Понедельник, 25.11.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Социополитические, духовно-религиозные и социально-психологические основы современного исламского терроризма

Говоря об идейных истоках современного терроризма, следует обратить внимание на религиозный экстремизм, который получил довольно заметное развитие в течение последнего столетия, особенно в восточных странах. Так, М. Джен-Франсис отмечал: «Одно из значительных изменений, произошедших в области терроризма за последние 20 лет, заключается в том, что все больше террористических группировок ссылаются на религиозные верования как на источник легитимности своихдействий»[1].

Наибольшее внимание привлекает к себе исламский терроризм. В общественном мнении во всем мире, с согласия и даже при одобрении ряда западных ученых и политиков, возникает тенденция считать, что настоящим источником терроризма является ислам. При этом игнорируются экономические и социокультурные аспекты проблемы. Так, в работе Э. Хоталинга религиозные причины исламского терроризма называются приоритетными по сравнению с другими, автор даже делает ссылку на суры Корана, в которых говорится о ненависти к «неверным»[2].

Религиозные основы терроризма выделяет и специалист Гарвардского университета Д. Стерн. Несмотря на то, что в целом он склонен оценивать терроризм как атрибут «столкновения цивилизаций», Стерн отмечает довольно интересные моменты, касающиеся непосредственно психологической природы терроризма. Так, по его мнению, мусульмане стремятся обосновать свою агрессию как месть за унижение, как «божий гнев» и как желание «очистить мир от скверны прошлого на заре нового тысячелетия»[3].

Интересно также высказывание Д. Соколова, причастного к подрыву автобуса в Волгограде 21 октября 2013, который прокомментировал события в Волгограде так: «На самом деле вышло хорошо, но могло бы быть и лучше». На вопрос о том, знает ли он, сколько погибло мирных людей, он ответил: «6 человек. Почему они мирные? Они неверующие и этого достаточно»[4].

Корни исламского терроризма в религиозных установках и образовании склонны отмечать и многие другие ученые. И, между прочим, исламские публицисты также не могут не отметить того, что практически все масштабные теракты последних лет готовились мусульманскими террористами. И действительно, законы шариата, по которым живут мусульмане многих стран, позволяют убивать «неверных» во имя джихада. Причем эти публицисты призывают весь исламский мир к осознанию данной проблемы и, как следствие, к активным шагам на пути к отказу от терроризма как метода борьбы за свои интересы.

Трагические события 11 сентября 2001 в значительной степени способствовали возникновению этих предубеждений. К счастью, некоторые организации специально указывают на характер борьбы с терроризмом. Так, на пленарном заседании Парламентской ассамблеи НАТО, состоявшемся в Оттаве 9 октября 2001, было сказано: «Мы не попадем в ловушку, расставленную террористами, которые пытаются втянуть нас в конфликт между религиями и культурами. Мы даем слово защищать цивилизацию и культуру от варварства. Эта борьба, в основе которой лежат общие ценности, объединяет все религии и все культурные традиции»[5].

Необходимо помнить, что существующее видение ислама как религии террористов, не является корректной, в связи с тем, что «терроризм порождается не этой религией, а попытками отдельных групп и организаций использовать ее для оправдания своей преступной деятельности. Об этом свидетельствует позиция мусульманских государств. Они стремятся к уважению своей религии, своих культурных и цивилизационных особенностей. Они заявляют о готовности вносить вклад в обеспечение общих интересов и решительно осуждают терроризм, жертвами которого многие из них являются»[6].

Современные исламские террористы заявляют, что действуют во имя ислама. Но из соображений пропаганды большинство террористов избегает использование термина «терроризм». Террористы обосновывают свои действия так, словно они ведут «войну», а гражданские цели - это «фронт». Подтверждение своим принципам они находят в современных священных текстах (фетвах), которые выдают религиозные лидеры. В феврале 1998 года Бен Ладен издал фетву против евреев и христиан-«крестоносцев» от имени Международного исламского фронта, куда входят группировки Хамас, Исламский джихад и Хезболла, которая гласила: «.. приказ убивать американцев, их союзников-гражданских и военных - обязанность каждого мусульманина, который в состоянии выполнить это в любой стране, где он сможет, во имя освобождения мечети аль-Акса и Святой мечети в Мекке от их влияния и с целью заставить их войска убраться из исламских территорий побежденными, неспособными угрожать кому-либо из мусульман. Это соответствует словам всемогущего Господа: «и сражайтесь с неверными все вместе так же, как и они сражаются с вами все вместе, и сражайтесь с ними до тех пор, пока не прекратится смятение и давление, и воцарится справедливость и вера в Бога». Мы - с Божьей помощью - обращаемся к каждому мусульманину, который верит в Господа и требует вознаграждения за подчинение воле Божией, убивать американцев, забирать их деньги в любом месте и в любое время, когда они найдут их»[7]. К сожалению, сегодня многие обращаются к этому «священному тексту» для оправдания жестокости и насилия.

