить к осуществлению правотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты прав и свобод граждан.
Методы охраны прав и свобод граждан направлены на создание таких условий и порядка, при котором бы обеспечивалось признание и соблюдение прав и свобод граждан всеми субъектами права, а также устанавливались препятствия возможным неправомерным посягательствам на них, при которых возможность их нарушение сводится к минимуму или вовсе невозможна. К подобным методам относятся: установление административной, материальной и дисциплинарной ответственности за чиновниками, контроль и надзор, в том числе общественный, рассмотрение обращений граждан, установление специальных административных режимов, регистрация, лицензирование. Защита нарушенных прав и свобод граждан выражается в реализации активных действий, принятие решений органами исполнительной власти и их должностными лицами по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. К подобным действиям относятся: принятие мер реагирования по жалобам, привлечение нарушителей прав и свобод граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, возложение обязанности на виновных лиц по возмещению вреда или компенсации ущерба. Необходимо понимать, что в едином процессе применения указанных мер одновременно охраняется и защищается человек и его права и свободы как от противоправных действий других лиц (физических, юридических), так и от неправомерных действий субъектов власти — конкретных должностных лиц.
Методы охраны и защиты прав и свобод человека, вместе с другими методами, используемыми органами исполнительной власти в процессе реализации их управленческой деятельности, имеют свои формы – внешне выраженные действия исполнительного органа (должностного лица), которые реализуются в повседневной деятельности в рамках его компетенции и являющиеся первопричиной следующих за ними последствий. Стоит указать, что если по отношению определения понятия форм деятельности органов исполнительной власти в юридической литературе имеется относительное единодушие, то в определении содержания и видов форм (кроме деления их на правовые и неправовые) существуют разные мнения.
Согласно позиции, Д. Н. Бахрах среди правовых форм выделяется: принятие административных актов (решений), заключение договоров, совершение иных юридически значимых действий[4]. Другие исследователи в перечне правовых форм управленческой деятельности выделяют – принятие нормативных актов и издание индивидуальных актов (административных, распорядительных)[5],[6]. Считаем оправданным, к ключевым правовым формам реализации исполнительной власти, наряду с правотворчеством, относить также правоприменение. Данное утверждение обусловлено следующим:
Применение норм права выступает одним из средств реализации норм права;
Поступки субъекта, реализующего правовую норму, обладают правовым характером;
Применение нормы права имеет юридические последствия независимо от того, было ли применение нормы осуществлено органом исполнительной власти или же физическим лицом.
Признание и соблюдение прав и свобод граждан в ходе правотворчества исполнительной власти становится залогом их обеспечения на практике. Ясно, что общий вектор правотворческой деятельности в вопросах соблюдения прав человека направлен преимущественно на законодательное регулирование подобных отношений и имплементацию норм международного права, тем не менее, удельный вес подзаконных актов органов исполнительной власти в процессе соблюдения и защиты прав и свобод граждан всё ещё высок. Среди требований, которые предъявляются к нормативным актам органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод человека и граждан, можно отнести:
Законность, выражающуюся в том, что подзаконный акт принимается компетентным органом в соответствие с процессуальными правилами и обычаями, соответствует целям основного документа/закона, конституционным принципам и Европейским стандартам по правам человека[7];
Целесообразность, определяющую полезность акта с позиции публичных и законных интересов граждан[8];
Гарантированность – функционирование системы средств обеспечения регулируемых отношений, состоящую из: обязательного наличия в подзаконных актах охранительных норм, фиксирующих меру ответственности для должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов граждан;
Согласованность принимаемых актов с другими, действующими или принимаемыми другими органами по одинаковому предмету ведения;
Организационное и финансовое обеспечение[9].
Существенным блоком правоприменительной деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в области защиты прав и свобод человека выступает рассмотрение поступивших обращений граждан, ведь право на обращения к государственным органам является одним из ключевых средств соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан[10], одной из организационно-правовых гарантий их защиты[11].
Реализация гражданами своих прав и свобод выражена сложным и комплексным характером, часто единомоментно реализуется несколько прав. Без сомнения – права граждан на информацию, на подачу обращений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации различных форм собственности, общественные и политические объединения, а также к должностным лицам этих органов, организаций и объединений – теснейшим образом взаимозависимы[12]. Право на обращения гарантированно конституцией и, в то же время, является методом реализации права граждан на получение информации[13].
