Понедельник, 25.11.2024, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Высшей ценностью демократического федеративного правового государства, каким провозглашена Российская Федерация, являются согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства.

Конституционные обязательства Российской Федерации о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина распространяются как на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права личности, так и на коллективные права коренных малочисленных народов (статья 69 Конституции Российской Федерации) и национальных меньшинств (пункт «в» статьи 71 и пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), которым в соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется единая государственная защита.

Обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ возлагает на Уполномоченного по правам человека в РФ.

Эффективное осуществление Уполномоченным государственной защиты прав человека обеспечивается комплексом мер по реализации им независимых контрольных функций за исполнением обязательств государства об их признании и соблюдении с использованием предоставленных ему адекватных полномочий в сфере деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и должностных лиц (коллегиальных и единоличных решений и действий (бездействия) в целях содействия в их восстановлении.

Формами и методами независимой деятельности Уполномоченного по осуществлению своего мандата являются:

– контроль за исполнением международных обязательств и договоров Российской Федерации, предметом которых являются права человека, федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

– содействие взаимодействию федеральных государственных органов в совместном планировании и реализации согласованных ими программ по защите прав человека;

– содействие совершенствованию федерального законодательства о правах человека в целях приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательства субъектов Российской Федерации о защите прав человека в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством;

– рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, в том числе командования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрации мест принудительного содержания, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, повлекших нарушения прав человека; оказание содействия потерпевшим в их восстановлении и привлечение виновных к ответственности;

– рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека, допущенных в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также при производстве по делам об административных правонарушениях, оказание обратившимся заявителям квалифицированной бесплатной юридической помощи в осуществлении представительства их законных интересов по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях, решения (приговоры, постановления) по которым вступили в законную силу, прекращенным уголовным делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; принятие необходимых процессуальных мер по возмещению материального и морального вреда, причиненного нарушениями прав человека;

– правовое просвещение в области прав человека, форм и методов их защиты;

– международное сотрудничество с парламентскими уполномоченными и омбудсменами иностранных государств по оказанию взаимной помощи в защите прав человека; международными организациями и их должностными лицами и межгосударственными органами по защите прав человека в развитии общепризнанных принципов и норм международного права, совершенствовании форм и методов осуществления независимого контроля за признанием и соблюдением прав человека;

– взаимодействие с общественными объединениями, в том числе с неправительственными правозащитными организациями, и иными институтами гражданского общества в защите прав человека;

– обеспечение единства государственной защиты прав человека на всей территории Российской Федерации и ее осуществление совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и специализированными уполномоченными.

Осуществляя одну из важнейших функций демократического правового государства по обеспечению государственной защиты прав и свобод личности, ее чести и достоинства, охраняя общепризнанные идеалы справедливости и гуманизма, Уполномоченный способствует тому, чтобы каждый индивид на протяжении всей своей жизни и при любых обстоятельствах всегда оставался для общества и государства, прежде всего, человеком.

Назначение Уполномоченного на должность и освобождение его от должности согласно пункту «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Государственной Думы, то есть одной из палат Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.

Особенность конституционного статуса замещаемой им государственной должности Российской Федерации заключается в том, что ни Президент Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации, ни Совет Федерации не могут изменить или подменить ее решения о пребывании Уполномоченного на посту народного правозащитника.

Учредив должность Уполномоченного, Российская Федерация обеспечила каждому человеку, чьи права оказались нарушенными, возможность обращения с жалобой к независимому, беспристрастному и компетентному должностному лицу, профессиональной обязанностью которого является осуществление их государственной защиты.

Всякий раз, когда возникнут основания полагать, что нарушены права человека, Уполномоченный обязан провести незамедлительное и беспристрастное расследование этих обстоятельств, принять меры к исправлению создавшегося положения и привлечению виновных к ответственности. Его служебным долгом является транспарентное, то есть открытое, публичное вмешательство в противоправные решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, повлекших нарушения прав человека, в целях осуществления их государственной защиты и содействия заявителям в их восстановлении и возмещении причиненного им морального и материального вреда.

