Каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат Конституции страны. Во-первых, потому что законов и других нормативных правовых актов принимается много, и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Нельзя не согласиться с данным высказыванием Н.П. Рубанова, ведь данная тема очень актуальна и принятие антиконституционных законов может серьёзно повлиять на права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Поэтому важность юридической силы такого судебного органа как Конституционный Суд неоспорима.
Чтобы законы были справедливыми и соответствовали Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации уделяет большое внимание законам, которые не соответствуют или противоречат Конституции Российской Федерации. Так, решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
В статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014), непосредственно описывается юридическая сила решения, принимаемого Конституционным Судом Российской Федерации. В нем говорится, что "Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия". Исходя из содержания данной статьи можно понять, что решения Конституционного Суда обладают большой юридической силой, присущей только данному судебному органу.
Общеобязательность юридической силы решений Конституционного Суда, а так же конституционных судов субъектов небезосновательна, она закреплена соответствующими законами, регулирующими деятельность органов конституционной юстиции:
Общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации установлено в основном законе государства – Конституции. В частности ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, которая гласит, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются общеобязательными. Данное обстоятельство зафиксировано в ст. 6 закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в данной статье говориться, что "Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений"
Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются окончательными и не подлежат обжалованию. Данная норма закреплена в ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную "Уголовным кодексом Российской Федерации" ст. 81 федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу немедленно после их провозглашения.
Так же особое значение для исполнения решений Конституционного Суда имеет порядок формирования судов общей юрисдикции, обратившихся с запросами в Конституционный Суд по поводу конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Это важно, поскольку обычный суд, обратившись в Конституционный Суд, как правило, останавливает судопроизводство по делу или исполнение принятого судом решения по делу до вынесения постановления Конституционным Судом Российской Федерации, что указывает Н.П. Рубанов.
Высокие юридические требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в том случае, когда в Конституционный Суд Российской Федерации поступит обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол обсуждения данного вопроса на её заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.
Подводя итог, можно сказать, что последствия и юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации имеют особое значение для эффективности системы конституционного контроля.
|