Формирование антиэкстремистской, антитеррористической идеологии в молодежной среде является актуальной зада - чей органов власти и институтов гражданского общества. Особую значимость эта задача имеет для полиэтнических регионов, имеющих достаточно высокую степень социальной напряженности.
Распространение идеологии экстремизма и терроризма затронуло не только северокавказские республики, но и ряд других регионов, в частности республики Татарстан, Башкортостан, Ставропольский край, Москву и др. Наблюдается возрастание роли и значения религиозной составляющей общественного сознания населения в республиках, устойчивая тенденция экстремистских настроений у молодежи, живущей в больших городах, полиэтнических регионах.
Среди общих факторов напряженной социально - политической обстановки в регионах эксперты выделяют рост уровня террористи - ческих угроз. Согласно данным опроса, наиболее высокий уровень террористических угроз (средний балл по 10 - балльной шкале, где 0 — полное отсутствие угрозы, 10 — максимальный уровень угрозы) наблюдается в Республике Дагестан — 7,36 баллов, средний уровень — в Республике Татарстан (4,45 баллов), более низкий уровень — в Республике Башкортостан (2,26 баллов). Как отмечают эксперты, в Республике Дагестан с ее многонациональностью все активнее проявляется идеология экстремизма и терроризма, наблюдается все большая разобщенность на вну - триконфессиональном уровне, что во многом обусловлено сложной криминогенной обстановкой в регионе, радикализацией религиозных движений, значительным ростом числа молодежи — приверженцев так называемого нетрадиционного ислама — ваххабизма. Все это, по мнению экс - пертов, при отсутствии грамотной работы может неизбежно вылиться в конфликты со сторонниками традиционного тарикатского ислама. Это находит подтверждение в фактах целого ряда терактов, направленных против авторитетных сторонни ков традиционного ислама. Это убийства ректора Института теологии и междуна - родных отношений М. Садикова и его племянника З. Мусаева (июнь 2011 г.), шейха Сиражутдина Хурикского (октябрь 2011 г.), шейха Саида Афанди аль Чиркави (август 2012 г.). Этноклановые противо - речия, коррупция, ограничение призыва в армию РФ с Северного Кавказа могут только усугубить ситуацию[1].
Эксперты выделяют следующие целевые группы, аудитории, на которые, прежде всего, направлена пропаганда идей экстремизма и терроризма: молодежь —60,4% (Республика Башкортостан — 40,0%, Республика Дагестан — 81,6%, Республика Татарстан — 56,5%); безработная молодежь — 11,5% (Республика Башкортостан — 5,7%, Республика Дагестан — 21,1%, Республика Татарстан —4,3%); молодежь, вовлеченная в религиозные и националистические движения — 5,3% (Республика Башкортостан —2,9%, Республика Дагестан — 7,9%, Республика Татарстан — 4,3%); а также молодая интеллигенция, выходцы из периферии, малых городов, группы с низкими доходами — по 3,2%[2].
Распространение в молодежной среде радикалистских настроений обусловлено весьма широким участием подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка, нарастанием протестных настроений в молодежной среде, поиском альтернатив. Социальная неопределенность, тревожность и риски, деформация общественных ценностей и правосознания негативно влияют на нравственно психологическое сознание и поведение молодежи, повышается уровень ксенофобии, нетерпимости, молодое поколение (особенно в под ростковом возрасте) не имеет достаточно твердой установки на неприятие идей экстремизма и терроризма и, тем более, противодействие им.
При таких условиях деструктивным силам легче использовать мало просвещенную молодежь для пропаганды идей экстремизма и терроризма, раскачивания ситуации в регионе, вплоть до прямого негативного влияния на власть.
Наиболее проблемными социальными группами, категориями молодежи, по мнению экспертов, являются: 1) безработная молодежь — 45,8% (Республика Башкортостан — 51,4%, Республика Дагестан — 47,4%, Республика Татарстан — 34,8%); 2) студенты — 29,2% (Республика Башкортостан — 22,9%, Республика Дагестан — 44,7%, Республика Татарстан — 13,0%); 3) школьники — 19,8% (Республика Башкортостан — 22,9%, Республика Дагестан — 21,1%, Республика Татарстан -13,0%).
Безработная молодежь, по мнению экспертов, - потенциальная группа для пополнения рядов религиозных экстремистов. Безработные молодые люди, у которых часто нет образования, которые озлоблены на общество и государство, употребляют алкоголь и наркотики, в силу малой защищенности наиболее агрессивно настроены и не толерантны. Безработные не являются организованной категорией населения, поэтому наименее подвер жены позитивному антиэкстремистскому, антитеррористическому системному влиянию. Испытывая наибольшие жизненные трудности, они наиболее восприимчивы к перенятию идеологии экстремизма и терроризма.
