Понедельник, 25.11.2024, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Проект формирования единой российской нации как основы единства Российского государства

Единство любого современного государства на практике невозможно в отсутствие института гражданской нации или согражданства. В частности для России – российской нации или, как она названа в Конституции РФ, «многонационального народа Российской Федерации». Современная гражданская нация Российской Федерации возникла в 1990 году в связи с провозглашением Декларации о государственном суверенитете РСФСР, где согласно выражению воли «народов РСФСР» провозглашалась независимость России. В дальнейшем использовались различные термины: «россияне», «многонациональный народ Российской Федерации», «российский народ», «многонародная российская нация» и «российская нация», однако согласно «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»[1] закрепился именно последний термин.

Впервые термин «нация», как обозначение института согражданства, появилось во времена Великой французской революции, как замена института подданства новым институтом. Под ним подразумевали политическую общность людей какого-либо государства. Государство существует по воле нации, в интересах нации и осуществляет свои функции от имени нации. Создание нации являлось необходимым, чтобы обеспечить единство Французского государства, а в дальнейшем заимствование института нации другими государствами служило для перехода к демократическому строю государства и республиканской форме правления. В противоположность французскому варианту понимания термина «нации» существует и германский вариант. Он возник в период объединения Германии и основывался на принципе «крови и почвы». В этом значении термин «нация» принимал значение этноса. Таким образом обеспечение единства Германского государства шло по пути самоопределения этнических немцев в единое государство[2].

Чтобы понять сущностные отличие между двумя понятиями одного термина, нужно углубиться в предпоссылки их формирования. Появление термина «нация» во Франции относится к периоду, когда уже было единое государство. Но угроза единству государства заключалось в этнолингвистическом сепаратизме регионов. Если на севере Франции был условно понятен парижский говор, который был принят за литературную норму французского языка, то юг Франции имел не только непонятные местные диалекты, но и многовековую литертурную форму провансальского языка. Кроме этого на острове Корсика доминировал корсинканский вариант итальянского языка, а на полуострове Бретань – бретонский язык, который в отличие от остальных относится не к романским языка, а к кельтским. Для обеспечения единства государства во Франции полностью отказались от любой этничности. Германский же вариант нации возник в период раздробленности многочисленных германских государств, когда Пруссия «железом и кровью» объединила их в единое немецкое государство. Именно принцип самоопределения народа, в частности этнических немцев в единое Германское государство и стал основой для формирования этнического понятия нации.

В России официальное введение понятия нации произошло в 1917 году. За основу был принят французский вариант согражданства, однако называли нацию синонимом «народ». Одновременно произошло введение термина нации по германскому варианту, но данное значение не имело политического характера. Однако территориальное устройство Советской России основывалось в том числе и на этническом значении «нации», когда большевиками создавались национально-территориальные образования де-юре государственного характера. Таким образом произошло невольное смешение двух различных понятий одного термина в российском обществе.

В настоящее время официально признана российская нация как «многонациональный народ Российской Федерации», тем не менее единой российской нации еще не сформировалось. Подтверждение этому можно найти в Федеральной Целевой Программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718[3], где прямо указано: «Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества».

На мой взгляд такой проект строительства гражданской нации для России отразится негативными последствиями. Так в основу взято с одной стороны построение общности, где за основу взята принадлежность к Российскому государству, а не этническая принадлежность, с целью нивелировать последнюю. Планируется воссоздать новый вариант «советского народа», с учетом зарубежного опыта, в частности теории «американского плавильного котла». С другой стороны оглашена поддержка этнокультурного развития народов России, на практике нерусских народов, при том, что существуют субъекты РФ национально-территориального вида устройства. Гремучая, по нашему мнению, смесь «российской нации», основанной на довольно русофобских принципах большевистской доктрины, призванной уменьшить роль русской нации и открытой поддержки этнокультурного развития национальных меньшинств еще больше усугубит и так весьма непростое состояние межэтнических отношений. Моя позиция такова, что надо отменить соединение взаимоисключающих начал, федеральная власть должна отказаться от преференций в пользу национальных меньшинств, одновременно инициировать отказ от национально-территориального устройства, только такие меры обеспечат единство Российского государства.

Российская нация еще находится на стадии проекта, который наиболее максимально должен укрепить единство Российского государства. Ведь не так важно единство законодательства в каждом из субъектов или равномерное экономическое развитие субъектов, как осознание себя единым целым всеми гражданами. Именно от их уровня конституционно-правового сознания и политической воли зависит единство государства. В особенности в России, которая согласно Конституции РФ 1993 года является многонациональным государством, где «национальный вопрос» осложняется существованием национальных субъектов, которые обособляют титульные народы от всего остального населения.

 

[1] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» // Российская газета. – 2012. – 24 декабря. – с. 45

[2] Кара-Мурза С.Г., Куропаткина О.В. Нациестроительство в современной России М.: Алгоритм: Научный эксперт, 2014, с. 235

[3] Федеральная Целевая Программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718// Российская газета. – 2013. – 2 сентября. – с. 68

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.03.2017)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%