Вопрос национальности всегда стоял очень резко. Это обусловлено не только искусственными факторами, но также историческим развитием человечества. В первобытном обществе чужой всегда воспринимался негативно, как угроза или "досаждающий" элемент, от которого хочется избавиться. В современном мире этот вопрос обрёл более цивилизованные формы, но по-прежнему остался ключевым.
Что такое нация? Когда она возникла? Это одно и то же с понятием "народ", или же нация имеет собственные свойства?
Однако перед тем как определить, что такое нация, давайте разберемся с близким ей понятием. Что такое народ? Понятие народа введено человечеством достаточно давно.
Издревле оно обозначало определенную общность людей, связанных общим происхождением, проживанием на определенной территории, принадлежностью к конкретной культурной среде. [1]
В разные эпохи в категорию лиц конкретного народа мог быть различный допуск. Так, в античной Греции народом, в противопоставление варварам, были все, кто говорил на древнегреческом. Подобным образом обстояли дела и в Китае.
В средневековой Европе народом стали называть лишь привилегированные сословия, имевшие вес в феодальной структуре.
Многочисленные крестьянские массы виделись однообразной чернью во всех уголках континента. Сегодня народом, как правило, называют всех жителей определенного государства. Таким образом, концепция объединяет всех, кто имеет гражданство или подданство.
Что такое нация? Важно отметить, что в современной лексике существуют разные видения этого понятия и особенностей, характерных конкретно для нации.
Более того, существует некоторая коллизия с переводами с других языков.
Так, немецкое "volk" объединяет и нацию, и народ в одном слове. То есть для немцев нет различия.
В англоязычной специальной литературе выделяются понятия "nation" и "people". Последнее, впрочем, не совсем то же, что народ в русском языке. Русскоязычное понятие "нация" является в определенной мере продолжением народа, его развитием.
Если народ является больше биологическим или правовым единством, существовавшим с древних времен, то нация - социально-психологическое понятие. Для превращения народа в нацию ему необходимо осознать свою общность и совместную историческую судьбу. Это уже не просто набор одинаковых факторов вроде языка или культуры (хотя они крайне важны как базис), это психологическое осознание единства всеми членами нации и желание совместного развития. [2]
Высшей точкой развития любой нации считается создание собственного государства. Именно это стремление зачастую и определяет рождение нации в глазах историков и социологов.
Политические и этнические нации - современные исследователи феномена выделяют именно такие две формы среди современных наций. Кратко говоря, они отличаются в отношении некоренных элементов. Этнические нации ставят во главу угла кровное единство и биологические признаки. Классическим примером такой нации являются поляки и немцы.
Глобализация мира и массовая миграция породили необходимость интегрировать инородные элементы в общность нации. Так, во французском массовом сознании французами стали и потомки мигрантов из стран Магриба. Разумеется, для этого им необходимо разделять исторические устремления данной нации. Необходимость концепта политической нации создает и возникновение полиэтнических государств (вроде США или СССР). Понятие "советский человек" становится в таком случае инструментом для объединения разнородных элементов в одно тело. [3]
А помогает в объединении людей общий язык и культура. На основе учения о языковых семьях можно сделать выводы о том, какие народы имеют между собой сродство, а какие нет. Но кроме этого, не только культурное, но и биологическое происхождение народов привязывают к названной теории.
Народ и нация - понятия не тождественные, так же как национальность и нация. Все зависит от точки зрения и культурной идеологии. В странах постсоветского пространства этим словом выражается этническая общность, но она не охватывает всех, кто подпадает под определение нации. В Европе национальность - это принадлежность к нации по праву гражданства, рождения, воспитания в закрытой среде.
Одно время бытовало мнение, что нации мира формируются по генетическому признаку, однако на практике можно встретить такие сочетания как, русский немец, украинский поляк и многие другие. В этом случае наследственность совершенно не играет роли в самоидентификации человека как гражданина страны, тут превалирует нечто более сильное, чем заложенные в каждой клеточке тела инстинкты.
Для того чтобы представители народа или государства осознали себя как нацию, необходимо дать людям общие интересы, стремления, способ жизни и язык. Но вот чтобы нивелировать эти особенности в отношении других народов, нужно нечто большее, чем культурная пропаганда.
Здоровье нации проявляется в ее однородном мышлении. Все ее представители готовы отстаивать свои идеалы, они не сомневаются в правильности принятых решений и чувствуют себя единым организмом, состоящим и большого количества клеток.
Такой феномен можно было наблюдать в Советском Союзе, когда идеологическая составляющая настолько сильно влияла на самоидентификацию человека, что он с детства чувствовал себя гражданином огромной страны, в которой все мыслят синхронно. Нация - это широкое понятие, которое дает возможность очертить свои границы. На данный момент ни этническая принадлежность, ни политические границы или военная угроза не могут повлиять на ее формирование.
