Четверг, 28.11.2024, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению „заказных” убийств

Предупреждение убийств по найму относится к одной из важных задач органов внутренних дел, являясь сложной, так как требует от правоохранительных органов значительной конспирации и усилий, направленных на поиск, сбор, анализ и реализацию значимой информации.

Особую актуальность приобретает данная проблема в контексте рассматриваемых нами вопросов, то есть предупреждение „заказных” убийств. Именно на органы внутренних дел и возлагается тяжесть деятельности рассматриваемой сферы.

Сотрудникам органов внутренних дел необходимо знать не только причины преступных действий, механизм их совершения, но и представлять себе, каким образом можно предупреждать эти убийства по найму и можно ли вообще их предупреждать. В ходе проведенного авторами в 1996-2000 гг. опроса 200 сотрудников правоохранительных органов выяснилось, что 86,5% опрошенных считают, что успешно предупреждать такие убийства невозможно. В то же время 45,7% респондентов из 50 опрошенных сотрудников следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел и работников прокуратуры, занимавшихся расследованием преступлений этой категории, ответили, что предупреждать их вполне возможно при правильной организации профилактических мероприятий.[1]

Система информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению убийств по найму включает ряд взаимосвязанных между собой и в то же время отличных друг от друга элементов, основу которых составляют факторы, непосредственно детерминирующие эти преступления и несущие в себе информацию социального, криминологического, оперативно-розыскного и криминалистического характера. Условно эту информацию можно разделить на отдельные виды, выделив наиболее значимые для правоохранительной деятельности.

Информация криминологического характера, позволяющая выявить непосредственные причины и условия, виктимологический аспект убийств, совершенных по найму, необходима в целях дальнейшего их предупреждения. Данная информация является основополагающей для предупреждения органами внутренних дел „заказных” убийств, и на ее базе строятся информации другого различного толка. Информация криминалистического характера, позволяющая сотрудникам органов внутренних дел установить места и способы совершения убийств по найму, орудия и средства преступления, наиболее часто используемые преступниками. Необходимо отметить, что чаще всего преступники предпочитают нападать на жертву в утренние и вечерние часы, когда человек отправляется на работу или возвращается с нее. В большинстве случаев нападению предшествуют предварительное изучение распорядка дня жертвы и организация "засады". Подобные приготовления не всегда остаются не замеченными окружающими, однако своевременных сообщений об этом в органы внутренних дел, как правило, не поступает. Поэтому участковым уполномоченным милиции необходимо проводить разъяснительную работу с населением на обслуживаемых участках с предоставлением своих контактных телефонов для экстренной связи. Информация оперативно-розыскного характера, полученная из конфиденциальных источников в результате деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Можно выделить следующие ее виды:

- информация о связях соучастников убийства по найму между собой, функциях каждого при подготовке преступления, каналах поставки оружия и различных средств, используемых для совершения преступления, а также местах проживания киллеров, прибывших из других регионов. Как показывает практика, они обычно размещаются в гостиницах, кемпингах, квартирах, загородных домах и часто не имеют регистрации по месту временного проживания. Это обстоятельство должно учитываться сотрудниками органов внутренних дел при организации контроля паспортно-визового режима;

- информация о планах организованных преступных групп и сообществ по усилению своего влияния на административных территориях и в отраслях экономики. Особого внимания заслуживают сведения о планах по устранению конкурентов из противоборствующих преступных групп, несговорчивых должников или государственных служащих, мешающих их преступной деятельности.

Оптимальная система оперативно-розыскных и иных мероприятий, осуществляемых ОВД, располагающими обоснованными данными о замышляемом либо подготавливаемом убийстве по найму может быть найдена с учетом конкретных обстоятельств подготавливаемого преступления посредством заведения оперативного дела, активного, документирования действий подозреваемых и должна быть ориентирована прежде всего на выявление:

действий нанимателя по поиску посредников или наемников;

характера взаимоотношений между нанимателем и лицом,в отношении которого была высказана угроза. Данное лицо следует предупредить о необходимости соблюдения мер предосторожности (в особых случаях может быть организована непосредственная охрана);

- источника приобретения оружия, мест его хранения;

- конкретного плана реализации преступного замысла, взятого сторонами обязательств по его осуществлению, форм и способов связи с организатором преступления, расчета с посредниками и наемниками по результатам выполнения "заказа";

- свидетелей, которые могут подтвердить факт приготовления к преступлению, знают о неприязненных отношениях нанимателя с будущей жертвой, о приобретении или изготовлении им оружия.