Школьники и студенты - категории молодежи с несформировавшейся психи кой, наиболее управляемые, податливые к религиозной нетерпимости, которыми можно легко манипулировать. Школьники -это те категории, которые в силу мораль ной незрелости, неспособности мыслить самостоятельно наиболее подвержены чужому влиянию, «ведомости», во многом зависят от родителей и окружения, готовы совершать плохие поступки для продвижения в жизни или для того, чтобы быть как все, не выделяться. Отсутствие воспитательных процессов в семье и школе сказывается на том, что жизненные цели под ростков связаны, прежде всего, с достижением материальных благ, им свойственны цинизм, беспринципность, нравственная распущенность. Свой досуг они проводят в Интернете, в котором легко зарядиться экстремистским настроением.
Юношеский максимализм и односложное черно белое восприятие меж национальных и межрелигиозных отношений чаще всего встречаются в студенческой среде и уменьшаются после завершения учебы в вузе. У студентов, как отмечают эксперты, в соответствии с возрастом особенно высоки протестные настроения, они испытывают трудности с адаптацией при переходе в новую социально культурную среду, более активны и решительны, постоянно находятся в поиске применения знаний, полученных в вузе[3].
Многие учащиеся, студенты республик возмущены коррупцией в школах и вузах. В Республике Дагестан, как отмечают экс перты, значительная часть студентов - дети обеспеченных родителей - своим поведе нием, показным благополучием провоцируют напряженность в молодежной среде. Студентам в Татарстане, по мнению большинства экспертов, уделяется внимание, они достаточно «управляемы». Однако часть студентов, «составляющих особую социальную группу, а именно выходцы из южных республик, особенно с Северного Кавказа, не проявляют ни малейшего уважения к устоям и порядкам регионов, в которых они теперь проживают».
Среди неформальных групп молодежи, по мнению экспертов, наиболее проблемными являются: на первом месте участники неформальных националистических и религиозных сообществ (объединений) — 34,4% и 32,3%; на втором — болельщики, футбольные фанаты — 30,2%; на третьем — рокеры и байкеры — 14,6%[4].
У молодых сторонников разного рода радикальных (неформальных) течений личная готовность принять участие не только в идейном, но и физическом противостоянии может сочетаться с невысоким уровнем образованности и общей неразвитостью рационального мышления.
Как отмечают эксперты, такие сообщества в меньшей степени ориентированы на диалог с властью и обществом. Многие из молодых специалистов, получивших высшее и среднее профессиональное образование, не находят себя в официальных сферах общественной жизни, уходят в неформальный сектор, национальные и религиозные сообщества, в рамках которых производится обработка молодежи, в т.ч. в русле идеологии экстремизма и терроризма.
Другие неформальные группы молодежи — спортивные болельщики, рокеры и байкеры, — по мнению экспертов, обычно действуют большими группами, поэтому даже если каждый из них будет толерантен и миролюбив, в толпе из за куража, анонимности, измененного состояния сознания и т.д. они могут быть весьма опасны.
Поэтому в формировании антиэкстремистской, антитеррористической установки необходимо учитывать особенности каждой категории молодежи. Именно на данном этапе проходит самоопределение, избирательное отношение к ценностям и интересам, складываются идеологические установки и позиции. На молодежную аудиторию необходимо активно воздействовать как через обучающие программы и мероприятия в системе образования, так и через СМИ (телевидение, радио и печать, Интернет), а также по месту жительства. Главная задача — посредством образовательных и воспитательных пропагандистских мероприятий сформировать стойкое и осознанное неприятие и противодействие идеологии экстремизма и терроризма.
В целом эксперты дают невысокую оценку эффективности идеологического противодействия экстремизму и терроризму в полиэтнических регионах (по 10 балльной шкале): в Республике Дагестан средний балл составляет 3,73; в Республике Татарстан — 4,1; в Республике Башкортостан — 4,97[5].
Как таковой, систематической идеологической работы, по мнению большинства экспертов, как государственными органами власти, так и институтами гражданского общества не ведется, особенно она слабо дифференцирована в различных социальных группах, прежде всего в молодых и малообеспеченных семьях. Как правило, государство борется уже с самими террористами, а не с причинами их появления и целями, которые они пре следуют, или боится воспроизводить и критиковать идеи и аргументы террористов. Недостаточно аргументированно разоблачаются основные позиции экстремистов и террористов, они либо про сто отвергаются, либо замалчиваются без контраргументации, что само по себе может дать обратный эффект.
