Каждый гражданин в соответствии с Конституцией РФ может защитить свои права всеми не запрещенными законом способами.
Гражданин вправе выбирать следующие формы защиты своих свобод и прав:
- досудебную;
- судебную;
- административную[1].
Пациент имеет возможность обратиться с жалобой на действия должностного лица, государственного органа и общественной организации, которые нарушают его права, в порядке подчиненности к вышестоящему должностному лицу, государственному органу и общественной организации. Данное право предопределяет административный порядок разрешения конфликтной ситуации.
Соответствующая жалоба может быть подана как самим пациентом, чьи свободы и права были нарушены, так и его представителем.
Возможные результаты применения административного порядка представлены на рисунке 2.1.[2]:
Рисунок 2.1. - Результаты применения административного порядка
Следует отметить, что обращение с жалобой пациента или его представителя не исключает права пациента обратиться с иском по данному вопросу в суд. Данное право также сохраняется за пациентом в ситуации, если он не получил ответа на свои требования или ответ, полученный им, его не удовлетворяет.
Претензионный порядок представляет собой частный, однако, самый широко распространенный случай досудебного порядка разрешения спора. Так, данный порядок является одной из основных форм защиты гражданских прав, заключающейся в попытке урегулирования между сторонами спорных вопросов до момента передачи в суд дела.
Претензия является по сути требованием о добровольном устранении нарушений прав пациента, предъявленным к медицинскому учреждению. Данное требование предъявляется в письменной форме и подлежит подписанию пациентом или его представителем. Различают следующие виды претензий (требований):
- о возмещении причиненного здоровью и жизни пациента вреда;
- о возмещении морального вреда пациенту;
- о возмещении расходов по ликвидации недостатков медицинской услуги;
- о возмещении вреда по факту потери кормильца[3].
Соответствующая претензия отправляется письмом или вручается под расписку. Администрацией медицинского учреждения рассматривает претензию в течение 30 дней с момента ее получения, после чего принимает решение, которое оформляется приказом руководителя медицинского учреждение.
Копия приказа руководителя медицинского учреждения о возмещении вреда с ответом на претензию отправляется заявителю.
Ответ на претензию осуществляется в письменной форме, а также в обязательном порядке подписывается руководителем медицинского учреждения или его заместителем. В данном ответе определяется при частичном или полном удовлетворении претензии срок, сумма и способ удовлетворения претензии. Кроме того, как при частичном, так и при полном отказе в удовлетворении определенной претензии указываются мотивы отказа, обоснованные руководством медицинского учреждения.
В соответствии с полномочиями в органах прокуратуры разрешаются жалобы, заявления и другие обращения, которые содержат данные о факте нарушения законов. Принятое прокурором решение никаким образом не препятствует обращению пациента в суд за защитой прав.
В установленном законом порядке прокурор принимает соответствующие меры, направленные на привлечение совершивших правонарушения лиц к ответственности. Запрещается пересылка жалобы, заявления и другого обращения должностному лицу или в орган, действия или решения которых обжалуются.
Согласно ст. 54 ГПК РФ, мировые соглашения могут заключаться через представителя, право которого на заключение мирового соглашения в обязательном порядке оговаривается в доверенности.
Так, мировое соглашение сторон выступает одним из способов добровольного урегулирования сторонами спора без использования методов государственного принуждения, т.е. одной из форм свободного волеизъявления сторон.
Следует отметить, что мировое соглашение может быть заключено как при реализации судебной защиты права, так и на досудебном этапе (судебные и внесудебные мировые соглашения). Субъекты мирового соглашения:
- граждане;
- юридические лица и граждане, между которыми зародился спор.
Внесудебное мировое соглашение представляет собой договор о разрешении на определенных условиях материально-правового спора. Следовательно, следствием заключения мирового соглашения выступает изменение или прекращение материального правоотношения. Иначе говоря, стороны ликвидируют спорное состояние имеющихся между ними правоотношений и разрешают спор самостоятельно[4].
Внесудебное мировое соглашение подразумевает добровольное исполнение обязанностей, которое не требует, в отличие от мирового соглашения в суде, обеспеченности государственным принуждением.
Стороны также имеют право обратиться за соответствующим официальным удостоверением мирового соглашения к выполняющим нотариальные функции органам.
Внесудебное мировое соглашение применяется в качестве доказательства в судебном процессе.
Соглашение по спору, по которому было возбуждено гражданское дело в суде может быть достигнуто и вне суда. Данное соглашение получает юридическое значение после непосредственного утверждения его судом.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, судебное мировое соглашение является соглашением сторон об условиях прекращения судебного спора без судебного решения. Данное соглашение заключается в ходе судебного процесса, затем утверждается судом и приобретает официальную силу соответствующего судебного решения.
