Систематическое обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами по важным вопросам избирательного права со стороны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов свидетельствует о том, что Конституционный Суд играет активную роль в обеспечении конституционности в столь важной сфере.
С учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации принимаются федеральные и региональные законы о выборах и референдумах, вносятся соответствующие изменения и дополнения в конституции, уставы и законы субъектов Федерации. Некоторыми решениями Конституционного Суда Российской Федерации руководствуются в своей работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации.
Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года №2-П[1] по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края Конституционный Суд определил содержание принципа разделения властей, которое в последствии нашло отражение в принятом 6 октября 1999 года Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Постановления и определения Конституционного Суда, которые касаются вопросов организации и проведения референдумов являются важным элементом единообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства в деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2002г.[2], устанавливает взаимосвязь основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина с принципами избирательного права. Конституционное регулирование, лежащее в основе избирательного законодательства, содержит относящиеся к основам конституционного строя нормы, предопределяющие правовую базу выборов в органы народного представительства. Принципы избирательного права универсальны и обязательны при формировании представительного и законодательного органов РФ и субъектов РФ – таков вывод Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации оказывает существенное влияние на изменения в избирательном законодательстве. Так, в Постановление от 11.06.2003г[3]. Конституционный Суд признал установление периода, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ, не противоречащим Конституции РФ, т.к. период, когда граждане могут выступать с подобной инициативой, должен составлять не менее двух лет, с тем, чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации в области избирательного права охватывает все ключевые аспекты развития избирательной системы Российской Федерации.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящий момент законодательство о референдуме в РФ активно развивается и представлено значительным числом законодательных актов, как на федеральном уровне, так на региональном и местном уровнях. Однако прослеживается некая нестабильность законодательства, которая отрицательно сказывается и на качестве правоприменительной практики.
[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.1996 N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №4. Ст. 409.
[2] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ч.2 ст.70 и ст.90 Конституции Республики Татарстан, п.2 ст.4 и п.8 ст.21 закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова» . // Официальный интернет-портал правовой информации
[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в ФКЗ «О референдуме РФ» от 27.09.2002 г. // Официальный интернет-портал правовой информации
|