Понедельник, 25.11.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные признаки электронного документа

Необходимо заметить, что до сих пор ни в одном из действующих процессуальных кодексов не содержится понятия электронного документа как доказательства, ни в одном нормативном правовом акте нет разъяснения, какими признаками он должен обладать, чтобы электронный документ был признан судом допустимым доказательством и приобщен к материалам рассматриваемого дела.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под документированной информацией следует понимать зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Анализ данного понятия позволяет выделить ряд общих признаков, присущих любому документу:

- материальный носитель;

- содержащий информацию;

- в виде текста, звукозаписи, изображения или их сочетания;

- с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

- предназначенную для передачи во времени или пространстве;

- в целях общественного использования и хранения.

Важнейшим обязательным признаком любого документа является наличие реквизитов, позволяющих его идентифицировать.

Под реквизитом понимается совокупность обязательных данных о документе, установленных законом, стандартом или иным нормативно-правовым актом. Кроме того, реквизит, позволяющий идентифицировать документ, является согласно ГОСТ Р. 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», обязательным элементом оформления официальных документов, т.е. документов, используемых федеральными и региональными органами законодательной, судебной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, различными организациями, объединениями независимо от их организационно-правовой формы.

Понятие «реквизит» определено только в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51141 - 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»: реквизит документа - обязательный элемент оформления официального документа[1].

Однако подобное определение является не совсем удачным, так как содержит некоторое противоречие — определяемое понятие шире, чем предложенное определение. Любой документ (официальный и неофициальный) должен содержать идентифицирующие реквизиты, в то время как ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» указывает, что реквизиты — это обязательные элементы только для официальных документов.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[2] до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные стандарты применяются добровольно за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, возможно, что в ближайшее время будет принят технический регламент, посвященный делопроизводству.

Что касается идентификации (от средневекового лат. - identificare - отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо)[3], то использование данного термина в утратившем силу Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» без указания того, что именно должно быть идентифицировано: автор документа и/или целостность и неизменность информации, а может быть, соответствие информации реальной действительности, является не совсем удачным.

Как отмечают Р. А. Сабитов и Е. Ю. Сабитова, реквизит является обязательным признаком документов, содержащих информацию, имеющую юридическое значение, например, организационно-распорядительных, финансовых, бухгалтерских, удостоверений личности т.д.[4]

Что касается электронных документов, то им посвящен п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не закрепляет определения такого реквизита электронного документа, как электронная цифровая подпись. Кроме того, положения Закона носят диспозитивный характер, т.е. они не исключают возможность подтверждения юридической силы электронных документов не электронной цифровой подписью, а каким-либо иным аналогом собственноручной подписи.

Очень корректным является использование термина «идентификация» в Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи»[5], который рассматривает электронную цифровую подпись как реквизит электронного документа, «позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе».

Правила использования электронной цифровой подписи, как идентификатора владельца документа использует и гражданское процессуальное законодательство Германии: «к частным электронным документам, имеющим квалифицированную электронную подпись, применяются правила о доказательственной силе частных документов. Основанное на результате проверке электронной подписи предположение о подлинности заявления, существующего в электронной форме, может быть оспорено только фактами, которые обосновывают серьезные сомнения в том, что заявление сделано владельцем электронной подписи.»[6] Аналогичное понимание электронно–цифровой подписи содержится и в Коммерческом кодексе Франции.[7]

Представляется, что любой документ должен содержать как минимум реквизиты, позволяющие идентифицировать его автора, т.е., как правило, подпись и печать, но кроме таковых он может содержать целый ряд дополнительных реквизитов, которые для отдельных видов документов могут становиться обязательными в силу требований закона или иных нормативных актов.

Если для документов, составленных на бумажном носителе (традиционных или аналоговых документов), порядок документирования, в т.ч. требования к идентифицирующим реквизитам, должен быть установлен органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации, то для электронных документов законодательством устанавливаются специальные требования.

Для электронных документов в настоящее время существует ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения». Этот стандарт устанавливает требования к составу и содержанию реквизитов, которые придают электронному документу юридическую силу, а также устанавливает порядок внесения в них изменений.[8]

Согласно указанному ГОСТу электронный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- регистрационный номер;

- регистрационную дату;

- подпись (код) лица, ответственного за правильность изготовления документа или утвердившего документ;

- содержание документа;

- наименование организации - создателя документа;

- местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес.

На наш взгляд, при наличии указанных реквизитов любой электронный документ становится юридически значимым, при этом, документ может быть и не защищен электронной цифровой подписью, так как основной функцией данной подписи как реквизита электронного документа является защита информации, содержащейся в документе, от несанкционированного использования третьими лицами.

Тем не менее, допускается вводить и дополнительные реквизиты, отражающие специфику создания или использования документа. При этом обязательные реквизиты электронного документа следует размещать способом, позволяющим однозначно идентифицировать их.

Важно отметить, что даже правильно оформленный электронный документ, но изданный некомпетентным органом, а также анонимный или подписанный неуполномоченным лицом, не может быть принят в суде в качестве доказательства и не может служить подтверждением изложенных в нем сведений, удостоверять факты, подтверждать права или обязанности, возникающие на его основании.

