Референдум субъекта РФ – это голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения.
Регулирование организации и проведения референдумов субъектов РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в той части, где оно касается гарантий права граждан на участие в нем. Субъекты РФ должны следовать предписаниям федерального законодательства, но также могут устанавливать дополнительные гарантии прав граждан на региональном уровне в конституциях республик, уставах субъектов Федерации и законах субъектов Федерации.
Порядок проведения референдума на уровне субъектов более подробно регламентируется в нормативно-правовых актах самих субъектов, поэтому необходимо рассмотреть действующие конституции, уставы, а также законы субъектов РФ, в которых отражен порядок его проведения.
Большинство конституций и уставов субъектов РФ содержат в своих положениях в основном общую характеристику порядка проведения референдума субъекта РФ как высшего непосредственного выражения власти народа. Закрепление основополагающих моментов в конституции (уставе) субъекта РФ и при этом наличие специального закона о референдуме позволяет усовершенствовать регулирование референдума в границах отдельного субъекта Федерации.
Законы, регулирующие проведение референдумов, приняты не во всех субъектах Российской Федерации. В некоторых субъектах действуют избирательные кодексы, нормы которых комплексно регулируют порядок проведения выборов и референдумов на территории этих субъектов (Кодекс о референдумах Костромской области от 18 сентября 1995 г; ). Однако, один и тот же закон субъекта Российской Федерации может содержать в себе положения, регулирующие не только порядок проведения референдума субъекта Российской Федерации, но и порядок проведения местных референдумов на территории данного субъекта (Закон Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» от 12 декабря 2005; Закон Омской области от 30 июня 2003 г. «О референдуме Омской области и местном референдуме»). Конституции (уставы) некоторых субъектов Российской Федерации содержат специальные главы, в которых содержатся положения о проведение референдумов (Устав Вологодской области от 18 октября 2001 г.; Устав Калужской области от 27 марта 1996г.; Устав Липецкой области Российской Федерации от 9 апреля 2003 г.).
Но все же, большинство субъектов Российской Федерации принимает отдельные законы, регулирующие референдумы субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации о референдуме во многом схожи с положениями ФКЗ от 2004 г. и ФЗ от 2002 г. и исходят из принципов, установленных ими. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ФЗ от 2002 г., на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы конституцией Российской Федерации или федеральным законом. Цель определенных федеральным законом ограничений - исключить неправомерное использование процедуры референдума как формы прямой демократии, когда это может войти в противоречие с его конституционно-правовым назначением[1]. Данное ограничение регулирует вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, они не должны ограничивать и не должны отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также не должна возникать вероятность множественности их толкования. Но все же на практике в ряде законов субъектов Российской Федерации можно встретить ряд положений, содержащих отклонения от федерального законодательства. Данные отклонения в основном касаются вопросов сбора подписей в поддержку референдума, количества подписей, времени и пр.
Таким образом, можно сказать, что закрепление основных моментов в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации наряду наличия специального закона о референдуме позволяет усовершенствовать вопросы регулирования референдума в границах отдельного субъекта Федерации.
[1] Синцов Г.В. Референдум субъекта Российской Федерации: тенденции и противоречия //Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2007. - № 7. – С. 68
|