Международный терроризм по содержанию и основным формам проявления является столь же сложным социально-политическим явлением, как и терроризм в целом, причем его опасность для мирового сообщества на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает. Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и сама их противоречивость. Это в достаточной степени осознается международной общественностью, политическими деятелями, учёными и, конечно же, сотрудниками специальных служб и правоохранительных органов различных государств независимо от их политического, общественного и экономического устройства.
С точки зрения формальной логики «международный терроризм» представляет собой видовое понятие по отношению к понятию «терроризм» и должен иметь все его признаки. В связи с этим необходимо отметить, что понятие «терроризм» чаще всего употребляется в собирательном смысле, поэтому выработка точного определения этой категории, установление её признаков и содержания затруднены. Тем не менее, очевидно, что терроризм - это идеологическая, социальная и моральная сила. В повседневной деятельности террористических организаций террор является не средством, а самодостаточной целью.
Международный терроризм в начале ХХI в. Относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В настоящее время, по мнению ряда экспертов, в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. Человек и 11,5 тыс. Пострадало. Террористический акт 11 сентября 2001 г. В США превзошёл все предыдущие террористические акты по объёму действий и наступившим последствиям, что заставило ученых и общественность по-новому посмотреть на это явление.
Как социально-политическое явление международный терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Как и терроризм в целом, так и международный терроризм никогда не развивался непрерывно и последовательно. Он расцветал там и тогда, где и когда появлялась благоприятная для его возникновения почва. Мировой опыт свидетельствует, что вспышками терроризма отмечены те исторические периоды, для которых характерны обострение противоречий в социально-политической сфере, ломка общественных отношений, изменение государственного устройства, отсутствие стабильности, проявления национализма и сепаратизма, разгул преступности.
Терроризм имеет разнообразные связи с другими социальными явлениями внутренней жизни России, представляющими собой угрозу для ее безопасности.
Комплекс угроз внутренней безопасности России порожден системным кризисом общества, развывшимся с первых лет существования Российской Федерации и имевшим корни еще в советском обществе. Длительное действие кризиса и последующее сохранение многих кризисных явлений в различных областях общественной жизни обусловлено глубокими и многообразными социальными противоречиями, которые накапливались и обострялись годами, не находя адекватного разрешения.
Системный характер комплекса угроз внутренней безопасности России находит выражение в их существовании во всех сферах общественной жизни страны, наличии взаимосвязи между этими угрозами, в общем деструктивном их воздействии на безопасность Российской Федерации при специфическом негативном влиянии каждой из них[1].
Современные тенденции развития терроризма усиливают его опасность для мира и человечества[2]. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 24, отнесла терроризм в числе ряда других негативных социальных явлений к наиболее серьезным опасностям для жизненно важных интересов личности, общества и государства, а защиту их от терроризма характеризует как важнейшую составляющую национальных интересов России, сравнимую с борьбой с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также с опасностями, возникающими в военное время при ведении военных действий.
Целый ряд существующих в России негативных явлений и процессов, различающихся по содержанию, но представляющих угрозу безопасности страны, находятся с терроризмом в различных причинно-следственных отношениях. Одни из этих явлений действуют как факторы, в той или иной форме порождающие терроризм, другие - как благоприятствующие его распространению, способствующие усилению его деструктивного действия. Степень воздействия этих факторов на терроризм и характер их влияния на него (прямое или опосредованное), естественно, различны. По своей природе упомянутые выше факторы относятся к различным областям общественной жизни России. Многие авторы включают в первую группу этих факторов следующие долговременные явления:
Кризисные процессы в экономике;
Деструктивные изменения в социальной структуре общества;
Резкое падение качества жизни населения;
Утрата социальных ориентиров и активности частью общества, криминализация всех сфер общественной жизни;
Обострение социальных противоречий на этнонациональной и религиозной основах;
Острая скрытая и явная борьба различных социально-политических сил, бюрократических кланов, этнонациональных элит за доступ к власти, к ресурсам на разных общественных уровнях при активном использовании антиобщественных форм и методов в реализации своих притязаний.
Все это в целом выражает резкое обострение различных по характеру социальных противоречий, оставшихся от советского общества либо сформировавшихся в условиях перестройки и демократических реформ, и не получивших своевременного разрешения.
Ко второй группе факторов, взаимосвязанных с терроризмом и благоприятствующих его развитию, относят широкий комплекс негативных условий, различных по времени возникновения и протяженности действия, но всегда способствующих усилению или распространению террористических процессов. К их числу многие авторы относят такие факторы, как:
Низкий уровень политической и правовой культуры значительной части населения, в том числе активно участвующего в социально-политической жизни страны;
Сохранение в обыденном сознании рудиментов силового решения межгрупповых и иных общественных конфликтов;
Отсутствие системы многоуровневой профилактики преступности;
Несовершенство деятельности правоохранительных органов;
Недостаточное доверие большой части населения к правоохранительным органам и многое др.[3]
Воздействие значительной части указанных факторов на терроризм не носит одностороннего характера. Терроризм как сложное по содержанию явление, включающее не только собственно насильственный аспект, но также организационную и идеологическую стороны, и предполагающее по сути своей оказание широкого психологического устрашающего влияния на население, отдельные его группы, сам выступает как серьезный фактор активного воздействия на различные сферы общественной жизни. В том числе и на те относящиеся к ним негативные социальные явления и процессы, которые рассматриваются в качестве угроз внутренней безопасности России.