Наряду с независимыми неправительственными правозащитными организациями, другими общественными объединениями и институтами гражданского общества, осуществляющими защиту прав человека, приступил к своей служебной деятельности также независимый и неподотчетный, но профессиональный и компетентный институт их государственной защиты.

Законодательный мандат, предоставленный Уполномоченному, заключается в содействии им восстановлению нарушенных прав человека, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека и правовому просвещению по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.

Законом об Уполномоченном по правам человека регулируется при этом его профессиональная деятельность исключительно по рассмотрению жалоб о нарушениях прав человека и оказанию содействия заявителям в их восстановлении. Другие его полномочия либо устанавливаются иными федеральными законами, либо реализуются в его практической деятельности и нуждаются в соответствующем правовом регулировании.

Результатом рассмотрения Уполномоченным жалоб заявителей о нарушениях прав человека является не только содействие в их восстановлении, но и анализ, обобщение и формирование систематизированной информации об их соблюдении.

Итоговые данные об этом, а также информация неправительственных правозащитных и иных общественных организаций, средств массовой информации и других независимых, в том числе международных, источников позволяют ему самостоятельно формулировать наиболее актуальные вопросы в области устранения их причин и условий, им способствующих, планировать и осуществлять необходимые организационные и практические мероприятия по выявлению скрытых и перспективных угроз безопасности личности, ее правам и свободам.

Для оказания содействия во взаимодействии федеральных государственных органов в совместном планировании и выполнении согласованных ими программ по признанию, соблюдению и защите прав человека было бы целесообразным законодательно предоставить Уполномоченному право на обращение к Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации с предложениями о разработке и реализации федеральных целевых программ по организации и проведению комплексных и скоординированных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности личности и поощрение прав человека, ответ на которые по их поручению направлялся бы ему в установленный законом срок соответствующим федеральным министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Полномочия по содействию в совершенствовании законодательства о правах человека и участию в законодательном процессе Уполномоченный реализует в соответствии с Регламентом Государственной Думы, учитывая при этом результаты изучения и обобщения своей правоприменительной практики.

Обладая неограниченными возможностями в оценке эффективности законов, анализе их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, выявлении проблем, не учтенных законодательными, правоприменительными и правоохранительными органами, Уполномоченный, используя парламентские процедуры, содействует тому, чтобы их смысл и содержание определялись не интересами отдельных государственных органов, а правами человека, заботой о создании условий, обеспечивающих ему достойную жизнь.

Законодательный процесс является важным и неотъемлемым элементом демократического правового государства, и совершенствование форм участия в нем Уполномоченного должно способствовать не только демократизации осуществления законодательной (представительной) власти, но и укреплению гарантий соблюдения прав человека в стадии проектирования механизмов их правового регулирования.

Государственная защита прав человека в законодательном процессе помимо обращений Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы о принятии федеральных законов или о внесении поправок в законопроекты, принятые в первом чтении, могла бы осуществляться в таких формах, как:

– обязательные выступления Уполномоченного на заседаниях Государственной Думы с рекомендациями по ратификации или денонсации международных договоров Российской Федерации, предметом которых являются права человека;

– привлечение квалифицированных специалистов рабочего аппарата, возглавляемого им федерального государственного органа, к проведению правовой экспертизы и подготовке заключений на законопроекты о правах человека, внесенные в Государственную Думу;

– их участие в качестве экспертов в рабочих группах, формируемых комитетами Государственной Думы для разработки проектов соответствующих федеральных законов.

Внесение Государственной Думой необходимых для этого изменений и дополнений в Регламент палаты, а ее комитетами – в практику своей деятельности позитивно отразилось бы на приведении федерального законодательства в соответствие как с общепризнанными принципами и нормами международного права, так и демократическими стандартами, выработанными в цивилизованных государствах.

