Понедельник, 25.11.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Государственное управление: сущность и специфика в условиях реформирования государственной службы

Рассматривая сущность и специфику государственного управления в современных условиях, прежде всего, необходимо дать определение этому понятию. Итак, в широком смысле – государственное управление - это деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий[1].

Государственное управление, как правило, рассматривается отечественными учеными как целостная сфера деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех её формах и методах. В рамках данного подхода профессор Г.В. Атаманчук объясняет государственное управление как «практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу»[2]. И.А. Василенко определяет государственное управление как «систему принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата»[3].

Современная российская система государственного управления находится в данный момент времени на переломном этапе трансформировании ее базовых основ, на этапе повышения требований к ее модернизации со стороны всех ячеек общества. И в этой связи нельзя не отметить, что результаты и показатели эффективности реформирования государственной службы, государственного управления в большей степени достигаются посредством повышения роли инновационных методов управления в практике деятельности современных представителей государственного аппарата.

Между тем, развитие демократических, правовых основ устройства общества и государства, а также процесс формирования современного гражданского общества, порождает кардинальное совершенствование системы государственного управления. В нашей стране реформирование государственного управления рассматривается, чаще всего, как составная часть административной реформы. В настоящее время проблема создания современной высокоэффективной инновационной модели государственного управления находится в центре внимания как Президента, так и правительственных структур. От решения этой ключевой проблемы во многом зависит, состоится ли экономическое, политическое и социально-культурное формирование Российской Федерации как демократического, экономически развитого и правового государства.

Особое значение в реформировании системы государственного управления занимает преобразование государственной службы как административного института власти. Государственный аппарат - важнейший элемент социума. Поэтому от его модернизации зависит многое в развитии государства и гражданского общества.

Государственная служба неразрывно связана с государством и правом. Государство выполняет свои функции через служащих. Как отмечает в своих трудах В.Ю. Войтович, фактически «…государственная служба сложилась в период создания и действия буржуазных конституций. Однако нельзя сказать, что до принятия писанных конституций в буржуазных государствах государственной службы не существовало»[4].

Следует также отметить важное замечание группы исследователей системы государственной и муниципальной службы под руководством профессора В.И. Петрова, которые считают, что государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей по должности в конкретном государственном органе[5]. И как справедливо замечает профессор МИУ МГИМО(У) МИД России Г.В. Атаманчук, - «именно в рамках государственной службы формируются властно-управленческие взаимоотношения между государством и обществом, государственным органом и управляемыми им объектами»[6].

В настоящее время в Российской Федерации реформирование системы государственной службы официально признано приоритетным направлением в области государственного строительства важным условием ускорения социально-экономического развития страны.

С начала XXI века перестройка государственного управления и государственной службы Российской Федерации идет одновременно с административной реформой, являясь ее центральным элементом. Проводимая административная реформа наряду с совершенствованием структур государственной власти должна оптимизировать деятельность государственного аппарата, привести его полномочия в соответствие реальным властным функциям.

Правительство России и Президент РФ В.В. Путин делают энергичные шаги к преодолению кризиса, снижению социально-экономической напряженности в обществе, не смотря на жесткость кризиса. Это уже привело к радикальному изменению психологии руководителей. Если ранее, до кризиса, считалось, что денег в стране много и нет проблем с их вложением, то сегодня стало ясно - их катастрофически не хватает. Эта деталь, если можно так выразиться, является той существенной особенностью, которая характеризует нынешнее положение дел в сфере государственного управления, и существенно мешает реформированию государственной службы на принципах инновационного подхода.

На основе анализа научной литературы по выбранной проблеме исследовании, удалось установить, что специфической чертой, которая существенно затормаживает внедрение в практику деятельности государственных служащих инновационной модели государственного управления и современных технологий принятия решений, - является, ни много ни мало, внутренний настрой самих чиновников, а именно, их нежелание избавляться от консервативных методов в работе, и перенимать так называемые «ноу-хау», которые могли бы существенно повысить эффективность всей системы государственный службы в целом. В очередной раз, на пути успешности реформ, становится, как это не парадоксально, - человеческий фактор.

В этой связи, уместно будет процитировать отечественных исследователей проблем государственного управления, - Е.Н. Дубиненкову и Н.Л. Иванову, которые отмечают в своем исследовании, что на сегодняшний день, возможно выделить «два основных направления инноваций, касающиеся человеческого фактора в государственном управлении: а) формирование кадрового состава; б) повышение эффективности и результативности деятельности государственных служащих»[7].

Безусловен тот факт, что специфика и особенности публичного управления в условиях реформирования системы государственного управления и государственной службы, характеризуется не только консервативными взглядами представителей административно-политической элиты всех уровней власти, но и, иногда откровенным саботажем отдельных групп чиновников в отношении Указов Президента РФ и Постановлений Правительства России, на основании которых были даны те или иные поручения. На такие факты нередко обращает внимание и Президент России В.В. Путин, особенно в рамках так называемых ежегодных посланий Федеральном Собранию РФ, в ходе ежегодных пресс-конференций.

Конечно же, нельзя забывать и о коррупции, которая в настоящее время все чаще появляется на всех уровнях власти и затормаживает процесс реформирвоания государственного управления. Такое явление как коррупция, не может способствовать скорейшему внедрению в деятельность государственных служащих инновационных практик и методик в процессах принятия управленческих решений и взаимодействия со всеми субъектами вертикали власти. Ведь, тот представитель власти, который уже поражен этой социальной болезнью XXI века, если можно так выразиться, никогда не будет думать о необходимости инноваций в рамках государственной службы, он будет думать скорее о прибыли, которую сможет извлечь из своих управленческих решений, используя служебное положение в корыстных целях.

С учетом актуальности сделанных выше выводов, следует также согласиться с мнением ряда отечественных ученых, которые не без оптимизма замечают, что «…на современном этапе развития отечественная политическая наука начинает уделять пристальное внимание изучению проблемных вопросов государственного управления, политических элит и специфических общественных групп, реально влияющих на принятие административно-политических и управленческих решений»[8].

 

[1] Макарейко Н.В. Административное право. Учебное пособие для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – С. 104.

[2] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2013. - С. 42.

[3] Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С. 77.

[4] Войтович В.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. - С. 9.

[5] Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Петрова. – М.: Издательство «Юрайт», 2014. – С.11.

[6] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2013. - С. 364-365.

[7] Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Внедрение инноваций в сфере государственного управления: проблемы и факторы // Вопросы управления. - 2014. - № 4. - С. 34.

[8] Понеделков А.В., Воронцов С.А., Гниденко И.В. Российские элиты в федеральном и региональном аспектах // Известия алтайского государственного университета. 2014. № 4-1 (84). - С. 290.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (21.03.2017)
Просмотров: 405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%