В силу собственной социально-политической направленности, ближайших последствий террористической деятельности данный феномен прежде всего оказывает воздействие на сферу социально-политических отношений, деформируя позитивные процессы в этой области и усиливая отрицательное влияние на общество негативных процессов. Недавняя история терроризма в России показывает, сколь значительным и многоплановым при определенных условиях может быть это воздействие. Так, террористическая деятельность в 1990-х годах на территории Северного Кавказа до определенного времени резко обостряла межнациональные и межрелигиозные противоречия, способствовала усилению правового нигилизма в обществе, дестабилизировала социально-политическую обстановку, способствовала обострению критического отношения части населения и за пределами Северного Кавказа к власти, серьезно осложняла отношения России с рядом иностранных государств.
Характер, глубина и механизм взаимосвязи терроризма с другими угрозами внутренней безопасности России в значительной мере зависят от природы этих угроз, масштабов и форм их проявления.
Значительную группу угроз внутренней безопасности России составляют так называемые угрозы-состояния, т.е. Относительно устойчивые и продолжительные по времени состояния общественных отношений в тех или иных сферах жизни общества, которые являются результатом взаимодействия различных объективных и субъективных факторов, в значительной степени - ошибок и просчетов в политике государства, предпринимательских кругов, других социальных сил в недавние и более отдаленные периоды времени в истории России и Советского Союза. Данная группа угроз безопасности России весьма различна по характеру составляющих их явлений, однако все они трудно устранимы в силу значительности их собственного негативного потенциала, оказываемого ими деструктивного воздействия на общество, а также ограниченности возможностей, которые необходимы последнему для их преодоления.
В число угроз безопасности России, относящихся к данной группе, входят, в частности, высокий уровень поляризации общества, глубокий разрыв в уровне доходов основных слоев населения, прежде всего наиболее богатых и бедных, маргинализация целого ряда социальных групп общества, наличие межэтнической, межрелигиозной и в целом социальной напряженности в обществе, правовой нигилизм значительной части населения и др. Для данной группы угроз безопасности характерны преимущественно стихийный характер их формирования и, в силу их специфического характера, отсутствие, как правило, какого-либо организованного носителя (субъекта) этих угроз. Влияние указанных выше факторов на терроризм носит в основном опосредованный характер — через формирование конфликтности в обществе, продуцирование на этой основе различных видов асоциального поведения, в том числе террористического характера.
Вместе с тем сам терроризм как социальное явление антиобщественного толка и своей идеологией, и образующими его преступными проявлениями, воздействуя на большие и малые социальные группы, при определенных условиях усугубляет негативные показатели некоторых указанных выше угроз.
Терроризм как определенным образом организованная и целенаправленная деструктивная социальная система (подсистема социально-политического насилия), не сводимая к совокупности террористических актов[4], использует существование указанных выше факторов - угроз внутренней безопасности России для усиления собственного потенциала. Субъекты терроризма через систему идеологических, психологических и организационных воздействий на соответствующие группы населения стремятся решать задачи приобретения единомышленников, формирования социальной базы поддержки террористических структур той или иной направленности, создания террористических организаций, установления связей с различными субъектами определённых протестных движений с целью обеспечения радикализмами их деятельности, вовлечения в экстремистские процессы. Данный механизм взаимодействия указанных выше угроз и терроризма активно действовал в 1990-е годы в целом ряде регионов Российской Федерации, а в настоящее время, в сократившихся масштабах, проявляет себя главным образом в социально-политической жизни в Ингушетии, в Дагестане и некоторых других регионах.
Другую группу угроз внутренней безопасности России представляют социальные явления негативного характера, которые характеризуются определенной целенаправленностью, большим или меньшим влиянием организованного ядра тех или иных социальных процессов на развитие последних, сопряженностью их с различными формами антиобщественной, в том числе противоправной, деятельности участников. Данные социальные негативные явления достаточно динамичны и обусловливаются в свою очередь широким комплексом разнообразных экономических, политических, социальных, духовно-нравственных и других факторов.
Рассматриваемая, вторая, группа угроз внутренней безопасности Российской Федерации разнообразна по ее составляющим, а также по характеру и содержанию взаимосвязей с терроризмом. В основе их взаимодействия с последним лежит большее или меньшее совпадение, подчас долговременное, целей их субъектов. Характер угроз внутренней безопасности данной группы обусловливает многообразные формы их взаимодействия с терроризмом. В том числе - организационные, финансово-материальные, идейно-психологические и др.
Наиболее важной с точки зрения обеспечения безопасности России представляется взаимосвязь терроризма с такими угрозами из данной группы, как национализм и религиозный радикализм, экстремизм, организованная преступность.
Терроризм живуч, поскольку динамично реагирует на активизацию порождающего его причинного комплекса, а организаторы терактов используют любые возможности для реализации действий объективных причин, подбора в свои ряды новых соучастников, создания устойчивых и законспирированных преступных формирований.