Необходимо учитывать, что само по себе получение информации, с одной стороны, не всегда выступает главной целью обращения граждан, а с другой – право граждан на информацию достигается не только через обращения, но и другими методами: в ходе дискуссий и непосредственного общения, через СМИ, путем изучения общедоступных информационных источников[14]. В последнее время значительно выросла доля обращений через т.н. интернет-приемные на официальных сайтах в сети Интернет, страниц органов и организаций в социальных сетях, через официальный портал Госуслуги в сети «Интернет» - www.gosuslugi.ru.
Анализ актуальных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов (в частности Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[15]) позволяет сделать вывод, что эти акты, как правило, имеют в своем составе нормы, определяющих: требования к письменному обращению, контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, ответственность за нарушение законодательства, возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений, сроки рассмотрения письменного обращения и пр.
Разграничение в теории и законодательстве разницы между различными типами обращений положительно сказывается в вопросе упорядочения рассмотрения данных категорий дел, в проведении более глубокого их анализа для целей выявления векторов общего состояния законности, уровня удовлетворения запросов граждан. Каждый из типов обращений обладает особой спецификой и статусом.
В юридических источниках принято указывать такие по своей форме обращения граждан в органы исполнительной власти субъектов Федерации, как: предложение, заявление, ходатайство и жалоба. Предложения – рассматривается как обращения гражданина, если их цель состоит в указании возможности для улучшения порядка организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений различных форм собственности, на совершенствование правовой основы государственной и жизни общества, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности страны. Заявление – разновидность обращения гражданина на предмет его желания в реализации принадлежащего ему права. Ходатайством – является письменное обращение с просьбой о наделении лица определенным статусом, правами или свободами. Под жалобой понимается обращение лица по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями лиц (должностными лицами, государственными и муниципальными служащими и пр.) его(гражданина) или права или законного интереса другого лица.
Данные особенности различных форм обращений показывают, что они касаются различных сторон общественных и личных интересов. Также, они различаются по своей юридической природе и содержанию, имеют отличные друг от друга правовые статусы. Систематизации терминологии, указание в законодательных актах норм-дефиниций дают детальные характеристики различного рода обращениям, раскрывают их суть, что, безусловно, способствует укреплению законности, повышению правовой культуры в государстве[16].
Проведенное изучение юридической литературы и нормативных правовых актов позволяет указать следующие предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства об обращениях граждан в части закрепления в них процедур и гарантий реализации гражданами права на информацию. В первую очередь, необходимо расширить перечень видов обращений еще одним видом – вопрос. Под вопросом необходимо понимать обращение гражданина с требованием или просьбой о предоставлении ему информации, обеспечении доступа к информации (ознакомления с информацией) либо предоставлении консультации в связи с конкретной жизненной ситуацией, решение которой может находиться в компетенции лица (органа власти, организации, объединения) которому он адресован. В законодательстве необходимо установить общий объем (перечень) информации, которую органы и должностные лица исполнительной власти субъектов Федерации обязаны предоставлять лицам к ним обратившимся.
В законах субъектов РФ об обращениях граждан нужно определить норму, устанавливающую, что порядок получения гражданами информации по их запросам (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяются в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[17] и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В этих же законодательных актах следует прямо предусмотреть норму о том, что должностные лица, служащие государственных органов и органов местного самоуправления обязаны консультировать граждан их по вопросам, входящим в компетенцию должностного лица (служащего) и связанным с содержанием, реализацией и защитой прав и свобод указанных граждан в том числе и поданным устно.
Срок получения информации (доступа к информации) гражданами стоит уменьшить с, как правило, 30 дней, и установить в пределах 15 дней, ведь уровень проникновения технологий в государственные органы уже достаточно высок и получение информации из компьютерной базы данных занимает минуты, и две недели на подготовку письменного ответа гражданину более чем достаточно. В ситуации, когда запросы граждане передают устно, и это не требует дополнительного изучения и подбора документированной информации, предоставление информации (доступа к информации), необходимо оказывать незамедлительно, если иной порядок получения гражданами информации не предусмотрен в этом органе (организации). Как уже указывалось нами ранее, ключевым инструментом реализации прав и свобод граждан на практике выступают организационно-правовые гарантии их реализации, в особенности гарантии их защиты. Именно поэтому в законах об обращениях граждан следует предусмотреть право гражданина обжаловать в вышестоящий орган или должностному лицу, либо в суд отказ в принятии запроса, отказ в предоставлении или не предоставление информации (доступа к информации), предоставление заведомо ложной информации, предоставлением информации не связанной с существом задаваемого вопроса.
