Институт референдума получил конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации, применялся на практике государственного строительства, а также он рассчитан на случай принятия нового проекта Конституции Российской Федерации, решения серьезных государственных вопросов. Используется референдум также на уровнях субъектов РФ и местного самоуправления.
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства[1]. Поэтому референдум является важнейшей составляющей демократического организованного управления. Именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действительность.
Также под референдумом понимается утверждение публично-властных решений путем всенародного голосования граждан, проживающих в границах конкретного государства, субъекта федерации, административно-территориальной единицы или муниципального образования, по вопросам соответствующего уровня с целью выявления их мнения, обязательного для всех субъектов национального права[2].
Курячая М.М. в своей работе дает следующее понятие референдума: «референдум - это народное голосование, проводимое с целью принятия окончательного и обязательного к исполнению решения, либо с целью выявления мнения народа, которое подлежит учету»[3]. Существование такого института является объективным выражением народного суверенитета.
В части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено понятие, где он вместе с выборами характеризуется в качестве непосредственного выражения власти народа.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28.06. 2004 года N5-ФКЗ (далее – ФКЗ от 2004 г.), референдумом в Российской Федерации признается всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Определение, закреплённое в ФКЗ от 2004 г., несколько отличается от определения, которое нашло свое отражение в положениях Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г (далее - ФЗ от 2002 г.). В данном законе в пункте 55 статьи 2 референдум содержится следующее понятие: «референдум Российской Федерации – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации». В ФЗ от 2002 г. нашло свое отражение и общее понятие референдума, так как понятие, закрепленное в п.55 ст.2 не дает возможности определить, как определяется референдум с позиции законодателя. В пункте 53 статьи 2 ФЗ от 2002 г. дано понятие референдума, он определяется форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
Итак, проанализировав понятия референдума, которые даны законодателем и большинством ученых-конституционалистов, можно выделить следующие его черты: это непосредственное волеизъявление народа, осуществляемое путем тайного всенародного голосования, а также право участвовать в референдуме отнесено к числу основных прав граждан — как одна из возможностей их участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.
Также стоит отметить, что в правовой теории часто институт референдума отождествляется с таким институтом непосредственной демократии, как всенародный опрос (плебисцит).
По мнению С.А. Авакьяна, референдум и плебисцит — два термина для обозначения одного и того же императивного голосования. Различать их можно только по предмету голосования. Под референдумом чаще понимается голосование народа по внутриполитическим вопросам, а под плебисцитом — по внешнеполитическим. Однако и такое деление тоже весьма условно, поскольку существует немало вопросов, относящихся к обоим понятиям: например, голосование за то, быть ли государству республикой или монархией, за выход территории из субъекта федерации, за объединение с другими субъектами федерации и т.д.[4]
Л.И. Волова в своей работе говорит, что плебисцит и референдум «представляют два самостоятельных института права, хотя и тесно связанных между собой: плебисцит - международного, референдум – государственного» [5].
Однако в правовой науке есть ряд ученых, которые отождествляют плебисцит и референдум.
«Плебисцит – всенародное обсуждение, вид всенародного голосования, референдум». И указывается на то, что с юридической точки зрения нет различий между референдумом и плебисцитом. Однако плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, доверии лидеру страны[6].
М.В. Баглай и В.А. Туманов отмечают, что референдум и плебисцит не отличаются, а также то, что референдум и плебисцит можно считать синонимами.
Таким образом, стоит сказать, что институт референдума является самостоятельным, хотя часть ученых сходится во мнении, что он близок к плебисциту. Федеральный конституционный закон 2004 г. предусматривает возможность вынесения на федеральный референдум вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, т.е. вопросов, которые могут иметь внешнеполитический характер.
[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 8-e изд. М.: Норма, 2009 – 800 с.
[2] Конституционное право России: Учебник / Отв.ред. Кокотов А.Н. и М.И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003 – 538 с.
[3] Курячая М. М. Право граждан Российской Федерации на референдум: автореферат дис. … канд. юрид. наук. – М, 2004. -С. 7
[4] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. –С.371-372
[5] Волова Л.И. Плебисцит в международном праве, - М., 1972. –С. 48
[6] Синцов Г.В. Проблемы разграничения понятий института референдума и плебисцита в законодательстве зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. -2010. - № 4. –С.81
|