Уже с конца 2008 - начала 2009 г. Отмечается активизация террористических проявлений. С начала 2008 г. В России пресечено 69 преступлений террористического характера, задержаны свыше 350 боевиков. В ходе проведения контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в Северо-Кавказском регионе в 2008 г. Нейтрализованы более 170 бандитов, в том числе 13 главарей банд. Кроме того, по данным Национального антитеррористического комитета, с начала 2008 г. На Северном Кавказе было выявлено свыше 180 баз боевиков и складов с оружием, из которых изъято свыше тысячи единиц стрелкового оружия, более тонны взрывчатых веществ и 344 самодельных взрывных устройства. За совершение преступлений террористического характера осуждены 198 лиц. В 2009 г. На Северном Кавказе было организовано 750 покушений на сотрудников правоохранительных органов, 235 из них погибли. За 12 лет убиты 20 муфтиев[5].
Впервые опубликована статистика погибших военнослужащих и сотрудников Министерства внутренних дел (МВД) на Северном Кавказе. С 1988 г. В этом регионе погибли 2984 военнослужащих Внутренних войск, 9 тыс. Солдат и офицеров МВД были ранены. В апреле 2010 г. Министр внутренних дел России сообщил, что за 10 лет в Чечне погибли 2178 сотрудников органов внутренних дел. И это без учета статистики потерь Вооруженных сил, органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), прикомандированных сотрудников силовых структур, следователей и т.д. Достаточно сказать, что только с начала второй чеченской войны к сентябрю 2008 г. Погибли 3684 военнослужащих Министерства обороны.
Сохранилась тенденция связи терроризма с другими, в основном насильственными, преступлениями. Об этом свидетельствуют факты квалификации деяний по совокупности преступлений. Анализ показал, что чаще всего вместе с преступлениями террористического характера вменяются в вину преступления, предусмотренные: статьей 105 УК РФ - умышленное убийство; статьями 222 и 223 УК РФ, - незаконное хранение... И изготовление оружия; статьей 209 УК - бандитизм; статьей 317 УК - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
В системе мер борьбы с терроризмом уголовное законодательство по-прежнему выполняет важнейшую функцию, определяя признаки преступлений террористического характера и оказывая превентивное влияние на лиц, вставших на путь подготовки террористических акций.
Совершенствование уголовного законодательства, наряду с системой иных мер, выступает одним из важных факторов повышения эффективности в борьбе с терроризмом. Прежде всего, призван играть важную роль новый специальный ФЗ «О противодействии терроризму» (2006), поскольку он дает отправные понятия терроризма, определяет его цели и задачи, круг субъектов, включенных в борьбу с этим опасным явлением. Однако специальный закон становится действенным при соблюдении ряда условий его подготовки, принятия и последующего применения.
Во-первых, специальный закон необходим лишь тогда, когда поставленную цель и задачи невозможно решить обычными правовыми (в данном случае уголовно-правовыми) средствами. -вторых, специальный закон не является применительно к УК РФ законом прямого действия, поскольку реализация его положений - это прерогатива конкретных отраслей права с присущими им правилами законодательной техники. Единственным 296 источником уголовного законодательства является Уголовный кодекс (ст. 1) и суд руководствуется им. Из этого следует, что специальный закон должен всегда приниматься в одном пакете с другими законами, которые конкретизируют регулятивную функцию отправного закона средствами и правилами конкретной отрасли права.
Опыт законотворчества в России показал, что первая попытка создать действенный специальный закон оказалась не совсем удачной. Закон «О борьбе с терроризмом» (1998) практически никакого влияния на структуру и содержание уголовного законодательства не оказал. Более того, он дал расширительное определение терроризма, которое оказалось не востребованным уголовным законом. В качестве терроризма специальный закон признавал не только преступления, указанные в перечне (ст. 205- 208, 277 и 360 УК), но и любые другие, если при их совершении виновный преследовал хотя бы одну из трех целей: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на принятие решения органами власти. Это привело к расширительному пониманию терроризма как такового, со всеми вытекающими негативными последствиями.
Федеральный закон 2006 г. «О противодействии терроризму» в значительной степени снял недостатки предшествующего.
Все угрозы и насилие, о которых говорится в новом законе, должны лежать в плоскости воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями. Терроризм, по мысли законодателя, - идеология и практика насилия, т.е. Явление политическое.
Данное определение корреспондирует с общим пониманием экстремизма, наиболее общественно опасной формой которого выступает терроризм (см. Примеч. 2 к ст. 282-1 УК РФ в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г., № 211-ФЗ).
Практика свидетельствует, что по-прежнему главной функцией терроризма остается воздействие страхом, чтобы добиться нужного террористам поведения людей при принятии ими управленческих и иных решений.
Стремление законодателя дать исчерпывающий перечень преступлений террористического характера (преступления, предусмотренные ст. 205, 205-1, 205-2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК) хотя и не безупречен, но фиксирован и удобен в правоприменительном процессе. Можно поставить под сомнение исключение статьи 207 УК, где речь идет о заведомо ложном сообщении об акте терроризма, из указанного перечня. При всем редакционном несовершенстве данной нормы она в вербальной форме передает главную составляющую и цель терроризма — устрашение путем создания обстановки напряженности, подавленности, паники. Если по статистическим показателям 1997 г. Таких преступлений зарегистрировано 1386, то в последующем до принятия ФЗ «О противодействии терроризму» и далее вплоть до 2009 г. Росло количество указанных преступлений и определяло статистические тенденции в оценке терроризма в целом[6]. Вербальная конструкция статьи 207 УК РФ по существу передавала на статистическом уровне рост криминогенного потенциала, что в последующем подтвердилось в реальном всплеске терроризма.
