Имея в виду большой объем материала, имеющегося по рассматриваемой мной теме, позволю себе вкратце остановиться на таком субъекте гражданских правоотношений, как государство и государственные (муниципальные) образования.
Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.[1]
Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:
Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;
Государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.[2]
Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой.[3]
Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.
[1] Илларионова Т. И. Учебник гражданского права. / Т. И. Илларионова, Б . М. Гонгало, В. А. Плетнев. - М., 1998. – С. 464.
[2] Кирсанов К. А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. / К. А. Кирсанов. - Екатеринбург, - 2008.- С. 234.
[3] Кирсанов К. А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. / К. А. Кирсанов. - Екатеринбург, - 2008.- С. 235.
|