Помимо таких инструментов, как индивидуальные и коллективные жалобы, в повседневной работе органов исполнительной власти в регионах весомым правозащитным средством выступает механизм внешнего и внутреннего контроля. Полагаем, что здесь существенное значение имеют две проблемы деятельности исполнительных органов в субъектах РФ: принятие к рассмотрению и рассмотрение заявлений и жалоб лиц на действия (бездействие) должностных лиц конкретного органа (внутренний контроль за соблюдением прав человека должностными лицами данного государственного органа); принятие к рассмотрению и рассмотрение заявлений и жалоб лиц с учетом основных целей и задач функционирования государственного органа (внешний контроль над соблюдением прав граждан всеми лицами в конкретной сфере взаимоотношений). С точки зрения обеспечения законности, охраны прав и свобод человека и гражданина следует анализировать роль государственного контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти. Формы их осуществления различны, они корреспондируют с конституционными полномочиями органов и лиц, являющихся представителями соответствующих ветвей публичной власти.
Контроль законодательных (представительных) региональных органов государственной власти в отношении соблюдения исполнительными органами прав и свобод человека и гражданина не должен ограничиваться сферой регионального законодательства (в ряде регионов есть соответствующие нормативные акты). Во-первых, региональные органы исполнительной власти способны допускать нарушения федеральных законодательных актов, что предъявляет требования к осуществлению надлежащей, своевременной и адекватной реакции со стороны представительных органов региона. Во-вторых, региональные законы не всегда полно регулируют деятельность местной исполнительной власти, в которой также не исключены правонарушения различного рода. Также важно, что контроль со стороны парламентов функционирования исполнительных органов власти должен быть ограничен законодательно с тем, чтобы не способствовать нарушениям конституционной самостоятельности исполнительной власти и не вмешиваться в компетенцию федеральных контролирующих структур (прокуратуры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти).
На уровне, например, такого субъекта РФ как Санкт-Петербург механизм внутреннего контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в системе исполнительной власти регулируется Законом Санкт-Петербурга «О Правительстве Санкт-Петербурга»[18]. Согласно этому правовому акту (статья 3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную осуществляется в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, а Правительство Санкт-Петербурга (статья 4) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью. Правительство Санкт-Петербурга является органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Санкт-Петербурге и осуществляющим руководство органами исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга.
Нельзя не отметить нормативный акт, которому ещё предстоит показать свою эффективность в вопросах соблюдения и защиты прав человека и гражданина. Есть все основания считать, что контроль за деятельностью органов исполнительной власти станет более действенным после принятия Федерального закона от 21.07.2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля гражданами за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также устанавливает сами формы общественного контроля.
Под общественным контролем в данном законе (статья 4) понимается – «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Среди многочисленных целей и задач, стоящих перед общественным контролем мы можем, в соответствие с целями нашего исследования, выделить следующие (статья 5):
Обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
Реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
К кругу принципов, на основе которых осуществляется общественный контроль и которые напрямую относятся к вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина можно отнести следующие:
Приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
Самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
Публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;
Законность деятельности субъектов общественного контроля;
Объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;
Обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;
Соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.
Субъекты общественного контроля могут быть следующие (статья 9): Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в своей деятельности могут создавать: общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.
Перечень прав и обязанностей полномочий субъектов общественного контроля достаточно широк (статья 10), однако, в части соблюдения и защиты прав и свобод граждан можно выделить следующие:
В случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
Обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
Обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Право субъектов общественного контроля обращаться в судебные инстанции в защиту прав неопределенного круга лиц является одним из важнейших, на наш взгляд, положений данного закона, которое существенно дополняет существующие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также существенно облегчает доступ граждан к правосудию и квалифицированной защите нарушенных прав.
В Законе дается определение Общественного инспектора, как гражданина, привлеченного на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки имеет право пользоваться необходимыми для эффективного проведения проверки правами, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.
В числе наиболее важных положений описываемого Закона можно отметить следующее:
Добровольность участия гражданина в общественном контроле (статья 3);
Недопустимость принятия нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля (статья 2);
Общедоступность информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (статья 8);
Лицо субъекта общественного контроля (в частности Общественный инспектор) не допускается к осуществлению общественного контроля при наличии конфликта интересов при осуществлении общественного контроля (статья 11).