Закон «О противодействии терроризму» и изменения, внесенные в УК РФ, требуют дальнейшего осмысления системы уголовного законодательства, прежде всего в аспекте соотношения терроризма и экстремизма и необходимой, в связи с этим реструктуризации Уголовного кодекса[7].
По ряду проблем, связанных с соотношением терроризма с другими видами преступности, а также подготовкой новых законопроектов, следует высказать авторскую позицию.
Прежде всего, отметим тесную связь терроризма с организованной преступностью и коррупцией. Эта связь органична[8]. Материалы практики свидетельствуют, что совершить сложную систему подготовительных действий, подбор и вовлечение сообщников, обеспечить финансирование, коррумпированное вхождение в нужную среду и обстановку в одиночку практически сложно, если вообще возможно. Индивидуальный терроризм вне организованной группы либо преступной организации (преступного сообщества) редкое явление. Он возможен, например, при адресном посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК). Организованная преступность, как свидетельствует практика, - основной источник пополнения рядов террористов. Ее масштабы значительны. В России в 2007 г. Действовало 450 крупных организованных преступных формирований, численность которых достигала 12 тыс. Человек. Проведенные исследования по проблеме связи организованной преступности и коррупции с терроризмом свидетельствуют о колоссальном росте организованного терроризма в мировом масштабе: за последние три десятилетия в мире совершено более 10 тыс. Только широко известных террористических актов.
Необходимо отметить позитивную роль в борьбе с организованным терроризмом статьи 210 УК РФ, которая применяется тогда, когда действия террористов совершаются в рамках созданной ими преступной организации (сообщества). Например, в июне 2001 г. Жители одной из республик Северного Кавказа братья Касимовы (фамилия изменена) были осуждены за участие в преступном сообществе (ст. 210 УК), созданном для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, к лишению свободы на сроки от 6 до 20 лет. Будучи сторонниками религиозного течения «ваххабизм», они создали вооруженное формирование, не предусмотренное Федеральным законом (ст. 208 УК). С оружием в руках они захватили два населенных пункта и под угрозой смерти блокировали действие конституционных органов власти и управления. При этом они создали свою структуру власти, установили порядки, несущие угрозу общественной безопасности и ограничивающие права, и свободы граждан. С целью оказания сопротивления правоохранительным органам было закуплено большое количество оружия, боеприпасов, подложных документов, созданы оборонительные сооружения. Данная группа неоднократно участвовала в вооруженных нападениях на сотрудников правоохранительных органов, совершая расстрелы и захват заложников с целью получения выкупа.
Норма, предусмотренная статьей 210 УК РФ, эффективно действует. Если в 1997 г., т.е. Первом году действия нового УК 1996 г., статистика применения статьи 210 УК составляла 48 дел, то в 2004 г. К 244[9].
Борьба с организованным терроризмом, как и борьба с организованной преступностью в целом, требует принятия специального закона «О борьбе с организованной преступностью», о чем в специальной юридической литературе уже говорилось.
Принятый ФЗ «О противодействии коррупции» (2008) и внесенные в связи с этим изменения в УК РФ, свидетельствуют, что законодатель не пошел по пути фиксированного перечня преступлений коррупционного характера, а указал, что круг этих преступлений, наряду с должностными преступлениями и взяточничеством в государственной и коммерческой сфере, включает и иные, связанные с использованием служебного положения. Такой расширительный подход по существу не внес никаких новелл: ни термина, ни понятия коррупции в УК не вошло, не говоря уже о фиксированном выделении круга таких преступлений[10]. Не случайно в связи с этим критерии отнесения конкретных преступлений к разряду коррупционных разработала Генпрокуратура России, т.е. Занялась аутентичным толкованием вместо законодателя[11].
Основная цель государственной политики в области противодействия терроризму - обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических угроз путем упреждения террористических акций и максимально эффективного их пресечения. Основу этой политики составляет комплексная система мер на региональном и международном уровнях. Основой эффективной системы профилактики терроризма является, в первую очередь, правовая составляющая.
Правоохранительные органы России в ходе оперативно-служебной работы по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности руководствуются положениями более чем 30 нормативных правовых актов. Вместе с тем, являясь членом Организации Объединенных Наций, Российская Федерация старается максимально включаться в международное сотрудничество по борьбе с этим негативным явлением современности. Так, взаимодействие осуществляется на основании более чем десятка международных нормативных правовых актов, заключенных в рамках ООН, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, которыми определены основные направления и порядок взаимодействия компетентных органов государств в этой области.
Борьба с терроризмом и его ликвидация являются важнейшими задачами, стоящими перед мировым сообществом. Один из ее элементов - разработка определения терроризма. Эта инициатива в первую очередь исходит от ООН.