Успешное документирование обеспечивается на основе своевременного оперативного прикрытия наиболее криминально активных участников подготавливаемого убийства.

Документирование действий и сведений о роли каждого из участников убийства предполагает осуществление следующих мероприятий:

проведение силами оперативно-технических подразделений негласного слухового контроля и аудиозаписи разговоров лиц,вынашивающих намерение совершить убийство;

организация и осуществление негласного прослушивания иаудиозаписи телефонных переговоров членов преступной группы;

внедрение (при необходимости) штатных сотрудников в преступную группу, которая замышляет совершить убийство по найму;

негласная фиксация визуальной информации с использованием технических средств;

скрытое наблюдение за разрабатываемыми с применениемсредств электронной разведки силами оперативно-поисковых под-разделений;

организация и осуществление контроля почтово-телеграфных отправлений разрабатываемых лиц (писем, телеграмм, бандеролей, посылок, переводов и т.п.);

негласный контроль открытой (незашифрованной) информации, передаваемой членами преступной группы по техническим каналам связи;

негласное обследование помещений и транспортных средств, принадлежащих членам преступной группы, которая замышляет либо подготавливает совершение убийства по найму.

Это далеко не полный перечень видов информации, позволяющей выявить наиболее значимые факторы, детерминирующие убийства по найму, но все же в органах внутренних дел сосредоточен основной мотив информации о профессиональной преступности и ее представителях, что позволяет эффективно прогнозировать, планировать и осуществлять профилактическую деятельность.

В ГИЦ МВД России существует база данных "Наемники", в которой концентрируются сведения, в том числе оперативно-розыскного характера, о лицах, организовывающих и исполняющих преступления этой категории. Однако региональные подразделения уголовного розыска не часто используют эту информацию в своей работе по предупреждению и раскрытию убийств по найму.[2]

Считать , что направления правоохранительной деятельности сводятся только к деятельности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной – это значит заведомо обрекать борьбу на неудачу. По мнению Долговой А.И., требуют совершенствования взаимодействие уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной деятельности, разведывательной и контрразведывательной. Три последних по своим формам во многом сходны, но существенно различается правовой режим их осуществления. Его следует учитывать в условиях многочисленных иммунитетов…. Актуален вопрос о тщательном законодательном регулировании введения в уголовный процесс данные оперативно-розыскного характера, разведки и контрразведки. В свете изложенного заслуживает тщательной проработки вопрос об использовании в уголовном судопроизводстве результатов частной детективной и охранной деятельности, которая также основана на законе.[3]

Исходя из специфики правоохранительной практики, можно обозначить основные направления и меры специального предупреждения убийств по найму. При рассмотрении данного вопроса мы ограничимся лишь наиболее эффективными из них, успешно применяемыми органами внутренних дел в настоящее время. Меры общего и индивидуального предупреждения убийств по найму, направленные на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию факторов, их порождающих, а также проведение индивидуальных профилактических мероприятий в отношении всех соучастников преступления. Наиболее значимыми в этом плане являются:

1. Организационно-управленческие меры общего и индивидуального предупреждения, связанные с административной деятельностью органов внутренних дел.

Одним из направлений общего предупреждения является выявление лиц, занимающихся незаконным изготовлением, хранением, продажей и хищением оружия. Практически во всех убийствах по найму используется незаконно изготовленное либо похищенное оружие.

В ходе изучения уголовных дел было установлено, что 57,8% убийств, включая убийства по найму, совершены с применением оружия, произведенного за рубежом.

Достаточно часто мероприятия, проводимые в рамках операции "Арсенал", приносят определенные положительные результаты. Они несколько снизили темпы прироста преступлений, совершаемых с применением оружия. Ощутимый эффект достигается путем проверок и досмотров автотранспорта, воздушных судов, пассажирских поездов в целях выявления незаконно перевозимого оружия и лиц, возможно совершивших или подготавливающих убийства по найму.

2. Меры оперативно-розыскного предупреждения, связанные с деятельностью оперативных подразделений службы криминальной милиции.

Оказывая широкое профилактическое воздействие на преступность в целом, непременно это отразиться и на уровне „заказных” убийств. Учитывая, что профессиональные преступники обладают способностью социально мимикрировать и глубоко конспирировать в свою нелегальную деятельность, только такое профилактическое воздействие дает определенный эффект.