Несколько «инертное» взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, правоохранительных органов с представителями институтов гражданского общества, СМИ, научных сообществ, различных традиционных религий не способствует совместному противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма.
В связи с недостаточным вниманием со стороны власти к обострившимся проблемам, связанным с распространением идеологии экстремизма и терроризма, ростом факторов интолерантности в молодежной среде назрела необходимость формирования новой системы воспитания и образования для сохранения сильных традций межэтнического добрососедства, толерантности. Как отмечают эксперты, существующая система воспитания молодежи в духе толерантности недостаточно эффективна, она в большей степени формальна — ограничивается декларированием важности толерантности. Отмечается отсутствие глубинного анализа и объяснения причин возникновения конфликтов в обществе и путей их решения.
В целом большинство экспертов дали среднюю оценку системе образования и воспитания в духе толерантности (по 10 - балльной шкале): в Дагестане и Татарстане в среднем 4,27 и 4,68 баллов, немного лучше в Башкортостане — 5,88 баллов. Многие эксперты отмечают, что их регионы, исторически многонациональные и многоконфессиональные, являются примером толерантности и миролюбия, а их населению присуще понимание по отношению к представителям других национальностей и религий[6].
Большое значение для недопущения (ограничения) негативного воздействия на молодое поколение сомнительных в нравственном отношении и криминальных кампаний приобретает сохранение и обогащение духовно идеологического влияния учебных заведений на учащихся (студентов). Однако в функционировании современной системы образования и вос питания молодежи в духе снижения конфликтогенного потенциала, по мнению экспертов, существуют следующие проблемы.
На первом месте — полное отсутствие или размытость идеологических ориентиров. Так считают 40,6% экспертов (Башкортостан — 54,3%, Дагестан — 39,5% Татарстан — 21,7%). Это обусловлено отсутствием четкой государственной политики развития системы образования, национальной и молодежной поли тики руководства региона и программ формирования идеологии патриотизма. Большинство экспертов считают, что пока наблюдается приоритет региональных ценностей и идентичностей по отношению к общероссийским, федеральным. Отмечается региональный сепаратизм, снижение роли позитивных социально нравственных норм, процветание «показухи»[7].
На втором месте — негативное влияние СМИ, Интернета. Это мнение 26,0% экспертов (Башкортостан — 34,3%, Дагестан —21,1% Татарстан — 21,7%). По -прежнему нерешенным остается вопрос эффективного противодействия распространению материалов экстремистской направленности через СМИ, Интернет. В сети существуют и активно действуют сотни интернет сайтов, содержащих матери алы, пропагандирующие особые права граждан по национальному, расовому и религиозному признаку, провоцирующие разжигание межнациональной или межконфессиональной вражды. Засилье иностранных фильмов, пропагандирующих насилие, «красивую жизнь» без забот, пропаганда жестокости в СМИ во многом способствуют духовной деградации общества, разжиганию межнациональной розни, негативно влияют на общий уровень населения. По мнению некоторых экспертов, отдельные федеральные СМИ поддерживают агрессивные настроения, способствующие раздуванию социальных (межнациональных, религиозных, миграционных) конфликтов.
На третьем месте — снижение общего уровня образования. Так считают 22,9% экспертов (Башкортостан — 20,0%, Дагестан — 23,7% Татарстан — 26,1%). Идеологическая дезориентация молодежи обусловлена также снижением уровня воспитательной и культурной работы в образовательных учреждениях, отсутствием системного воспитания (семья — школа — вуз — работа), отсутствием четких методик воспитания толерантности, коррупцией в системе образования. Так как для абсолютного большинства людей образование является главной социальной опорой, то необходимо обеспечение доступа к нему всех слоев населения, особенно малообеспеченных граждан[8].
На четвертое место эксперты ставят низкий уровень педагогических кадров — 13,5% (Башкортостан — 17,1%, Дагестан —10,5% Татарстан — 13,0%). Большинство экспертов отмечают несоответствие уровня педагогических кадров вызовам времени, низкий социальный и эконо мический статус учителей, низкую мотивацию, незаинтересованность педагогов в своей работе.
На пятом месте находится отрицательное воздействие «улицы» — это отмечают 11,5% экспертов (Башкортостан — 14,3%, Дагестан — 10,5% Татарстан — 8,7%). Это обусловлено сменой ценностей, приоритетом экономического успеха по отношению к образованности в умах людей, эгоистическими потребительскими установками, «погоней за модой», отсутствием положительных примеров для подражания, «героизацией» экстремистов и террористов.