В середине XX века терроризм принял беспрецедентный размах, отрицательно воздействуя на развитие как отдельных государств, так и международного сообщества в целом; стал одним из самых опасных вызовов международной безопасности; превратился в глобальную проблему современности. Появился новый тип террористов, которые менее всего заинтересованы в отстаивании политических идей, а сосредоточены на совершении любой ценой крупномасштабного террористического акта против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии.
Для эффективной борьбы с терроризмом требуются совместные усилия мирового сообщества, координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровнях. 39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах» и в последующем, неоднократно выносила на повестку дня обсуждение этих вопросов. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые мировым сообществом, международный терроризм год от года становится все более распространенным, организованным и изощренным. Основная нагрузка в борьбе с ним ложится на государства — члены ООН.
Как отмечают аналитики, с 2006 года начинается новый этап в деятельности по борьбе с международным терроризмом. Это обусловлено принятием странами-участниками Глобальной контртеррористической стратегии, которая впервые за историю существования ООН стала результатом достижения всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом. 8 сентября 2006 года Стратегия была принята всеми странами, входящими в состав ООН. Практическая реализация положений Стратегии фактически началась уже 19 сентября 2006 года, когда она была введена в действие Генеральной Ассамблей.
Важным с практической точки зрения является, что Стратегия, принятая в форме резолюции, содержит приложение, в котором отражен конкретный план действий по активизации усилий по борьбе с терроризмом на национальном, региональном и международном уровнях.
Совершенно очевидно, что противостоять терроризму в одиночку даже самому экономически мощному государству не под силу. С одной стороны, это говорит об угрожающих масштабах террористической угрозы, принимающей общемировой характер, а с другой - выступает причиной консолидации усилий в направлении локализации последствий распространения этой «раковой опухоли» по планете. В этой связи еще раз стоит подчеркнуть особую роль ООН, как главного организатора и координатора международной контртеррористической деятельности.
В первую очередь, ООН выступает основой режима международных договоров и соглашений, формирующих нормативно-правовую базу в области борьбы с терроризмом, его предупреждении и профилактике. Ведь не стоит забывать, что именно в рамках ООН еще задолго до 11 сентября 2001 года ИКАО в 1963 году была утверждена Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, в 1999 году принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма и другие. После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне государства-члены ООН приняли новую Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма.
В настоящее время количество стран, присоединяющихся к принятым в области борьбы с терроризмом документам международного характера, становится все больше. Роль ООН состоит не только в том, что она интенсивно поддерживает ратификацию и выполнение существующих конвенций, но и следит за выполнением условий договоров государствами-членами ООН, обеспечивает практическую юридическую помощь странам по включению положений этих соглашений в национальное законодательство.
В Глобальной контртеррористической стратегии отражены не только меры противодействия терроризму, но и, что наиболее важно, закреплен принцип необходимости исследования условий, способствующих зарождению и распространению этого явления в отдельных регионах мира. Этому способствует тесное международное партнерство в рамках ООН, а также универсальные полномочия самой организации в области решения сложных и долгосрочных вопросов противодействия терроризма. ООН осуществляет свою контртеррористическую деятельность в более широком спектре. Ее работа складывается из всеобщих усилий по поддержанию мира, безопасности, устойчивого развития, защиты прав человека и верховенства права. В рамках проводимых совместных исследований государства-участники получают возможность эффективно подходить к разработке адекватных мер по противодействию терроризму и идеологическому экстремизму.
В современных условиях невозможно эффективно осуществлять меры по противодействию терроризму и экстремизму, не учитывая процессы глобализации и интеграции. В данном направлении Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН консолидируют усилия стран мира по практическому ограничению деятельности террористических организаций, предпринимая усилия по лишению их источников финансирования. В этой связи стоит отметить Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, Резолюцию Совета Безопасности 1373 (2001 г.), которая обязывает все государства предотвращать и пресекать финансирование террористических актов; Резолюцию 1267 (1999 г.), направленную на замораживание всех финансовых активов движения «Талибан» и др. Адресная направленность данных документов обеспечивает высокую эффективность при их практической реализации.
В плане расширения возможностей стран-участниц по противодействию терроризму стоит отметить деятельность ЮНИКРИ ООН, эффект от сотрудничества с которой ощущают более 90 государств, получающих реальную техническую и консультационную помощь.
Разработкой и реализацией универсальных соглашений между странами- участницами занимается Управление ООН по наркотикам и преступности, которое в настоящее время уже оказало содействие в ратификации и введении в национальное законодательство положений ратифицированных соглашений по предотвращению и уничтожению международного терроризма. Управление также принимает участие в работе комиссий в 80 странах мира по разработке собственного антитеррористического законодательства.
Безусловно, роль ООН и ее заслуги в организации усилий по формированию действенной системы противодействия терроризму велики, но с учетом специфики межгосударственного взаимодействия в различных районах земного шара, многие страны-участницы предпочитают консолидировать усилия в формате двух- и многостороннего сотрудничества.
Это было предпринято Россией и ее главными партнерами - странами как Запада, так и Центральной Азии. Некоторые механизмы такого сотрудничества существовали с начала или середины 1990-х - в частности, в рамках партнерства с НАТО, но события 11 сентября 2001 года заставили кардинальным образом пересмотреть подход к сотрудничеству в целом и его качественной составляющей, в частности.
