Понедельник, 25.11.2024, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Анализ практики проведения всероссийского референдума

Для современной России возможности референдума как инструмента демократизации правотворчества остаются не раскрытыми. Не реализованным остается как правотворческий потенциал данного института, так и его возможности по стимулированию демократизации процессов управления в государстве[1].

На территории нашей страны проводилось два общефедеральных референдума. Первый состоялся 25 апреля 1993 года, на него были вынесены четыре вопроса: о доверии Президенту РФ, политике Правительства РФ, досрочных выборах Президента РФ и народных депутатов.

Постановление «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» от 29 марта 1993 г. (далее «Постановление»), закрепляло, что всенародное голосование — референдум проводится в соответствии с Законом РСФСР «О референдуме РСФСР».

Часть 2 пункта 2 «Постановления» установила, что решения по всем вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в списки для голосования. Группа народных депутатов ходатайствовала в Конституционный Суд Российской Федерации. В ходатайстве содержалось требование о признании части 2 пункта 2 «Постановления» не соответствующей Конституции Российской Федерации по содержанию норм и по форме. В ходатайстве народных депутатов Российской Федерации отмечается, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки для участия в референдуме, согласно части четвертой статьи 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, тогда как по иным вопросам, согласно части третьей этой статьи, решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в референдуме. По мнению ходатайствующих, голосование ни по одному из вопросов, перечисленных в пункте 1 постановления Съезда, не означает принятия, изменения и дополнения Конституции, следовательно, часть вторая пункта 2 постановления Съезда противоречит Закону РСФСР «О референдуме РСФСР» и статье 5 Конституции Российской Федерации[2].

Вторым референдумом в Российской Федерации стал референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года. Стоит отметить, что этот референдум проводился на основании «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» (далее – «Положение»), а не в соответствии с нормами Закона РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР», при этом Закон РСФСРС от 1990 г. продолжал официально действовать. На мой взгляд, это было сделано для того, чтобы обойти требование Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» о принятии решений об изменении Конституции большинством от общего числа избирателей.

Указом от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», назначался референдум, и утверждалось «Положение», бюллетень для голосования содержала в себе положения по вопросу принятия новой Конституции Российской Федерации. Принципиальное отличие «Положения» от Закона 1990 г. состоит в том, что Конституция РФ признается принятой на референдуме, если за ее принятие проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании (по Закону требуется большинство от числа включенных в списки)[3].

Но после принятия Конституции 1993 года общегосударственный референдум больше не проводился. Хотя инициативы проведения общероссийского референдума выдвигались и не раз.

Многие попытки инициативы проведения референдума заканчивались неудачей по различным причинам: подписи содержали только год рождения вместо даты рождения; из-за нехватки необходимого количества голосов и по иным причинам.

Анализ практики проведения института референдума в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что практическое использование данного института затруднено, несмотря на довольно полное нормативное регулирование данного института и связано это с наличием недостатков и коллизий в правовом регулировании самого рассматриваемого института.

 

[1] Толстик В.А., Трусов Н.А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 24. – С.9

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 1993 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности части второй пункта 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 года «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума». // Официальный интернет-портал правовой информации .

[3] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. –С.392-393.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%