Судебный процесс, как правило, завершается мирным урегулированием конфликта.
Судебная защита интересов потребителей медицинских услуг требует значительных денежных затрат, а также знания связанных с судебным разбирательством и оформлением исков процессуальных положений. Так, в зачастую на практике применяются альтернативные варианты разрешения споров.
Согласно ст. 11 ГК РФ, в действующем законодательстве РФ существует возможность защиты оспоренных или нарушенных гражданских прав в третейском суде.
Третейские суды традиционно подразделяются на:
- институциональные (постоянно действующие) третейские суды, которые представляют органы, которым поручена организация рассмотрения споров конкретной категории дел или конкретного спора по соглашению сторон;
- создаваемые для разрешения определенного спора суды[5].
Следует отметить, что в процессе рассмотрении споров по вопросам такой области человеческой деятельности, как медицинское страхование и здравоохранение, важную роль играет специализация в тех вопросах, которые относятся к сложившимся взаимоотношениям сторон.
Таким образом, представляется целесообразным и эффективным создание постоянно действующих специализированных третейских судов по рассмотрению возникающих в системе здравоохранения споров в целях реализации наибольшей защиты интересов и законных прав граждан.
Заинтересованные лица имеют право обращения непосредственно в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, при этом не прибегая к досудебной процедуре. Кроме того, возможно обращение в суд после предварительного рассмотрения спора в третейском суде или в досудебном порядке при отсутствии согласия одной стороны с полученными результатами данного рассмотрения.
ГПК РФ определяет подведомственность спора, которую надлежит установить истцу при появлении необходимости судебного разрешения спора. Ст. 22 ГПК РФ определяет, что общегражданским судам подведомственны споры, которые возникают из гражданских правоотношений в случае, если одна сторона спора - гражданин, заключивший в потребительских целях договор.
Законодательство РФ предусматривает две процедуры в целях защиты нарушенных прав в суде пациентом.
В первую очередь, речь идет о возникающем из административно-правовых отношений производстве, основанием, для возбуждения которого выступает обращенная к судебному компетентному органу жалоба пациента.
Также потребитель медицинских услуг имеет право обращения в суд с жалобой, если полагает, что его права были нарушены неправомерными решениями должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, общественных объединений.
Потребитель медицинских услуг может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о факте нарушения его прав или в течение 1 месяца с момента получения потребителем медицинских услуг соответствующего уведомления в письменном виде об отказе вышестоящего должностного лица, органа или объединения в удовлетворении его жалобы, а также со дня истечения 1 месяца после подачи им жалобы в том случае, если на нее не был получен ответ в письменном виде[6].
Итогом рассмотрения жалобы в судебном порядке выступает:
- возложение обязанности удовлетворить требование потребителя медицинских услуг;
- признание незаконным обжалуемого решения (действия);
- отказ в удовлетворении жалобы;
- восстановление нарушенного права;
- привлечение к ответственности виновных в принятии решений, совершении действий или, наоборот, бездействии, которые послужили причиной нарушения прав пациента, лиц[7].
Защита прав пациента может быть реализована в порядке соответствующего искового производства.
В соответствии с ГРК РФ и Законом, иски предъявляются по выбору потребителя медицинских услуг:
- в суд по месту положения ответчика;
- в суд по месту проживания истца (потребителя медицинских услуг);
- в суд по фактическому месту причинения вреда.
В случае отказа в приеме искового заявления судьи на основе мотива неподсудности конкретному суду иска необходимо получить письменное определение судьи об этом, подлежащее обжалованию в вышестоящий суд на продолжении 10 дней.
Потребитель медицинских услуг имеет право через суд взыскать в принудительном порядке убытки с виновной стороны, которые были вызваны фактом нарушения его прав, а также потребовать возмещения причиненного здоровью вреда, добиться компенсации за моральный вред, связанный с моральными или физическими страданиями по причине неправомерных действий или поведения сотрудников медицинского учреждения.
Права несовершеннолетних лиц младше 15 лет и недееспособных лиц защищают законные представители (родители, опекуны).
Права несовершеннолетних от 15 до 18 лет и ограниченно дееспособных лиц подлежат защите в суде их родителями или попечителями. Суд привлекает самих несовершеннолетних и ограниченно дееспособных лиц к непосредственному участию в данных делах.
Следовательно, несмотря на тот факт, что на основании законодательства в области охраны здоровья граждан, граждане старше 15 лет решают вопрос как о медицинском вмешательстве, так и о возможном отказе от него самостоятельно, защиту прав лиц при осуществлении им медицинской помощи реализуют их законные представители.