Российские власти одними из первых откликнулись с соболезнованиями и предложениями о помощи к американскому народу. С этого момента Российская Федерация твердо стоит на позиции, что борьба с международным терроризмом должна стать приоритетом для международных организаций - в том числе, и на саммитах «Большой восьмерки».
К настоящему моменту у России накоплен значительный опыт сотрудничества с США и странами Альянса, чему способствовало создание в мае 2002 года Совета НАТО-Россия (NRC - Nato-Russia Council). Одним из главных направлений его деятельности декларировалась антитеррористическая борьба, включая ее технические аспекты. Россия и НАТО провели несколько совместных учений, Россия участвовала в антитеррористических маневрах НАТО в Средиземном море в 2005 году. В конце 2004 года на саммите НАТО- Россия в Стамбуле была принята схема действий в соответствии с общим годовым стратегическим планом по предупреждению терроризма и противодействию ему.
Исторический анализ участия России в ООН говорит о том, что наша страна старалась играть значительную политическую роль, показывая активную работу в рамках Контртеррористического комитета (CTC - The CounterTerrorism Committee). Нужно отметить, что, несмотря на сохраняющиеся расхождения по ряду вопросов, США и Россия стараются действовать совместно по вопросам борьбы с терроризмом. Так, Москва и Вашингтон заняли жесткую позицию воспрепятствования созданию поста Спецдокладчика ООН по соблюдению прав человека в ходе борьбы с терроризмом.
Наибольшие противоречия существуют между Россией и Европейским Союзом (ЕС). Хотя необходимость борьбы против терроризма утверждалась неоднократно обеими сторонами, в частности, в рамках так называемых «дорожных карт» и проекта нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС - различия в определениях терроризма и разный подход к возможным ограничениям поля антитеррористической борьбы с учетом требований о соблюдении прав человека не позволили выработать общую политику.
Правовой основой для двусторонних отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1997 году. Оно ставит ряд основных общих задач, определяет институциональные рамки для двусторонних контактов, а также призывает к совместной деятельности и диалогу в ряде областей. Вследствие различных препятствий, обновить это соглашение не удается с 2006 года.
Несмотря на разницу во взглядах на определение терроризма и методов борьбы с ним, Европейский Союз и Россия приняли несколько совместных деклараций о борьбе против международного терроризма и объявили об укреплении сотрудничества в этой сфере.
В ноябре 2003 года было подписано соглашение между российским Министерством внутренних дел и полицейской службой ЕС - Европолом, которое определило направления стратегического партнерства, а также создало основу оперативного (практического) сотрудничества.
Но переговоры по второму соглашению идут медленно, т.к. Российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий защиты персональных данных. Принятие в июле 2006 года Государственной Думой Федерального Закона «О введении в действие принципов Европейской конвенции по защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (принятой Советом Европы в 1981 году), должно позволить решить эту проблему.
В качестве других примеров сотрудничества можно привести совместные мероприятия Европейского агентства по пограничному контролю (Frontex) и пограничной службы ФСБРФ или установившиеся связи Европейской обсерватории по наркотикам и токсикомании с Российской Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков.
В ходе 15-ого саммита ЕС-Россия 10 мая 2005 года во исполнение решения, принятого на саммите 31 мая 2003 года о создании в долгосрочной перспективе и в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве общего пространства свободы, безопасности и правосудия, а также пространства сотрудничества в области внешней безопасности, руководители ЕС и России приняли ряд «дорожных карт». Они определяют, как совместные задачи ЕС и России, так и действия, необходимые для их достижения, и фиксируют среднесрочную программу по сотрудничеству между Россией и ЕС. Основными принципами документа по свободе, безопасности и правосудию являются демократия, правовое государство, соблюдение прав человека и основных свобод (в том числе существование свободных и независимых СМИ).
Сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом включено в эти рамки. В «дорожной карте» по внешней безопасности подчеркивается, что Россия и ЕС разделяют ответственность за поддержание международного порядка, основанного на эффективной многосторонности, и за совместную работу по упрочению ведущей роли ООН и роли компетентных международных и региональных организаций - в частности, ОБСЕ и Совета Европы. Основываясь на этом сотрудничестве, Россия и ЕС будут расширять взаимодействие и диалог по вопросам безопасности и кризисного регулирования с целью реагирования на современные глобальные и региональные вызовы и основные угрозы, особенно на угрозу терроризма. 15 апреля 2007 года Европейский союз, США и Россия договорились усилить сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Рабочая группа на высшем уровне должна была проанализировать партнерство между тремя сторонами, в том числе с целью положить конец торговле наркотиками в Афганистане, которая считается финансовым источником международного терроризма.
15 октября 2008 года российские и французские министры внутренних дел и юстиции провели в Париже переговоры о сотрудничестве между двумя странами в сфере борьбы с терроризмом, кибер-преступностью и торговлей наркотиками.
Несмотря на многие договоренности и международные соглашения России с зарубежными странами, приоритетным направлением деятельности остается вектор СНГ. Это обусловлено рядом причин, основные из которых кроются в специфике межгосударственного взаимодействия, обусловленного особенностями исторического формирования и развития отношений между странами.