Среди субъектов общественного контроля, деятельность которых в Законе напрямую увязана с наблюдением за соблюдением и защитой прав и свобод человека выделяются – Общественные наблюдательные комиссии (осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания) и Общественные инспекции и группы общественного контроля (осуществляют общественный контроль в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль).
Немаловажным, для целей реального содействия общественному контролю в том числе и в области защиты прав и свобод человека и гражданина, является тот факт, что в законе прописан порядок взаимодействия (права и обязанности) органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций осуществляющих в том числе отдельные публичные полномочия. Для целей настоящего исследования укажем на одну из обязанностей, указанную в п. 5, статьи 16 – «рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
В Законе выделяются и достаточно подробно описываются следующие формы общественного контроля:
Общественный мониторинг – осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. По результатам проведения общественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
Общественная проверка – совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Срок общественной проверки не может превышать 30 дней, а по её результатам организатор подготавливает итоговый документ (акт), содержащий, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений;
Общественная экспертиза – основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественная экспертиза не может проводиться по инициативе отдельных рядовых граждан, перечень возможных инициаторов прописан в статье 22 Закона и является исчерпывающим, а срок её проведения не может превышать сто двадцати дней. Необходимо обратить также внимание на то, что уже в 2008 году, за 6 лет до принятия описываемого Закона, Общественная палата РФ утвердила Положение о порядке проведения общественной экспертизы[19]. Итоговый документ по результатам общественной экспертизы должен, среди прочего, содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
Общественное обсуждение – используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Общественное обсуждение проводится публично и открыто и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто, а его участники вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вынесенным на общественные (публичные) слушания вопросам.
Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации на основании результатов общественного контроля, среди прочего, вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. В свою очередь, органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.
Остается сожалеть о том, что в описываемом Законе отдельно не прописана конкретная мера ответственности для должностных лиц за воспрепятствование деятельности субъектов общественного контроля, также как и для самих субъектов общественного контроля, в случае если они разместят в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» искаженные или недостоверные сведения о его (общественном контроле) результатах. В данном случае отражена отсылочная норма «…влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
[1] См.: Салищева Н.Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации// Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: ИГиП РАН, 1994. С.74-89
[2] См.: Авакьян С.А. Реализация норм советского государственного права// Сов. Государство и право. 1984. № 1. С. 15
[3] См.: Тутинас Е.В. Методы обеспечения и защиты прав человека и гражданина// Защита субъективных прав: история и современные проблемы. Волгоград: Изд-во Волг. Ун-та, 2000. С. 133.
[4] См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2004. С. 138
[5] См.: Котельникова Е.А. Административное право. Ростов-на-Дону, 2002. С. 130.
[6] См.: Овсянко Д.М. Административное право/ Под. ред. Г.А. Туманова. М., 1999. С. 108-109.
[7] См.: Гааг Л.В. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по материалам Западной Сибири). Автореф. канд.юрид.наук. Томск, 1998. С.11.
[8] См.: Горин А.Е., Перов О.Ю. Развитие принципа целесообразности в юридической науке и законодательстве// Современное право. 2009. № 3. С. 135-140
[9] См.: Семитко А.П. Гарантированность субъективных прав как критерий правового прогресса// Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1989. С. 68-69.
[10] См.: Масленников М.Я. Вопросы правового регулирования обращений граждан в сфере исполнительной власти// Институты административного права России. М.: ИГиП РАН, 1999. С. 196-200
[11] См.: Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений: проблемы законодательного регулирования// Государство и право. 1996. № 11. С.10.
[12] См.: Иванов О.В. Осуществление гражданами права на информацию при направлении обращений в государственные органы// Право в вооруженных силах. 2007. №3. С 24-26
[13] См.: Шикин Е.П. Общественное мнение и обращения граждан как источники информации об эффективности применения права// Сборник научных трудов. Уфа, 1970. С.72
[14] См.: Волкова Е.С. Реализация права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления через обращения граждан в данные органы// Материалы международной научной конференции. Новосибирск: СибАГС, 2005. С.46-48.
[15] См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
[16] См.: Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997. С. 11.
[17] См.: Федеральный закон от 9.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
[18] См.: Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2009г. №335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга»
[19] См.: Решение совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол N 4-С, «Об утверждении Положения о порядке проведения общественной экспертизы»
|