Конституционное положение о равенстве всех перед законом и судом является одним из основных начал правового государства, что, в свою очередь, сближает его нормативное содержание с требованием ч. 2 ст. 6 как одной из основ конституционного строя РФ, предусматривающей равенство зафиксированных в Конституции прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина РФ. Получая же закрепление в гл. 2 Конституции, комментируемое положение приобретает юридические качества прежде всего принципа взаимоотношений государства с человеком и гражданином, основополагающей характеристики конституционного статуса личности [1].
Сферой же распространения данного конституционного принципа является вся система правового регулирования, все отрасли права.
Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Существует две различных точки зрения по поводу толкования этих терминов. Первая заключается в том, что их следует различать. Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их [2]. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими по своему усмотрению, а также установить равные для всех обязанности. Конечно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Вторая точка зрения заключается в том, что оба этих понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия [3].
Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом или равноправия отвечает общепринятым нормам и принципам международного права. Именно международное право оказало столь огромное влияние на становление и развитие этого принципа. Благодаря сотрудничеству различных государств были созданы универсальные и региональные международные договоры, которые выработали единые стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина. К числу таких документов можно отнести: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью от 29 ноября 1985 года, два международных пакта, принятые вместе - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Европейскую конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950.
Равенство – основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любое незаконное ограничение прав и свобод [4]. Этот принцип, был провозглашен в ходе демократических революций XVII – XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению было признано в качестве основного положения, императива правового государства.
Закрепление принципа равенства в конституционном документе впервые было осуществлено в США, где в Декларации независимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы равными»[5]. С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и государства закрепляют его в самом начале любой демократической конституции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в первой статье говорит о равенстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах» [6].
Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми .Коммунистическая идея фактического уравнивания людей по сути своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопический и противоестественный характер [7]. В некоторых демократических государствах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить фактическое неравенство между людьми путем перераспределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в Конституции Российской Федерации эта цель не закреплена и поэтому можно только предполагать, что она входит в понятие социального государства.
Конституция Российской Федерации, являясь основным законом нашей страны закрепляет в ст. 19 основное содержание данного принципа: «Все равны перед законом и судом», а вторая часть этой статьи устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с частью третьей, «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [8].
Смысл формального равенства в правах и свободах заключается в предоставлении всем лицам равных стартовых возможностей, реализация которых уже будет зависеть от особенных, индивидуальных качеств каждого человека.
Термины «равноправие» и «равенство» лежат в основе многих конституционно-правовых институтов. Ими определяется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, политических партий и общественных объединений, деятельность органов местного самоуправления.
Что касается равенства всех перед судом, то здесь не имеет значения правовой, социальный статус человека – абсолютно все, т. е. каждый человек, как гражданин, так и не гражданин, лицо без гражданства, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, имеющие равные процессуальные права и соответствующие обязанности, получая одинаковую юридическую помощь, защиту своих законных прав и интересов и неся одинаковую меру ответственности. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.
Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по тем основаниям, которые перечислены в ч. 2 ст. 19.
В обобщенном плане требование равенства всех перед законом включает, во-первых, запретительный аспект, когда равное отношение всех к закону должно исключать саму возможность существования в законодательных актах каких-либо норм дискриминационного характера; они запрещаются как незаконные, неконституционные. В этом плане конституционный принцип равенства всех перед законом должен пониматься прежде всего как требование антидискриминационного характера, предполагающее недопустимость установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и ведущего к ликвидации или нарушению равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни [9]. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении [10].
Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать каких-либо привилегий или льгот. Льготы, например, необходимы для участников Великой Отечественной войны, инвалидам, беременным женщинам, многодетным матерям и тем лицам, которые совмещают учебу с работой, и многим другим. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости.
Конституция России специально решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, что даже это положение помещено отдельно в ч. 3 ст. 19, тем самым подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле это не так, необходимо учитывать высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи. Общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ женщин к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству, повышению квалификации, а также удовлетворению других социальных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г. Протокол предоставляет специально созданному Комитету право принимать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права исходит из того, что необходимо защищать права и свободы не только наших граждан, находящийся на территории Российской Федерации, но и граждан любого другого государства. Правовая защита всякого человека необходима еще и потому, что в настоящее время на территории нашей страны появились различные группы людей, у которых правовой статус отличается от граждан России, к ним можно отнести: беженцев, вынужденных переселенцов, незаконных мигрантов. О них действующее уголовно-процессуальное законодательство ничего не говорит. Поэтому конституционная норма, закрепляющая равенство всех, направлена на защиту каждого человека в нашей стране. Так можно утверждать, основываясь на прямом действии и непосредственном применении Конституции.
В Конституции РФ проводится различие между правами человека и правами гражданина в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются термины «каждый», «все», «каждый человек», «никто», «ни один человек» или «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. Во всех случаях это относится к каждому человеку, так и гражданину. Так же к правам гражданина в статьях конституции прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д.
В вышеупомянутых международных документах не делается различия между правами человека и правами гражданина. Все права обозначаются как принадлежащие всем людям. В ст.1 Всеобщей декларации прав и свобод человека установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах [11].
[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – «Эксмо», 2010 г.
[2] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997.—568с
[3] Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации» 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.
[4] Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации» 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.
[5] Декларация независимости США от 04.07.1776
[6] Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека от 12.12.1948
[7] Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации» 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.
[8] Ст. 19 Конституции РФ от 12.12.1993
[9] Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – «Эксмо», 2010 г.
[10] Абз. 2 п. 2.2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 05.04.2007 N 5-П; абз. 2 п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 15.05.2007 N 378-О-П
[11] Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека от 12.12.1948
|