Так, в 2004 году Россия ратифицировала Соглашение Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, положения которого имеют приоритет над национальным законодательством.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, Collective Security Treaty Organization) возникла в мае 2002 году в результате подписания соответствующего соглашения Россией, Арменией, Казахстаном, Белоруссией, Таджикистаном, Киргизией; в 2006 году к ним присоединился Узбекистан. Помимо создания антитеррористического центра в Бишкеке в октябре 2002 года, Организацией предусмотрены: договор о взаимопомощи в случае агрессии, способность быстро развернуть военные подразделения в каждой стране и проведение учений в целях общей борьбы с терроризмом и наркоторговлей, идущей из Афганистана.
В последнее десятилетие наиболее активно осуществляется работа в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая создана Российской Федерацией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией, Узбекистаном и Китайской Народной Республикой 15 июня 2001 года в целях «укрепления взаимного доверия и добрососедства между странами- участницами; содействия их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и др.; совместного обеспечения и поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижения к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка».
Практическая работа ШОС продемонстрировала готовность и способность данной организации эффективно противостоять терроризму и экстремизму. Реализация механизма проведения совместных военных учений за несколько последних лет показала потенциал этой организации, ее возможности и, что самое главное, положительную динамику других стран участвовать в ней. Будучи председателем ШОС, Россия представила ряд инициатив, направленных на решение задач по укреплению мира и безопасности на пространстве ШОС, наращиванию совместных усилий по противодействию современным угрозам - терроризму, трансграничной преступности, наркотрафику, в том числе исходящему с территории Афганистана.
В заявлении государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, важное значение в борьбе с угрозой терроризма, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью придается значение усилиям международных и региональных организаций, в том числе Содружества Независимых Государств. В своей работе Антитеррористический центр СНГ разделяет позицию ШОС о необходимости скорейшего согласования и принятия всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, создания региональных антитеррористических международно-правовых инструментов, формирования «антитеррористического пояса безопасности». Тем более, что речь идет об обеспечении безопасности государств ШОС, большинство которых входит также и в состав Содружества Независимых Государств.
Очевидно, что государства ШОС намерены наращивать свой вклад в пресечение террористической угрозы, активнее используя потенциал региональной антитеррористической структуры ШОС, а также практику совместных антитеррористических учений. Здесь в полной мере проявился тренд переформатирования центров безопасности на евразийском пространстве. Принятие руководством ШОС программы сотрудничества стран организации в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом на 2010¬2012 годы еще раз подтверждает практическую направленность деятельности организации.
Деятельность Антитеррористического центра СНГ ориентирована на коллективное и превентивное обеспечение контртеррористической безопасности государств, объединяемых ШОС.
В настоящее время приоритетными направлениями в деятельности ШОС, в том числе и для России, являются:
- разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование условий для создания системы единого пограничного контроля в рамках ШОС;
- проведение комплексных совместных антитеррористических учений;
- корректировка направлений, форм и методов работы, поскольку в условиях последствий глобального экономического кризиса глобальные инициативы не дают ожидаемого эффекта.
Международное сотрудничество по борьбе с терроризмом осуществляется как на глобальном, так и на региональном уровне. В настоящее время прогрессивным мировым сообществом проделана огромная работа: создан и функционирует ряд международных, универсальных, региональных организаций; принят ряд конвенций, резолюций, многие из которых под эгидой ООН; ведется двустороннее сотрудничество в этой области. Все чаще звучат мнения, что противодействие терроризму на глобальном уровне на деле не столь эффективно, как предполагалось, а значит, в стремительно меняющемся мире правовая основа антитеррористической борьбы требует постоянного укрепления. Находясь в общем спектре мировых тенденций развития современного терроризма, терроризм в СНГ сопровождается проявлением многих особенностей, которые в значительной мере усиливают его опасность. Именно поэтому трудно переоценить роль и значимость тесного сотрудничества всех стран СНГ в этой сфере.
Вопросы формирования международно-правовой базы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма являются в настоящее время приоритетными, потому что эффективно противостоять этому явлению возможно только сообща.
ООН определяет терроризм как тактику, используемую индивидами и организациями для убийства мирных людей и разрушения социально-экономических структур, повреждения или уничтожения материальных ресурсов в различных странах мира. Исходя из этого, глобальная стратегия противодействия международному терроризму включает как противостояние совершению отдельных террористических актов (в том числе и террористами- смертниками), так и террористическим организациям как структурам транснационального характера. Особое усилие мирового сообщества направлено на разрушение сетевой структуры терроризма, охватывающей практически все государства планеты (в первую очередь, мусульманские страны).
Ведущей террористической организацией, поддерживающей сетевую структуру международного терроризма, является «Аль-Каида». Характерно, что «Аль-Каида» не ищет своего идеологического оправдания в исламе как мировой религии. Исходя из этого, ООН не определяет ислам как враждебную идеологию и не считает ее синонимом террора. В Коране и в исламских верованиях нет призыва к террору и не содержится оправдания убийства невинных людей. «Аль-Каида» дает извращенное толкование ислама в его ваххабитском варианте, которое взяли на вооружение «Братья-мусульмане», одна из первых террористических организаций, появившихся еще в 1920-е годы. «Аль-Каида» выступает в качестве авангарда международного терроризма, умело находит оправдание своим действиям в глазах мусульманского населения, выступая против американского военного присутствия на Ближнем Востоке, истолковывает поддержку Израиля как антиарабскую и антимусульманскую политику. В идеологии «Аль-Каиды» главным источником мирового зла выступают США. Террористические лидеры определяют их как «голову змеи», ставят целью уничтожение США и его союзников. Однако «Аль-Каида» проводит операции по всему христианскому миру и во многих мусульманских странах, давая идеологические объяснения несогласия с существующими режимами в отдельных странах, протестуя против «извращения ислама» и проводя борьбу против «неверных».