Понятие "представитель национального меньшинства" стало использоваться только в XVII в международном праве. Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств. Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.
В пределах одной нации или страны могут существовать отдельные этнические группы, отличающиеся своими культурными особенностями и традициями. По сути, этническая группа - это часть этноса, некая общность, которая сформировалась на определенной территории исторически.
На сегодня этническая группа - это важный объект исследования для таких наук, как история, география населения, культурология.
Очень интересна этимология слова "этнос". С древнегреческого языка его можно перевести как "не грек", то есть, по сути, "этнос" - это чужак, иностранец. Древние греки использовали этот термин для обозначения различных племен не греческого происхождения. А вот себя они называли другим, не менее известным словом - "демос", что в переводе означает "народ". [4]
Позже термин перекочевал и в латинский язык, в котором появилось и прилагательное "этнический". В Средние века он также активно употреблялся в религиозном значении, будучи синонимом слов "нехристианский", "языческий". Сегодня "этнос" стал чисто научным термином, которым обозначаются все виды этнических групп. Наука, занимающаяся их изучением, называется этнографией.
Какое же значение этого термина? И каковы его особенности и отличительные черты? Этническая группа - это устойчивая общность людей, которая сформировалась на определенной территории и имеет свои отличительные характеристики. О признаках такой группы речь пойдет немного позже. В науке данный термин очень часто отождествляют с такими понятиями, как "этничность", "этническая идентичность", "нация".
А вот в правовой сфере он и вовсе отсутствует - там он часто заменяется терминами "народ" и "национальное меньшинство".
Отсутствие четких определений этих понятий - серьезная научная проблема. Многие ученые полагают, что за каждым из них скрывается свой конкретный феномен, поэтому отождествлять их нельзя. В определении понятия "этническая группа" советские исследователи часто злоупотребляли категориями социологии, а западные - психологии. Западные ученые выделяют две очень важные черты этнических групп: во-первых, они не имеют своей собственной государственности; во-вторых, имея свою историю, этнические группы не являются активными и важными историческими субъектами.
Все существующие этнические группы имеют приблизительно одинаковую структуру, которая состоит из трех основных частей: Ядро этнической группы, для которого характерна компактность проживания на конкретной территории. Периферия - часть группы, которая территориально обособлена от ядра. Диаспора - эта та часть населения, которая территориально рассеяна, в том числе, она может занимать территории других этнических общностей. [5]
Существует несколько признаков, по которым конкретного человека можно отнести к той или иной этнической группе. Примечательно, что эти характеристики сами члены общности считают для себя значимыми, они лежат в основе их самосознания.
Вот главные признаки этнической группы: родство по крови и браку (данный признак считается уже несколько устаревшим); общая история происхождения и развития; территориальный признак, то есть привязка к конкретной местности, территории; общий язык; свои культурные особенности, а также традиции.
На сегодня существует несколько классификаций этносов и этнических общностей: географическая, лингвистическая, антропологическая и культурно-хозяйственная. К этническим группам относятся следующие типы (уровни): Род - не что иное, как тесная общность кровных родственников. Племя - это несколько родов, которые связаны между собой общими традициями, религией, культом или общим диалектом.
Таким образом, этнические социальные группы - это довольно интересный феномен и отдельный объект исследований. Изучая отдельные общности, мы не только узнаем об их культурных или исторических особенностях, но также воспитываем в себе толерантность, терпимость и уважение к другим этносам и культурам.
В конечном итоге, понимание и уважение особенностей других этнических групп приводит к существенному уменьшению этнических споров, конфликтов и войн.
Народность - это особая этническая группа, которая сформировалась исторически и объединена одним языком, культурой, верой и общей территорией.
Нация - это наивысшая форма развития этнической общности, для которой характерны общая территория, язык, культура и развитые экономические связи.
В России с ее многонациональным укладом этническая идентичность русских достаточно самобытно сочетается с государственной.
Причин тому немало - от имперского прошлого до многочисленных исторических потрясений советской эпохи.
Такие понятия, как этнос и нация, долгое время уступали в общественном сознании наших сограждан понятиям государственности и общественным ценностям советского строя.
Многие исследователи сходятся во мнении, что русская национальная идея должна быть свободна от имперских установок и узких национальных интересов и должна представлять собой поиск новых способов совместного существования многочисленных народностей Российского государства для преодоления экономических кризисов и отражения внешних угроз.
[1] См.: Ирхин Ю.Н. Политология: Учебник. - М.: Экзамен, 2013. - С. 311.
[2] См.: Семенов Ю.И. Этносы, нации, расы. Социальная философия. Курс лекций. - М.: Издатель С.А. Савин, 2008. - С. 28.
[3] См.: Козлов В.И. Классификация этнических общностей // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. - С. 25.
[4] См.: Коркмазов А.Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 1. - С. 7.
[5] См.: Пивоев В.М. Этнос и нация: проблемы идентификации. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2010. - С. 11.
|