Еще одним опытом исследования мировоззрения Бен Ладена является работа анонимного автора. В своей книге автор показывает глубину убежденности террориста № 1 в своей борьбе против «крестоносцев»[8]. Исследователь подчеркивает, что в самой исламской религии заложены основы религиозной войны, направленной против неверных. По его словам, Бен Ладен борется с христианами и иудеями исключительно потому, что они потеряли веру в Бога, думают только о деньгах и, в то же время, преследуют правоверных мусульман.

Если рассматривать терроризм как войну, так как утверждают сами террористы, их действия подлежат осуждению с позиций ислама, поскольку ислам строго ограничивает применение военной силы. В Исламе применение вооруженной силы разрешено только со стороны легитимного органа и только для предотвращения деятельности того, кто мешает сохранению состояния мира и покоя, и только тогда, когда все другие меры исчерпаны.

Так, по итогам чрезвычайной сессии Исламской конференции министров иностранных дел было отмечено, что «позорные акты террора противоречат божественному учению ислама о терпимости, осуждающему агрессию, призывающему к мирному сосуществованию, уважению среди людей, в котором высоко ценится достоинство человеческой жизни и запрещается убийство невиновных лиц»[9].

Существует также множество других подобных примеров моральной ответственности государств, осуждающих действия террористов. Так, сотни исламских лидеров и ученых пакистанского племенного региона Северный Вазиристан вынесли коллективную фетву о том, что атаки террористов-смертников противоречат исламу. Они призвали всех иностранных боевиков, скрывающихся на территории страны, сложить оружие и прекратить теракты[10].

Однако необходимо отметить, что ислам абсолютно необходим, потому что его исповедует пятая населения Земли. Невозможно ни установить, ни поддерживать в мире демократический строй, игнорируя при этом устремления и этические представления пятой части населения. Но есть и еще одна, более глубинная причина, по которой ислам - ключевой партнер в достижении демократии и мира на планете. Именно ислам ставит превыше всего те ключевые ценности, на основе которых может быть построено демократическое плюралистическое общество, а именно: равенство, свободу, справедливость, межрасовою и межрелигиозною солидарность и сотрудничество.

Не будет ошибкой сказать, что впервые нормы гуманитарного права возникли именно в исламской традиции. Хотя ислам и моложе христианства, исламская традиция войны и мира сложилась ранее христианской. Еще в 7-м веке пророк Мухаммед первым в истории человечества заложил основы гуманитарного права, создав тем самым одну из самых молодых отраслей современного международного права. Каноны Ислама категорически запрещают убивать во время военных действий всех тех, кто не воюет: детей, женщин, немощных, священников, занятых богослужением, тех, кто сложил оружие, тех, кто попали в плен. Ислам наложил запрет на пытки, издевательства над телами погибших, уничтожение посевов, деревьев, скота, жилищ[11].

Но учитывая последние события, так называемые «исламские террористы» нарушают исламские правила ведения войны, поскольку главной целью террористов становятся именно гражданские люди. Итак, идеология исламских террористов представляет собой порочный круг: они якобы защищают ислам тем, что нарушают его основные законы.

На съезде в Ассизи в сентябре 1994 г. представители почти всех религий и конфессий подписали декларацию, которая гласит: «Во имя Бога мы провозглашаем всем людям, верующим и неверующим: священной войны не бывает. Священным есть только мир»[12]. С 7 по 9 февраля 1994 г. в Стамбуле проходила Международная конференция по вопросам мира и толерантности, на которой собралось более ста высокопоставленных представителей иудаизма, христианства и ислама. В заключительной декларации конференции говорится, что войну нельзя оправдать именем Бога, а преступление, совершенное во имя веры, есть преступлением против веры[13].

Именно поэтому в профилактике терроризма все большую значимость приобретает просвещение населения, основной целью которого должно стать разъяснение положительной сущности конфессий, а также их нетерпимости ко всякому насилию. Это особенно касается мусульманской религии, которая в последнее время все чаще, к сожалению, становится идеологической основой терроризма. Населению необходимо разъяснять, что существуют не только воинственные радикальные трактовки ислама (например, ваххабизм), но и его либеральные течения. К их числу можно отнести, например, джадидизм, который терпимо относится к представителям других религий, «соединяет исламские традиции с демократическими ценностями», а также трактует джихад не как войну против неверных, а как «усердие «в борьбе с неверием внутри себя».

Несомненно, большое внимание следует уделить роли государства. Государство и религия являются двумя важными элементами, которые лежат в основе общества. Первая подразумевает верховенство закона, а вторая - суть закона - нравственность и духовность. Власть, мораль и нравственность - эти понятия дополняют друг друга в жизни общества. Религия, религиозные лидеры и религиозные организации должны способствовать укреплению государственной власти за счет своей деятельности в сфере духовности, поскольку сильная власть имеет возможность решительно обеспечивать свободу убеждения и вероисповедания. Иными словами, власть и законы, являются результатом нравственных и духовных критериев, которые должны в совокупности играть главную роль в обществе.

