В настоящее время в отечественной юридической науке самостоятельность финансового права как отрасли права не вызывает сомнения. Она определяется особенностями механизма финансово-правового регулирования, нерасторжимостью и взаимообусловленностью его элементов, обособленностью финансового законодательства.
Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством финансовой деятельности, составляют предмет финансового права. Имущественная природа этих отношений предопределяет и избрание методов, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое регулирование. Метод финансово-правового регулирования определяется предметом финансового права, однако осуществление финансовой деятельности в условиях рыночной экономики и федеративного устройства государства обусловливает его зависимость от целей государственного строительства, а также желаемого уровня согласования частных и публичных интересов. Избранный государством финансово-правовой механизм регулирования оказывает значительное влияние на правовой статус и взаимоположение субъектов финансовых отношений, способы защиты и восстановления их нарушенных прав[1].
В литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права как отрасли в системе права. Утверждалось, к примеру, что это часть государственного и административного права, или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и главный аргумент - наличие у финансового права специфики в предмете и методе правового регулирования, что требуется для выделения совокупности юридических норм в отрасль права[2].
Прошло более двух десятилетий с тех пор, как положительный ответ на этот вопрос обоснованно утвердился, а дискуссия безболезненно и незаметно прекратилась. Ее бесперспективность и бесплодность особенно очевидны в современных условиях. Экономические преобразования, усиливая роль финансового механизма, вызывают необходимость более глубокой правовой регламентации его функционирования, обусловливают развитие финансового права Российской Федерации в качестве особой отрасли права.
Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне. Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права».
Категория «форма права», как наиболее широкая, отражает всю юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элементы, опосредующие экономические, политические, хозяйственные, культурные и иные фактические отношения, т.е. данный способ производства и обмена, данный тип экономического базиса. Под формой права подразумеваются, определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера[3].
В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.
В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права[4].
Материальные – коренятся, прежде всего, в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.
Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле.
Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию.
Названные три источника лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразнее, она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства. Одни из них находятся вне правовой системы, другие (обеспечивая внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность) – внутри ее. Они могут быть как объективными, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п.[5]. Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также известность научных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.
Таким образом, диалектическая взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.
В российской правовой системе, в общем виде, утвердились такие формы права как нормативно-правовой акт и договор с нормативным содержанием. В этом плане следует отметить, что противоречие права и конкретной действительности систематически обостряется различными обстоятельствами объективного и субъективного порядка, когда нормативные установления отстают от потребностей сегодняшнего дня, когда законодатель в результате политического компромисса создает противоречивые нормы, использует оценочные понятия, не раскрывая их содержания, отдает на усмотрение правоприменителя порядок и характер разрешения некоторых жизненных ситуаций и т.д. Поэтому в качестве факультативного (де-юре, но не де-факто – прим. автора дипломной работы) источника права используется судебная практика, в процессе которой не только детализируются и конкретизируются законы, но и вырабатываются правоположения, обобщающие целесообразный, не противоречащий действующему законодательству повседневный опыт разрешения спорных жизненных ситуаций. Этот опыт выражается в форме руководящих разъяснений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, использующихся как ориентир при разрешении конкретных дел.
Особое место среди источников права в современной России занимают решения Конституционного Суда РФ. Довольно часто Конституционный Суд рассматривается не столько как творец права, сколько как своего рода «негативный» законодатель, выбраковывающий дефектные нормы права из правовой системы. При этом реальный законодатель Судом не подменяется, так как Суд не отменяет закон де-юре, а лишь исключает его из системы правоприменения. Тем не менее, встречаются и авторы, напрямую признающие существование у Конституционного Суда самостоятельных правотворческих полномочий. В данном случае Конституционный Суд выступает уже в качестве «позитивного» законодателя, чьи решения и выраженные в них правовые позиции носят официальный и обязательный характер и по юридической силе приравниваются к самой Конституции[6].
Вышеизложенная система источников права в полной мере относится к источникам финансового права, но с известными оговорками.