Используемые правоохранительными органами методы оперативно-розыскного предупреждения не позволяют в должной мере противостоять росту убийств по найму из-за отсутствия действенной системы защиты лиц, ставших свидетелями совершения тяжкого преступления. И эта проблема в целях предупреждения преступности требует незамедлительного разрешения.

3. Меры, связанные с сотрудничеством органов внутренних дел России с правоохранительными органами других государств, по предупреждению убийств, совершаемых по найму; розыску и привлечению к уголовной ответственности соучастников таких преступлений, скрывшихся от следственных органов или суда.

Наиболее эффективным является взаимный обмен оперативной информацией подразделений службы криминальной милиции с НЦБ Интерпола и правоохранительными органами других государств по вопросам поиска и задержания соучастников убийств по найму, скрывающихся от правосудия за пределами России, а также контроля за деятельностью лидеров и участников транснациональных преступных сообществ, занимающихся организацией убийств по найму или незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Сегодня международное сотрудничество осложняется отсутствием соответствующих соглашений с рядом стран о совместных действиях по розыску и экстрадиции преступников, а также недостатком информации о лицах, имеющих международные криминальные связи, и местах их проживания за границей. Масштабы проявления и степень общественной опасности убийств, совершаемых по найму, диктуют необходимость создания специализированных подразделений в составе службы криминальной милиции, которые осуществляли бы целенаправленную деятельность по сбору криминологической и оперативно-розыскной информации и ее тщательный анализ. Кроме того, в их обязанности целесообразно было бы включить и проведение специальных мероприятий по розыску и изобличению лиц, подготавливающих или совершающих убийства по найму. Наиболее глубокое исследование „заказных” убийств проводятся и учеными и специалистами, работающими в учебных заведениях и научных учреждениях системы МВД, что дает возможность строить специально-профилактическую деятельность органов внутренних дел на прочном научном фундаменте. Из мало эффективных, но все же существующих направлений по предупреждению убийств по найму является профилактическое воздействие в местах лишения свободы на профессионалов-преступников. По мнению Тайбакова А.А. в ряде исправительных учреждений накоплен определенный положительный опыт корректировки социально-психологической сферы профессиональных преступников, а следовательно и профессиональных киллеров. Несмотря на противоречивую оценку функционирования таких учреждений в средствах массовой информации, надо сказать, что при условии широкого соблюдения прав осужденных, общечеловеческих норм морали и нравственности эти учреждения, особенно с перспективой совмещения их с реабилитационными и ресоциализационными центрами, помогает значительно снизить уровень рецидива у профессионалов своего „мастерства”.[4]

В органах внутренних дел имеются специализированные подразделения по предупреждению преступности несовершеннолетних (потенциального резерва профессиональных убийц, поскольку почти значительная часть совершили первое преступление, не именно „заказное” убийство, до совершеннолетия) – инспекция по делам несовершеннолетних, которые помогают осуществить раннее упреждающее воздействие на личность несовершеннолетнего и предотвращать глубокие негативные социально-психологические деформации. Таким образом, эффективность предупреждения убийств по найму во многом зависит от объективности и качества полученной информации, целенаправленности ее сбора, взаимодействия всех подразделений органов внутренних дел между собой, а также с другими правоохранительными структурами. Резюмируя анализ основных направлений предупреждения убийств по найму, представляется необходимым отметить, что серьезное резервы в совершенствовании профилактической деятельности заложены в подготовке высококвалифицированного персонала, способного на современном уровне предупредить „заказные” убийства, в создании межрегиональных и международных информационных банков, в дальнейшем интенсифицирование научных исследований в рассматриваемой области.

Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть что предупреждение убийств по найму – это процесс многофакторный, сложный, требующий комплексного подхода, высококвалифицированных и подготовленных субъектов, представляющий собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, экономическими причинами, а также неадекватностью мер правового, организационного, профессионального характера, направленных на борьбу с этой угрозой человеку.

 

[1] Кутькин А.Д., Поляков А.Н. Убийства совершенные по найму и их предупреждение ОВД // Вестник МВД России – 2001 г. №5-6. С. 48.

[2] Кутькин А.Д., Поляков А.Н. Убийства совершенные по найму и их предупреждение ОВД // Вестник МВД России – 2001 г. №5-6. С. 50.

[3] Организованная преступность – 4. М. 1998г. Под ред. Долговой А.И. –М.: Криминологическая ассоциация , 1998г. С.-141.

[4] Тайбаков А.А. Профессиональная преступность: основные понятия и направления предупреждения ее в ОВД: Лекция – М.: ВЮЗШ МВД, 1993 г. С. 24.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.02.2017)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%