Доверенность на представление интересов в суде от имени организации выдается с подписью ее руководства или лиц, уполномоченных учредительными документами, а также включает приложение печати данной организации. В нотариальном порядке удостоверяются доверенности, которые выдаются гражданами - потребителями медицинских услуг[8].
До судебного разбирательства следует ознакомиться с документами, затребованными судом у ответчика по ходатайству потребителя медицинских услуг. Так, можно ходатайствовать о назначении судебно-медицинской экспертизы в письменной форме при наличии соответствующих оснований для ее проведения.
Пострадавшая сторона обязана конкретизировать исковые требования, а также установить, какие именно аспекты должны быть представлены в заключении экспертизы. В зависимости от итогового фактического результата судебно-медицинского заключения представленные исковые требования могут быть изменены или дополнены.
На основании собранных и представленных доказательств суд проводит по заявленному иску судебное разбирательство. При удовлетворении на стадии судебных прений исковых требований потребитель медицинских услуг имеет право ходатайствовать о возмещении причиненных убытков в том случае, если не было реальной возможности определить их в исковом заявлении.
В данные требования включены все расходы на организацию экспертиз, ксерокопирование, юридические услуги, оплату заказных писем и др. Следовательно, причиненные убытки подлежат документальному подтверждению товарными и кассовыми чеками, квитанциями, справками и иными платежными документами.
Следует отметить, что согласно статистике, уголовное преследование приблизительно в половине случаев прекращается по причине отсутствия состава преступления в соответствующих действиях медицинских работников.
«Медицинские» уголовные дела крайне сложные, поэтому требуют компетентных специалистов в медицинском праве, которых на данный момент очень мало, что значительно удлиняет как срок судебного разбирательства, так и срок расследования.
По искам о возмещении убытков и взыскании неустойки срок исковой давности законодательно установлен в три года. Факт истечения сроков исковой давности не выступает основанием для отказа искового заявления в принятии. Только ответчик имеет право ссылаться на окончание срока давности.
Ст. 200 ГК РФ устанавливает начало течения срока исковой давности определяется. Так, согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности берет начало с того дня, когда лицо должно было узнать или узнало о факте нарушении своего права.
Течение срока исковой давности по обязательствам, срок исполнения которых определен моментом востребования или не определен, начинается с того момента, когда возникает право предъявить требование об исполнении обязательства у кредитора.
Также, кроме заявления, необходимо заявить соответствующее ходатайство о том, чтобы в порядке досудебной подготовки суд истребовал копию истории болезни, а также все необходимые в целях проведения судебно-медицинской экспертизы документы с медицинского учреждения.
Судебные расходы включают в себя связанные с рассмотрением дела издержки и государственную пошлину. Порядок уплаты и размер государственной пошлины определяются соответствующими законами о налогах и сборах.[9]
Согласно п. 2 ст. 46 ГПК РФ, застрахованные, по связанным с нарушением их прав искам, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В том случае, если судья отказывается принимать без оплаты государственной пошлины исковое заявление, следует получить письменное определение суда об этом, которое подлежит обжалованию в вышестоящий суд в течение 10 дней.
Гражданин полностью освобождается от уплаты государственной пошлины по тем искам, которые связаны с нарушением его прав, т.е. государственная пошлина не может быть взыскана с него ни при каких обстоятельствах.
Таким образом, гражданин РФ вправе выбирать такие формы защиты своих свобод и прав как досудебную, судебную и административную. В свою очередь, Законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности за причинение вреда при оказании медицинских услуг: административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная.
На основании ст. 1064 ГК РФ, выделим следующие условия наступления ответственности: противоправность деяний причинителя вреда, наличие вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением, признанная вина причинителя вреда.
Следует отметить, что на сегодняшний день применение к врачу санкций не дает потребителю медицинских услуг преимуществ для реабилитации, поэтому современная доктрина медицинского права закономерно переносит главный акцент с уголовно-процессуальных мер за ненадлежащее врачевание ответственности на гражданско-правовые.
[1] Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. - М.: Волтерс Клувер, 2013. – 158 с.
[2] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) № 138-ФЗ от 14.11.2002 г. (с изм. и доп.)
[3] Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. - М.: Волтерс Клувер, 2013. – 182 с.
[4] Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопрос теории и практики. - М.: Статут, 2014. – 89 с.
[5] Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. - М.: Статут, 2013. – 196 с.
[6] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) № 138-ФЗ от 14.11.2002 г. (с изм. и доп.)
[7] Ильичева М.Ю. Защита прав потребителей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 116 с.
[8] Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. - М.: Волтерс Клувер, 2013. – 183 с.
[9] Карпов М.С. Гражданско-правовые меры оперативного воздействия. - М.: Статут, 2014. – 395 с.
|