Видный советский юрист А.Я. Вышинский определял суверенитет как «состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства»[1]. В свою очередь современные российские конституционалисты определяют суверенитет, как «совокупность ее суверенных прав, имеющих целью закладку всех необходимых и достаточных признаков самостоятельного, независимого государства, осуществляющего на своей территории верховную власть»[2]. Исходя из этих определений можно сказать, что под суверенитетом Российской Федерации принято понимать свойство Российской Федерации самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:
· суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию, согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ
· Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ
· Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории, согласно ч. 3 ст. 4 Конституции РФ.
Однако Российское государство имеет федеративную форму государственного устройства, где субъекты имеют статус «государств» (ст. 5 Конституции РФ) или государственных образований, то возникает вопрос соотношения федерального и регионального суверенитетов. Если, предположим, считать субъекты Федерации (по крайней мере, следуя буквальному тексту Конституции РФ) государствами, тогда они суверенны, тогда как суверенитет - неотъемлемое свойство государства. Если, наоборот, субъекты РФ не являются государствами, то у них нет и суверенитета. Но такое разграничение возможно, если речь идет о государственном суверенитете. Если суверенитет - это то же, что и компетенция в широком смысле слова, сумма прав и полномочий, то тогда «суверенитетом» должны обладать как федерация, так и ее субъекты, так как при данной форме государства соответствующая компетенция имеется у обеих сторон. Если же суверенитет не сводится к компетенции, признается неделимым и несовместимым с другим суверенитетом на территории одного и того же государства, тогда суверенной признается только федерация, а ее субъекты - несуверенными.
Относительно суверенности субъектов федерации существует так называемая теория делимости государственного суверенитета, пришедшая из американской конституционно-правовой доктрины[3]. Суть данной теории сводится к тому, что допускается «расщепление» государственного суверенитета на суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов (в определенной доле, закрепленной в Конституции consultantplus://offline/ref=C1C9801D5B94F4CBF0C4711C272ED70D6880DAE231BEA259EFB97F13O7J). То есть у федерации одно содержание суверенитета, а у субъектов - другое.
Однако на взгляд большинства отечественных конституционалистов субъекты федерации не обладают суверенитетом ни государственным, ни каким-либо иным. Суверенитет может быть только государственным, и иного его значения не может быть. Не может быть в России и так называемого «ограниченного» суверенитета, которым нередко наделяют субъекты федеративных государств. Поэтому Российская Федерация суверенна как одно единое образование.
В то же время нельзя сказать, что в федеративном государстве суверенитет имеет то же значение, что и в унитарных государствах. Здесь имеется в виду именно юридическая сущность суверенитета, политическая сторона суверенитета, связанная с фактическим верховенством государственной власти, принципиально не изменяет своей сути. Так, В.В. Горюнов указывает, что носителем государственного суверенитета в Российской Федерации является сама Российская Федерация, рассматриваемая как способ народной самоорганизации. Федеральные государственные органы при этом рассматриваются в качестве основных субъектов осуществления государственного суверенитета. Кроме того, в осуществлении государственного суверенитета участвуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Данные органы участвуют в осуществлении суверенитета Российской Федерации как непосредственно (при осуществлении переданных им отдельных полномочий Российской Федерации), так и опосредованно - путем участия в реализации общей государственной политики[4]. То есть предполагается, что различные уровни государственной власти - федеральный, региональный и местный - обособлены друг от друга, поэтому не могут признаваться единым носителем государственного суверенитета Российской Федерации. В связи с этим автор выделяет основные субъекты осуществления государственного суверенитета, а неосновными при этом выступают региональные и местные органы власти.
Центральным вопросом является принцип единства государственной власти. Классическая модель государства предполагает иерархическое строение системы органов государственной власти, федеративное устройство характеризуется значительной степенью самостоятельности субъектов федерации. Поэтому, если определить в качестве «исполнтеля» государственного суверенитета всю систему органов власти, подрывается сама суть федерации, где региональные органы власти обособлены.
Надо полагать, что в федерации, как и в унитарном государстве, реализация государственного суверенитета возложена на всю систему органов государственной власти, начиная от федерального уровня и заканчивая местным. Несмотря на то что модель публичной власти предполагает обособление органов государственной власти различных уровней, нормативные акты, исходящие от них, представляют собой строгую иерархию. Муниципальные правовые акты не могут противоречить региональным и федеральным, региональные - федеральным[5].
В Российской Федерации в период «парада суверенитетов» глава Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин произнес историческую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»[6]. С августа по октябрь 1990 года принимаются декларации о государственном суверенитете Карельской АССР, Коми АССР, Татарской АССР, Удмуртской АССР и Якутской АССР, Чукотского автономного округа, Адыгейской АО, Бурятской АССР, Башкирской АССР, Калмыцкой АССР, Марийской АССР, Чувашской АССР, Ямало-Ненецкого и Горно-Алтайского автономных округов, Иркутской области и прочих. Заключенный 31 марта 1992 году Федеративный договор, призванный обеспечить единство Российского государства, на деле признал суверенность республик. Воспользовавшись этим, ряд республик провозгласили государственный суверенитет в своих конституциях: Республика Татарстан, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Северная Осетия, Республика Саха (Якутия), Республика Ингушетия, Республика Тыва и другие.
Такое явное противоречие было устранено в начале 2000х годов с изменением внутренней политики Российской Федерации на укрепление единства Российского государства. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от 7 июня 2000 года № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов»»[7]. В данном решении рассматривалось статьи 4 и 162 Конституции Республики Алтай о государственном суверенитете Республики Алтай. Конституционный Суд в своем Постановлении установил, что Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1; статья 67, часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором. Конституционный суд Российской Федерации признал содержащиеся в Конституции Республики Алтай положения о суверенитете Республики Алтай не соответствующими Конституции Российской Федерации. После этого остальные республики изменили свои конституции в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ.
Единство Российского государства неразрывно связано с государственным суверенитетом Российской Федерации. Любое другое предположение о наличии суверенитета у субъектов Российской Федерации создает явную угрозу распада России, и, следовательно, недопустимо.
Подведя итог, можно сказать, что понятие «единство Российского государство» возникло, как рефлексия на попытку децентрализации, и дальше федерализации. Отечественная конституционная наука ищет варианты существования России, как государство изначально унитарного и имеющего многовековую жестко централизаторскую традицию, в федеративной форме государственного устройства. Ослабление власти федерального центра, и провозглашение некоторыми субъектами РФ почти что независимости подняло вопрос о соотношении единства Российского государства и суверенитета. Исходя из сущностного понятия «суверенитета» невозможно его наличие у субъектов, так как это будет обозначать выход субъектов из состава Российской Федерации. Такая ситуация в корне противоречит единству Российской государства.
[1] Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права. М.: Госюриздат, 1949 г. - с. 410
[2] Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. Кокотов А.Н. и Кукушкин М.И. М: Юрист, 2010 – с. 264
[3] Черняк Л.Ю. Теория делимости государственного суверенитета в федеративном государстве // Академический юридический журнал. 2009. № 1. – с. 12
[4] Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. – с. 8
[5] Бредихин А.Л. Суверенитет в системе российского федерализма // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 7. – с. 24
[6] http://izvestia.ru/news/349628
[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов»» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2000. – 18 июня. – с. 36
|