Порядок отмены решений об итогах голосования, о результатах выборов и референдума приведен в статье 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
Пункт 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ устанавливает перечень нарушений избирательного законодательства, при допущении которых кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, судом может быть отменено решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения их результатов. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Согласно пункта 3 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Руководствуясь пунктами 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, необходимо учитывать Постановление КС РФ № 8-П, в соответствии с которым положения указанных пунктов признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах.
Пункт 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусматривает возможность отмены судом решения комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума, а также перечисляет случаи, в которых суд может вынести такое решение. Данный перечень является открытым: судом может быть отменено решение комиссии регионального референдума, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума и при других нарушениях законодательства о референдуме, кроме перечисленных в п.4 статьи, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.
Основания для отмены судом решения комиссии федерального референдума об итогах голосования приведены в части 1 статьи 88 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О референдуме РФ"): если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Закона о референдуме, суд может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов участников референдума, а если нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, - о признании итогов голосования недействительными.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.
Следует отметить, что Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определяет правовые последствия отмены избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей: в этом случае выборы по соответствующему избирательному округу признаются недействительными. А при признании выборов недействительными, согласно пункту 5 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, уполномоченный орган назначает повторные выборы.
При проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов, указанные в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов.
При голосовании за списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, указанные в статье 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ также определяет правовые последствия отмены судом решения о результатах референдума, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума: в этом случае результаты референдума признаются недействительными. Согласно пункту 8 статьи 73 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
Как уже говорилось, в части 1 статьи 88 ФКЗ "О референдуме РФ" предусмотрено, что, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения указанного закона и они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, суд может отменить решение комиссии федерального референдума об итогах голосования и принять решение о признании их недействительными. В случае вступления в законную силу такого решения суда, согласно части 2 этой же статьи, все вышестоящие комиссии референдума вносят изменения в протоколы об итогах голосования, о результатах референдума. Если данное обстоятельство влечет изменение решения ЦИК России о результатах референдума, ЦИК России принимает новое решение о результатах референдума, которое подлежит официальному опубликованию.
В соответствии с положениями пунктов 10 и 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливается порядок действий комиссий в случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума:
комиссия, составившая первоначальный протокол, обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный";
на основании данных протоколов вышестоящая комиссия вносит соответствующие изменения в протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводную таблицу (следует отметить, что частью 3 статьи 86 ФКЗ "О референдуме РФ" предписывает составление новых сводных таблиц с отметкой: "Повторная")
|