Конституция РФ (далее по тексту - КРФ)[1] выступает высшей формой установления и придания юридической силы нормативным положениям. Конституция – «это учредительный правовой акт, основной закон государства, принимаемый и изменяемый в усложненном порядке, обладающий в современных условиях особым объектом регулирования, высшей юридической силой и являющийся юридической базой для правотворчества, правоприменения и правосознания»[2].
Конституционные положения, таким образом, составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений. Сегодня особое, можно сказать, определяющее значение они приобретают применительно к сфере финансовой деятельности. Конституционные нормы являются отправной точкой, содержательной основой финансового законодательства страны, ориентиром для правоприменительной деятельности государственных органов в сфере финансовой деятельности страны.
Конституция страны выступает главным источником финансового права благодаря ряду своих специфических юридических свойств:
- конституция обладает высшей юридической силой, все финансовые предписания должны соответствовать конституционным положениям, образно система источников налогового права выглядит в виде пирамиды, во главе которой «безраздельно господствует» Основной закон страны;
- носит нормативный характер, т.е. содержит общеобязательные правила поведения, определяющие характер правового регулирования общественных отношений; Конституция РФ, таким образом, выступает правовым фундаментом российской правовой системы;
- Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на территории всей страны. Субъекты финансовых правоотношений имеют право при защите своих прав и законных интересов ссылаться только на конституционные формулировки.
С точки зрения содержания положения Основного закона страны можно условно разделить на две категории: нормы, пронизывающие все законодательство страны, и нормы, лежащие в основе построения отраслевых механизмов правового регулирования общественных отношений. Первая группа конституционных положений закладывает общий фундамент правового регулирования, закрепляет основные идеи, определяющие содержание российского права в целом. К их числу можно отнести, например, ст. 2, в соответствии с которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Такое же концептуальное значение для всей правовой системы имеет также ст. 8, закрепляющая единое экономическое пространство и равенство всех форм собственности.
В то же время Российская Конституция содержит ряд статей, которые имеют непосредственное отношение к той или иной отрасли права, являясь исходным фундаментом их построения.
В связи с этим пристальное внимание науки финансового права обращено на ряд статей:
- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57);
- ст. ст. 71 - 73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере публичных финансов;
- денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (п. 1 ст. 75); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (п. 2 ст. 75);
- система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (п. 3 ст. 75);
- государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (п. 4 ст. 75);
- для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Конституция РФ закрепляет также компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации (например, ст. ст. 106, 114).
Таким образом, в Конституции РФ содержатся нормы, являющиеся основополагающими принципами всего финансового права. Она гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, содержит нормы, которые закрепляют формы собственности, признаваемые и гарантируемые государством (ст. ст. 8, 9, 36).
В механизме правового регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ как на текущее финансовое законодательство, так и в целом на финансовое право. Подобное воздействие Основного Закона Ю.А. Крохина называет конституциализацией[3]. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права. Влияние Конституции РФ на регулирование финансовых отношений может проявляться в нескольких аспектах.
Во-первых, наиболее значимые публичные финансовые отношения имеют прямое закрепление в Конституции РФ и регулируются посредством реализации механизма прямого действия норм Основного Закона. Воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях механизма правового регулирования публичных имущественных отношений и различными способами. Влияние Конституции РФ на финансовое право начинает проявляться со стадии законотворчества и затем отчетливо прослеживается на правоприменительной и правореализационной стадиях.
Во-вторых, конституционное влияние на финансовое право проявляется в том, что финансовое законодательство регулирует соответствующий круг общественных отношений в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и под конституционным контролем. Ряд конституционных норм и принципов воспроизводят нормы финансового права и, наоборот, нормы финансового законодательства в необходимых случаях воспроизводят конституционные положения. Например, положения о денежной единице Российской Федерации и эмиссионных полномочиях Центрального банка РФ детально регламентируются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; нормы НК РФ, устанавливающие налоговую обязанность и регламентирующие процедуры ее исполнения основаны на ст. 57 Конституции РФ, закрепляющей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Возможность судебного конституционного контроля основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, свободное перемещение финансовых средств, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и т.д. Эти понятия являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.
В-третьих, положения Основного Закона могут быть одним из способов преодоления конкуренции правовых норм и разрешения юридических конфликтов. В сфере регулирования финансовых отношений конституционные нормы и принципы неоднократно использовались при отграничении финансового права от иных отраслей. Практическая реализация данного вида конституционализации осуществляется Конституционным Судом РФ.
Конституционные основы финансовой деятельности можно подразделить на политические, экономические и организационные принципы.
Политико-правовые принципы финансовой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.
Экономико-правовые основы финансовых отношений базируются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ финансовой деятельности государства, ибо эти постулаты рассматриваются одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России.
Организационно-правовые принципы финансовой деятельности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст. 12, 71-73, 130-132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере: ч. 5 ст. 101 - образование палатами Федерального Собрания РФ Счетной палаты РФ; ч. 3 ст. 104 - обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; ст. 106 - обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного регулирования и денежной эмиссии; ч. 1 ст. 114 - компетенция Правительства РФ по разработке и представлению Государственной Думе федерального бюджета, обеспечению его исполнения, а также по предоставлению Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета и др.
Направляющее воздействие Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).
Конституция РФ содержит концентрированное нормативное выражение финансово-правовых начал. Высшая юридическая сила Конституции РФ предопределяет условия эффективности ее воздействия на финансовое законодательство. Предназначение Конституции РФ как основного правового акта обусловливает определение ею главных задач и основных направлений финансовой деятельности государства.
Конкретизация же правового регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
[1] Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изм., внесен. ФКЗ от 14.10.2005 г.№6-ФКЗ) // Российская газета 1993. 25 декабря.
[2] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 39.
[3] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М.: Инфра-М, Норма, 2011. С. 76.
|