В обществе, построенном на демократической основе, государство должно создавать равные условия для всех религий и убеждений. Государство не должно заниматься лоббированием одной религии. Мы полагаем, что одной из основных причин безуспешности длительного межэтнического противостояния является представление религий привилегированными, традиционными, нетрадиционными и деструктивными, построение взаимоотношений с ними на этой основе. Если речь идет об убеждении, то нас должно интересовать, является оно здоровым или нездоровым, полезным для общества или вредным. Если вредное убеждение примет форму религии, то оно должно встретить серьезное сопротивление со стороны общества, государство должно способствовать этому. Борьбу с вредной формой убеждения, которая распространяется под прикрытием религии, нельзя расценивать как посягательство на свободу вероисповедания. К сожалению, ряд международных организаций подходит к этому вопросу именно так. В обществе единственным всеобщим законом для граждан, исповедующих различные религии и идеологии, должна оставаться конституция государства.

Таким образом, выполняя свой долг и защищая граждан, государство должно не только проводить границу между исповеданием веры в соответствии с законом, с одной стороны, но и ее злонамеренными искажениями - с другой; поддерживать, а в случае необходимости, защищать последователей той или другой религии от неразумных и неоправданных действий других людей. В наше время закон должен оставаться важным моральным критерием и главным гарантом реализации прав человека.

Для религии и религиозных деятелей духовность человека и религиозные взгляды являются приоритетной областью деятельности. Воспитывая высоконравственных и духовно чистых людей, религиозные деятели и лидеры могут, не вмешиваясь в политику, выполнять свою священную миссию и помогать государству. Препятствуя превращению ультра крайнего религиозного фанатизма в экстремизм, они могут приносить большую пользу обществу. По нашему мнению, это можно признать оптимальной формой существования отношений между религией и государством в современном демократическом обществе, и эти отношения должны строиться на такой фундаментальной основе.

Выражая основные вопросы антропологическо-правового соотношения терроризма и религии, можно найти общую основу, благодаря которой мусульмане и немусульмане смогут спокойно сосуществовать в демократическом плюралистическом обществе, которая позволит защитить право человека открыто исповедовать свою веру. Так, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо помнить, что Коран велит мусульманам находить почву для сосуществования с другими религиозными общинами. Такой почвой является уважение к свободе и независимости различных религиозных общин. Ни одна из них не должна присваивать право навязывать свой образ жизни другим. Кроме того, в Коране ясно сказано, что силе не место в религиозных делах.

Во-вторых, как граждане мы должны помнить, что права включают в себя обязанности. Мы не должны, думать, что права - это только свобода, не должны использовать их во зло. Государство обязано защищать граждан от тех, кто пользуется религией для подстрекательства и оправдания убийства, должно использовать свою власть с оглядкой, так, чтобы не пострадали невиновные верующие.

Необходимо помнить о толерантности - праве человека вести себя в соответствии со своей верой, даже если нам это не нравится. Быть толерантным, то есть никого не принуждать к изменению своих убеждений, уважать мнения и привычки, которые кардинально отличаются, быть свободным от предубеждений. Толерантность в широком смысле слова - это готовность каждого признать право других быть не таким, как он сам, уважать чужое мнение, а не оценивать его. Носителем этой ценности является не государство, а человек. Однако государство обязано принимать меры, чтобы обеспечить уважение ко всем людям, воспитывать в обществе толерантность - залог мира и безопасности.

 

[1] Mayer Jean-Franzois, «Cults, Violence and Religious Terrorism: An International perspectives» in Studies in Conflicted Terrorism, 24, 200, p. 361.

[2] Hotaling E. Islam Without Illusions: Its Past, Its Present and Its Challenge for the Future, NY : Syracuse University Press, 2003. -216p.

[3] Mayer Jean-Franzois, «Cults, Violence and Religious Terrorism: An International perspectives» in Studies in Conflicted Terrorism, 24, 200, p. 361.

[4] У Пакистані винесли фетву про те, що атаки смертників суперечать ісламу [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://umma.ua/uk/news/ world/2011/06/22/766.

[5] German reader Reiterates Solidarity with U.S. Remarks by the President and Chancellor Schroeder of Germany in Press Availability 09.10.2001, The White House, 09.10.2001. 2 February.

[6] Лукашук И.И. Мировой порядок XXI века / И.И. Лукашук II Междуна¬родное публичное и частное право. - 2012.-№1.-С.4-10

[7] Hotaling E. Islam Without Illusions: Its Past, Its Present and Its Challenge for the Future, NY : Syracuse University Press, 2003. -216p.

[8] Ас-сайид Сабик, Фикхас-сунна, Каир : Дар аль-Фатх, 2012, - С. 5-11.

[9] Международное право «International Taw». - 2014. - № 1(17). - С. 225.

[10] У Пакистані винесли фетву про те, що атаки смертників суперечать ісламу [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://umma.ua/uk/news/ world/2011/06/22/766.

[11] Свод хадисов Бухари, «Мезалим»; Свод хадисов Сабуни, «Раваиуль Баян», - С. 1,216-217.

[12] Cited by Talbi, «Lе message de paix», p. 237-238.

[13] Jacob, Xavier, «Pes relations islamo-chretiennes Turquie» in Islamo- christiana, (Rome)21, 1995,p. 111.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.03.2017)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%