В целях обеспечения взаимодействия с Уполномоченным в вопросах совершенствования законодательства о правах человека Регламентом Совета Федерации предусматривается, например, назначение Председателем Совета Федерации специального полномочного представителя палаты из числа членов Совета Федерации, а Уполномоченному предоставляется право участвовать в любом открытом и закрытом заседании Совета Федерации.

Участие в осуществлении мер по обеспечению прав человека в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации.

Проекты многих федеральных законов, касающихся признания, соблюдения и защиты прав человека, разрабатываются на основании планов его законопроектной деятельности. Привлекаемые для их подготовки к внесению в качестве законодательной инициативы федеральные органы исполнительной власти, имея необходимый научный и практический потенциал, представляют, однако, в законотворческом процессе интересы государства.

В своей деятельности на международной арене Уполномоченный в соответствии с частью 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации исходит из необходимости обеспечения гарантий защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

В этих целях Уполномоченным развивается сотрудничество и взаимодействие с парламентскими уполномоченными и омбудсменами иностранных государств в обмене информацией о нарушениях прав человека, оказании взаимной помощи в их восстановлении, изучении и обмене опытом их государственной защиты.

Правовое просвещение по вопросам прав человека, форм и методов их защиты осуществляется Уполномоченным в сферах информации, образования и воспитания и преследует цели профилактики их нарушений, формирования демократического мировоззрения общества и гражданского правосознания личности.

Пропагандистская и просветительская деятельность Уполномоченного по распространению знаний о правовых, социальных и этических правилах поведения личности в демократическом федеративном правовом государстве способствует подготовке населения к жизни в условиях демократического правового государства и плюралистического гражданского общества. Основным направлением на этом участке работы является воспитание законопослушных граждан и уважающих закон и права человека должностных лиц и государственных служащих.

В этих целях Уполномоченный добивается включения в федеральные государственные образовательные стандарты обязательности изучения и преподавания прав человека на всех уровнях дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования, внесения этой научной дисциплины в учебные программы профессиональной подготовки юристов, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений, медицинских работников, а также обеспечения в связи с этим доступа к официальным текстам федеральных законов, международных договоров о правах человека и решений межгосударственных органов по защите прав человека.

Осуществляя независимую защиту прав человека и представляя в органах государственной власти интересы гражданского общества по созданию демократическим правовым государством условий для достойной жизни и свободного развития личности, Уполномоченный опирается на поддержку неправительственных правозащитных и других общественных организаций и объединений. Их правозащитная деятельность распространяется на государственные и правоохранительные органы, пенитенциарные учреждения; они участвуют в общественном контроле за осуществлением правосудия; защищают «узников совести», подвергшихся лишению свободы за политические, религиозные или другие отстаиваемые ими убеждения; лоббируют принятие законов, регулирующих права человека и механизмы их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своей деятельности выступает в личном качестве, не представляет каких бы то ни было государственных органов, должностных лиц, политических партий, общественных объединений, государственных или территориальных образований, наций либо социальных групп и не может использовать свои полномочия в их интересах. Его решения выражают соответствующую Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации правовую позицию, свободную от каких-либо пристрастий.

Автономная и самостоятельная деятельность Уполномоченного по осуществлению независимой государственной защиты прав человека означает отсутствие его подчиненности каким-либо государственным органам или должностным лицам, которые могли бы влиять на принимаемые им решения или вмешиваться в реализацию им своих полномочий.

Относительная свобода в решениях и действиях Уполномоченного не свидетельствует, однако, о полном отсутствии его связи с государством. Законодательный мандат на осуществление своих полномочий предоставляется ему Федеральным Собранием – парламентом Российской Федерации; бюджетные ассигнования на финансирование его деятельности готовятся Правительством Российской Федерации; работники возглавляемого им федерального государственного органа находятся на федеральной государственной службе и не обладают правовыми гарантиями от уголовного преследования за действия, совершенные в официальном качестве.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (20.03.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%