Как отмечают эксперты, функционированию и развитию эффективной системы антиэкстремистского, антитеррористического образования могли бы способствовать следующие условия и меры.
1.Воспитание общероссийской гражданской идентичности — 21,9% (Башкортостан — 28,6%, Дагестан — 15,8%, Татарстан — 21,7%). По мнению экспертов, необходимо проводить целена правленную информационную политику по укреплению ценностей патриотизма и нравственности, формированию актив ной гражданской позиции молодежи, воспитанию общегражданской российской идентичности и согласованию с ней других идентичностей (этнических, конфессиональных, религиозных и профессиональных). Приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, отказ от конфессионального под хода в воспитании (переориентация на иные нравственные ориентиры), проведение массовых молодежных культурных и спортивных мероприятий, направленных на межнациональное общение и согласие, способствуют воспитанию патриотизма, гражданственности, культуры межнационального и межрелигиозного взаимодей - ствия, формируют веротерпимость[9].
2.Повышение уровня образования — 22,9% (Башкортостан — 14,3%, Дагестан — 36,8% Татарстан — 13,0%). Основные усилия системы образования в полиэтнических регионах должны быть направлены на формирование знаний, умений и навыков противодействия идеологии терроризма, экстремизма, которые складываются из осведомленности и понимания разнообразной информации:
о степени террористической угрозы;
об основных видах терроризма;
о целях и аргументах террористов;
о законодательной базе антитеррористической деятельности;
об основных целях и результатах анти - террористической деятельности;
о правилах поведения в условиях самого террористического акта.
Специальные учебные курсы, в т.ч. школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и вузовский курс «Безопасность жизнедеятельности», слабо насыщены практическими навыками участия в идеологическом противостоянии терроризму, недостаточно направлены на формирование у учащейся молодежи готовности активно и самостоятельно вести антитеррористическую агитацию и пропаганду, особенно среди агрессивно настроенной молодежной аудитории.
Многие эксперты указывают на необходимость разработки (с привлечением представителей традиционных для России конфессий) в рамках государственного образовательного стандарта обязательного предмета, включающего в себя изучение истории, культуры и традиций, в т.ч. связанных с религией, народов России и направленного на воспитание у подрастающего поколения основ толерантности, восприятия Российской Федерации как единого многонационального и много конфессионального государства.
В этой связи подготовленная компетентными специалистами образовательная программа, обновление учебных курсов по российской и региональной истории, тематические лекции (беседы), семинарские занятия по соответствующим учебным дисциплинам, встречи с работниками правоохранительных органов, учения гражданской обороны, тренинги и другие мероприятия могут дать ответы на возникающие у молодежи вопросы, касающиеся религии, межэтнических и межнациональных отношений, внутренней и внешней политики. При этом в культурных и образовательных программах, мероприятиях, форумах должны быть современные живые проекты, которые пользовались бы популярностью и вызывали интерес у молодежи[10].
3. Пропаганда здорового образа жизни
—14,6% (Башкортостан — 17,1%, Дагестан
—10,5% Татарстан — 17,4%). Она должна способствовать расширению контингента регулярно занимающихся физической культурой и спортом в различных организационных формах, обеспечению доступности бесплатных спортивных секций для несовершеннолетних, развитию системы, обеспечивающей массовое социальное творчество, включающей бесплатные спортивные, креативные, творческие пло- щадки, центры и т.п.
4.Усиление правовой ответственности за экстремистскую пропаганду и поведение —7,3% (Башкортостан — 2,9%, Дагестан — 15,8%, Татарстан — 0%). Пропаганда неукоснительного соблюдения законов и осознание неотвратимсти ответственности, обучение умению пользоваться своими правами и свободами, по мнению экспертов, способствуют повышению правовой культуры населения, противодействуют вовлечению молодежи в ряды экстремистских организаций. Также для стимулирования правомерного поведения необходимо достижение равной ответственности всех граждан за экстремистские действия независимо от занимаемого положения, дополнительная (вплоть до уголовной) ответственность за пропаганду насилия и жестокости в СМИ.
5.Повышение уровня педагогических кадров — 5,2% (Башкортостан — 2,9%, Дагестан — 5,3%, Татарстан — 8,7%). Для повышения уровня профессиональной подготовки кадров, по мнению экспертов, необходимо, прежде всего, повышение авторитета учителя, морально этических качеств преподавателя (глубинное пони мание педагогом проблем, отсутствие влияния стереотипов), кадровый отбор. В связи с недостаточностью научной и методической проработанности антиэкстремистской, антитеррористической идеологии встает вопрос о специализированной подготовке преподавателей и тьюторов, способных вести такие занятия, о квалифицированном формировании их конфликтологической компетентности[11].