При оценке юридической силы электронного документа учитывается надежность способа, с помощью которого он формировался, хранился или передавался, с помощью которого обеспечивалась целостность информации, а также способа, посредством которого идентифицировался его инициатор, и любые другие соответствующие факторы. При этом степень надежности оценивается с учетом цели, для которой электронный документ был сформирован. Иными словами, должна быть обеспечена доверенная среда обработки электронного документа, причем доверенная не только для непосредственных участников документооборота, но и для третьих лиц.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) документа позволяет установить его подлинность, помимо этого криптографические средства обеспечивают защиту от следующих злоумышленных действий:

- отказ (ренегатство) - абонент А заявляет, что не посылал сообщения абоненту Б, хотя на самом деле посылал;

- модификация (переделка) - абонент Б изменяет документ и утверждает, что данный документ (измененный) получил от абонента А;

- подмена - абонент Б формирует документ (новый) и заявляет, что получил его от абонента А;

- активный перехват - нарушитель (подключившийся к сети) перехватывает документы (файлы) и изменяет их;

«маскарад» - абонент В посылает документ от имени абонента А;

- повтор - абонент В повторяет ранее переданный документ, который абонент А послал абоненту Б.

Все перечисленные виды злоумышленных действий наносят существенный ущерб. Кроме того, их возможность подрывает доверие к компьютерной технологии и электронным документам.

25 марта 2011 года Государственная дума Федерального собрания РФ приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов, призванный заменить действующий ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[9] и обеспечить использование электронной подписи во всех видах гражданско-правовых отношений.

Законопроекты «Об электронной подписи» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи» были внесены в Государственную Думу РФ группой думских руководителей (О. Морозов, В. Васильев, В. Володин, П. Крашенинников, В. Резник, В. Плигин и др.) 25 декабря 2009 года и приняты в первом чтении уже через месяц — 22 января 2010 года. Рассмотрение же пакета законопроектов во втором и вскоре в третьем чтениях было отложено более чем на год.

Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 30 марта 2011 года, 06 апреля был подписан Президентом РФ, вступил в силу 08 апреля 2011 года.[10]

Как отмечают авторы законопроекта, закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» содержит концептуальные и юридико-технические недостатки, которые не позволили обеспечить правовые условия, необходимые для широкого применения электронной цифровой подписи в РФ. Изменение в правовом регулировании подписания электронных документов было вызвано тем, что ФЗ «Об электронной цифровой подписи» не позволял использовать в электронном документообороте иные технологии подтверждения аутентичности текста документа, кроме указанных в этом Законе. Более простые виды электронных подписей (не основанные на технологии ассиметричного шифрования, как ЭЦП) никак не регулировались Законом об ЭЦП, что ставило их за рамки правового регулирования. В связи с этим возникал определенный правовой риск, связанный с признанием соглашения незаключенным, если итоговый электронный документ не был подписан ЭЦП.

Федеральный закон «Об электронной подписи» расширяет сферу использования и допустимые виды электронных подписей. Содержит понятие электронной подписи и устанавливает, что она может использоваться во всех видах гражданско-правовых отношений, а также закреплен основной признак, присущий всем видам электронной подписи – возможность использования подписи для идентификации, подписавшего информацию в электронно-цифровой форме, физического или юридического лица. При этом документ сохраняет наиболее активно используемое положение действующего ФЗ «Об электронной цифровой подписи» о том, что правила использования электронной подписи в корпоративной информационной системе устанавливаются решением владельца такой системы или соглашением участников отношений. Устанавливается, что сертификаты ключей подписи, выданные в соответствии с действующим до 01 июля 2011 года ФЗ «Об электронной цифровой подписи», продолжают действовать и после принятия ФЗ «Об электронной подписи» до истечения срока, установленного в сертификатах, или срока соглашения участников отношений.

Кроме того, новый ФЗ «Об электронной подписи» регулирует использование различных видов электронных подписей, выдачу и использование сертификатов ключа подписи, проверку электронных подписей, оказание услуг удостоверяющих центров, а также аккредитацию удостоверяющих центров.

В рамках ФЗ «Об электронной подписи» выделяются три вида электронной подписи, в зависимости от установленных законопроектом критериев: простая, усиленная и квалифицированная электронная подпись. Использованию каждого вида подписи посвящена отдельная глава закона.

Устанавливаются презумпции использования отдельных видов электронной подписи в рамках конкретных отношений. Простая электронная подпись может использоваться для подписания электронных сообщений, направляемых в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. При этом актами государственных органов и органов местного самоуправления могут устанавливаться случаи, в которых направляемые им электронные сообщения не могут быть подписаны простой электронной подписью и требуется их подписание другим видом электронной подписи либо составление документа на бумажном носителе. Такие акты должны, однако, приниматься с учетом принципов регулирования отношений в области использования электронных подписей и иных требований законопроекта об использовании отдельных видов подписей.

Усиленная электронная подпись может использоваться во всех видах отношений, если иное не установлено нормативным правовым актом или соглашением участников отношений.

Квалифицированная электронная подпись может использоваться при обращении в форме электронного сообщения физических и юридических лиц в государственные органы и (или) органы местного самоуправления о предоставлении (осуществлении) государственной (муниципальной) услуги (функции), влекущей возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей физических и юридических лиц, при направлении государственными органами и органами местного самоуправления иным лицам электронных документов.

 

[1] Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля, 1998 г. №28 // ИПС Гарант, март 2011.

[2] Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании" (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140

[3] Словарь иностранных слов. М.: Сирин, 1996. С. 183

[4] Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Квалификация преступлений, совершенных с документами. Челябинск, 2007. С.27

[5] Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" (принят ГД ФС РФ 13.12.2001) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 127

[6] Пар 371а ГГУ. Гражданское процессуальное уложение Германии. - М.: Волтерс Клувер. 2011. С. 127

[7] Коммерческий кодекс Франции / перевод с французского, дополнение, словарь - справочник и комментарии В.Н. Захватаева. - М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 80

[8] Овсянникова Д.В. Реквизит как обязательный признак электронного документа // Право, выпуск 23. С. 51

[9] Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" (принят ГД ФС РФ 13.12.2001) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 127

[10] Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011г. (принят ГД ФС РФ 25.03.2011г.) / Правовая система Консультант Плюс версия проф.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 251 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%