Так, Ю.А. Крохина относит к источникам финансового права Российской Федерации только правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права[7], демонстрируя весьма узкий подход к пониманию внешних форм выражения финансового права.
В то же время А.А. Ялбуганов под источниками финансового права как отрасли права понимает официально признаваемые государством правовые формы, содержащие финансово-правовые предписания, в совокупности образующие систему источников позитивного финансового права (законы, международные договоры, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.). При этом им отдельно рассматриваются источники финансового права как отрасли правовой науки (нормативные правовые акты и иные источники позитивного финансового права, различные научные источники - монографии, диссертации, статьи и т.п.) и как учебной дисциплины (совокупность вышеназванных источников, дополненная соответствующими учебниками, учебно-методической литературой)[8].
В свою очередь, С.Г. Еремин еще более расширяет круг источников финансового права, утверждая, что в качестве источника финансового права можно рассматривать судебный прецедент, представляющий собой правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации.
Содержанием источников финансового права являются правовые нормы, регулирующие имущественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, отношения в сфере финансового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.
Источники финансового права выполняют две взаимосвязанные задачи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления. В результате осуществления государством и местным самоуправлением правотворческой функции и образуются источники финансового права. Во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов финансовых отношений.
При изучении источников финансового права следует учесть следующие особенности финансового законодательства:
-отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, регулирующего финансовые правоотношения;
-наличие множества подзаконных нормативных актов, содержащих нормы финансово-правового характера;
-постоянное изменение экономической ситуации в стране и изменение в связи с этим финансового законодательства.
Подводя краткие итоги, отметим, что основными источниками финансового права Российской Федерации выступают правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Основополагающими из них являются Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации[9]. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Какого-либо единого кодифицированного акта, регулирующего финансовые правоотношения нет, однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. Подобные правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права - конституционного, административного, гражданского. К таковым можно отнести Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.05.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (в ред. от 15.11.2010 г., с изм. от 07.02.2011 г.) «О банках и банковской деятельности», Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др.
При этом следует отметить, что источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности.
Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления активизировали нормотворческую деятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов.
Большую группу источников финансового права составляют подзаконные нормативные акты, такие как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы РФ и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать федеральным законам и конкретизировать их содержание, устанавливая механизмы реализации закрепленных в них положений.
Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.[10]. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах и в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).
Судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, также можно рассматривать в качестве источника финансового права наравне с другими финансовыми нормативными правовыми актами. Подобное мнение не лишено оснований, особенно в свете положений ст. 79 Закона о Конституционном Суде, устанавливающих, в частности, что в случае, когда признание нормативного акта неконституционным повлекло образование пробела в правовом регулировании, до принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что такое непосредственное применение, скорее всего, окажется невозможным либо крайне проблематичным без выявления соответствующих правовых позиций Конституционного Суда. Осуществляя же официальное толкование Конституции Конституционный Суд способен фактически выступить в роли второго законодателя[11].
В связи с тем, что идет активный процесс формирования и адаптирования финансового права к новым условиям жизни общества, вопросы системы финансового права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. Однако не следует отождествлять источники финансового права и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-правовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законодательство» может пониматься и в узком смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов подзаконного характера, что обусловливает оставление вне правового поля значительный массив источников финансового права.
[1] Крохина Ю. А. Финансовое право России Учебник для вузов М., 2004.
[2] Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 24-32.
[3] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003.
[4] Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.
[5] Разумовчч Н.Я. Источники и формы права // Сов. государство и право. 1988. № 3.
[6] Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001. С. 116.
[7] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М.: Инфра-М, Норма, 2011. С. 74-75.
[8] Ялбулганов А.А. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации // Финансовое право. 2007. № 2.
[9] Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус других субъектов РФ - Конституцией РФ и их уставами, принимаемыми законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.
[10] Соглашение между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ от 27 ноября 1992 г. № 3513 «О порядке использования на валютных биржах Российской Федерации части средств Восстановительного займа, предоставленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» // Россйская газета. 1993. 24 марта.
[11] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 206.
|