Среди важных мер поддержки эффективного развития системы антиэкстремистского, антитеррористического образования эксперты выделяют:
решение проблем трудоустройства и занятости молодежи;
выстраивание действительных связей между образованием и трудоустройством, повышение общего уровня культуры и воспитания в социуме, укрепление культурных связей с другими регионами РФ;
возрождение воспитательной функции института семьи.
Активизация социальных лифтов для молодежи, обеспечение востребованности образования и таланта во многом способствуют повышению у подростков чувства собственной социальной значимости и ощущение востребованности, содействуют жизненному и профессиональному самоопределению молодого поколения.
Среди целевых информационно пропагандистских мероприятий анти экстремистской, антитеррористической направленности наиболее эффективными эксперты считают следующие:
освещение в СМИ результатов успешных контртеррористических мероприятий и привлечения террористов к ответственности, судебных процессов и оперативных мероприятий по поиску, уничтожению, осуждению представителей террористических и экстремистских групп, документальное разоблачение в СМИ всех про явлений террора с видео и фотоматериалами;
разъяснительную пропагандистскую работу, направленную на формирование негативного отношения к идеям терроризма, осознание катастрофических по следствий терактов, понимание губитель ной, паразитической сущности и ложного, антисоциального, антигуманного характера террористической идеологии и формирование личной готовности принять участие в антитеррористической агитации и пропаганде;
поощрение регионов, муниципальных образований, отдельных организаций, достигших положительных результатов в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
широкое освещение культурных и образовательных городских программ, мероприятий, форумов по данной тематике.
Как отмечают эксперты, в крупных городах и муниципальных районах приняты программы по противодействию экстремизму и терроризму, тем более что профилактика экстремизма и терроризма входит в перечень вопросов местного значения. Однако органы местного самоуправления в большинстве своем не имеют достаточных материальных и организационных возможностей для борьбы с экстремизмом и терроризмом. Некоторые эксперты отмечают также «сильно коррумпированный местный чиновничий аппарат», «влияние религиозных организаций (в том числе и нетрадиционных)», «это также связано, прежде всего, с безопасностью должностных лиц, отвечающих за это направление. Есть примеры, где в наиболее сложных районах убивали замов, курирующих это направление (Республика Дагестан)».
По мнению экспертов, важную роль в противодействии идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде играют также и общественные организации. Общественные (религиозные и этнокультурные) организации, по мнению экспертов, хорошо осведомлены об идеях и аргументах экстремистов и могут помочь в просветительской работе с молодежью антиэкстремистского и антитеррористического характера. Однако органы власти слабо используют общественные организации в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Эффективность работы большинства общественных организаций также снижена за счет собственной организационной слабости, в т.ч. внутренних противоречий.
Формирование антиэкстремистской, антитеррористической идеологии в молодежной среде требует совместных усилий федеральных, региональных и муниципальных властей, правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства, средств массовой информации при координирующей роли Национального антитеррористического комитета России и региональных антитеррористических комиссий. Основное внимание здесь должно быть направлено на открытость властей, отказ от политики «замалчивания» и игнорирования проблем, открытость и объективность СМИ, содействие общественным организациям, представляющим интересы граждан, различ ных по национальному, конфессиональному, идеологическому и пр. признакам. Необходимо выстроить единую систему информационного обеспечения государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества, рас ширить области сотрудничества госструктур и официального духовенства, наладить специальную подготовку сотрудников органов власти, преподавателей образовательных учреждений, представите лей институтов гражданского общества в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в различных группах населения, прежде всего в молодежной среде.
[1] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (1-я часть) // Власть, №11, 2012. – С. 142 - 147
[2] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (1-я часть) // Власть, №11, 2012. – С. 142 - 147
[3] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (1-я часть) // Власть, №11, 2012. – С. 142 - 147
[4] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (1-я часть) // Власть, №11, 2012. – С. 142 - 147
[5] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (1-я часть) // Власть, №11, 2012. – С. 142 - 147
[6] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (2-я часть) // Власть, №12, 2012. – С. 115-120
[7] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (2-я часть) // Власть, №12, 2012. – С. 115-120
[8] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (2-я часть) // Власть, №12, 2012. – С. 115-120
[9] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (2-я часть) // Власть, №12, 2012. – С. 115-120
[10] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (2-я часть) // Власть, №12, 2012. – С. 115-120
[11] Роговая А.В., Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (2-я часть) // Власть, №12, 2012. – С. 115-120
|