Международная стратегия противостояния терроризму выходит за границы национальных государств, так как терроризм выступает разрушительной силой XXI-го века, носит наднациональный характер, распространяясь по всему миру в зависимости от наличия у террористов ресурсов, их мобильности, количества сторонников из числа оппозиции существующей легальной власти в национальном государстве.
Важнейшей задачей борьбы с международным терроризмом ООН и ее структуры считают соблюдение прав человека, обеспечение безопасности граждан, создание нормальной атмосферы международного сотрудничества, обеспечения социальной справедливости. Формула, по которой разворачивается международное сотрудничество в противостоянии терроризму, представляет «четырехединство»: предотвращение, защита, преследование, возмездие.
В программе предотвращения главная задача ставится в создании социально-экономических и культурных условий, позволяющих через систему воспитания попытаться решить социальные проблемы, в первую очередь, молодежи. Создаваемая под эгидой ООН система должна способствовать устранению условий, выступающих основой начала ведения террористической деятельности; должна препятствовать возникновению у молодых людей желания присоединиться к террористическим организациям и радикальным исламским движениям.
Задача защиты в международных программах сводится к обеспечению и безопасности граждан внутри стран, международных контактов, направленных на создание инфраструктуры безопасности против террористических атак. Сюда относятся и внедряемые меры безопасности на границах, на транспорте, особенно на воздушном; четкая регистрация и контроль над миграционными потоками; создание механизмов мониторинга движения политических радикалов и их групп по миру; обеспечение информацией, накапливаемой национальными уполномоченными органами, занимающимися противодействием терроризму; создание правовой основы для международного сотрудничества и организации совместных межнациональных мероприятий.
Преследование означает немедленное расследование всех случаев террористических актов. В режиме трансграничного и глобального сотрудничества более активного использования современной телекоммуникационной структуры для пресечения планов и намерений террористов; нарушение линий коммуникаций и взаимной поддержки между террористическими организациями и самое главное - устранение источников финансирования и материального обеспечения террористической деятельности. Возмездие предполагает готовность национальных государств и международных организаций к немедленному и эффективному преодолению последствий террористических атак, а также наличие готовности по обмену информацией и преследованию террористов во всех странах мира по запросу национальных правительств и международных организаций. Этому должны способствовать улучшение межнационального и межгосударственного обмена, координация контртеррористических действий в глобальных масштабах, проведение упреждающих операций против террористов в местах их концентрации и постоянной дислокации (Пакистан, Афганистан, отдельные районы Северного Кавказа, стран СНГ).
[1] Об угрозах внутренней безопасности см.: Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология комплексного исслед. и политика обеспечения. М., 2002. С. 214-257; Проблемы внутренней безопасности России в XXI: мат. научно-практ. конф. 15-16 февраля 2001 г. РАГС при Президенте Российской Федерации / Под. ред. А.В. Возженикова. М., 2001. С. 51, 74, 88 и др.
[2] См.: Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.Й. Степанова М., 2000. С. 157 и сл.; Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним// Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом / Под ред. В.Н. Кудрявцева; сост. JI.B. Брятова. М.: Наука, 2002. С. 93 и др.
[3] О роли различных социальных и психологических факторов в возникновении и распространении терроризма см.: Антонян Ю.М. Терроризм: криминол. и уголовно-правовое исслед. М., 1998. С. 177 и сл.; Дробижева Л.М., Наин Э.А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. С. 39; Петрищев В.Е. Терроризм как общегосударственная проблема // Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996. С. 78 и др.
См.: Антонин Ю.М. Указ. соч. С. 5,11; Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность. М., 2008. С. 21, 22.
[5] Терроризм в современном мире. 2-изд. / под ред. B.JI. Шульца; Центр исслед. проблем безопасности РАН. - М.: Наука, 2011. - 603 с.
[6]По данным ГИАЦ МВД России (не учитывает статистику ФСБ РФ — С.В. Дьяков), в 2005 г. произошло снижение общего числа зарегистрированных преступлений террористического характера на 42,9% «за счет исключения из списка ст. 207 УК» (Марлухина Е.О. Криминология, М., 2008. С. 336).
[7] См.: Терроризм в современном мире. С. 243-246.
[8] См.: Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005.
[9] Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2007. С. 574.
[10] В законодательствах ряда стран термин «коррупция» и ответственность за коррупционное преступление предусматривается: УК Сан-Марино, УК КНР, УК Грузии и др.
[11] К критериям «коррупционности» преступности отнесены:
- совершение преступления специальными субъектами: должностными лицами органов власти и управления, правоохранительных органов, судебной системы, вооруженных сил, госслужащими и управленцами;
-связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей либо злоупотреблений ими;
-обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод. См.: Коррупцию в России узаконили // Моск. комсомолец. 2009,18 дек.
|