Во-первых, перечень, последовательность проведения и содержание первоначальных следственных действий зависят главным образом от объема и качества имеющейся у следователя информации, во-вторых, от осведомленности расхитителей о начале проводимого в отношении их предварительного следствия, а в ряде случаев – подготовительных и оперативных мероприятий.
В свою очередь эти обстоятельства, представляющие фактически взаимную информацию друг о друге, с одной стороны, работников следствия, с другой – расхитителей, определяются методами проведения предварительной проверки, условиями собирания исходной информации. Существуют два основных метода проверки и собирания первичных материалов, которые служат основаниями для возбуждения уголовных дел по присвоению и растрате вверенного имущества: оперативно-розыскная деятельность, проводимая работниками ОБЭП негласно; официальная проверка, проводимая в условиях гласности ревизорами, контролерами и инспекторами соответствующих ведомств или самостоятельно, или по поручению и под руководством органов прокуратуры.
Одной из основных особенностей уголовных дел о присвоениях и растратах является то, что их подавляющее большинство должно базироваться на прочном документальном фундаменте, создаваемом в период, предшествующей возбуждению дела.
До начала следственных действий невозможно завершить эту сложную и трудоемкую работу, однако собрать хотя бы определенный документальный минимум (в подлинниках и копиях) необходимо. Без проведения инвентаризаций, ревизий и других, официальных проверочных действий часто бывает затруднительно собрать достаточные данные, поэтому преступникам в этих случаях обычно становится известно о поступлении материалов в органы прокуратуры или МВД, особенно если указанные проверки производились не по инициативе этих органов. Таким образом, фактор полноты информации (имеется в виду документальная сторона) вступает в некоторые противоречия с фактором внезапности.
С другой стороны, если уголовное дело возбуждается по оперативным данным органов дознания, то, как правило, обеспечивается внезапность следственных действий, их полная неожиданность для преступников. Иногда в подобных случаях дело возбуждается без достаточной документальной базы. Это нежелательное положение в известной мере компенсируется оперативной информацией об участниках преступной группы, источниках и способах хищения, о путях и каналах сбыта и о других обстоятельствах. Кроме того, фактор внезапности дает большие дополнительные преимущества для следствия.
Разумеется, наибольшим эффектом обладают такие способы и методы предварительных проверок, в которых сочетаются оба фактора – полнота документальной информации и внезапность. Обычно такое положение достигается по делам, возбуждаемым по инициативе отделов БЭП, работники которых имеют возможность получать не только негласную информацию, но и оперативным путем изымать отдельные важнейшие документы, как в подлинниках, так и в копиях.
Полнота информации позволяет сразу же после начала следствия нанести точные и сильные удары по всей преступной группе одновременно, а фактор внезапности разрешает с большим успехом использовать для этой цели наиболее эффективные следственные действия и получать хорошие результаты.
По делам, возбуждаемым на основании материалов ОБЭП, первоначальными следственными действиями обычно являются:
1) задержание с поличным одного или нескольких участников преступления;
2) задержание остальных участников присвоения и растраты вверенного имущества;
3) личные обыски всех задержанных;
4) обыски по месту жительства и на рабочих местах расхитителей;
5) следственный осмотр документов и в случаях необходимости их частичное или полное изъятие;
6) осмотры производственных и складских помещений с изъятием в случаях необходимости похищенного имущества, подготовленных для хищения материальных ценностей и других вещественных доказательств;
7) наложение ареста на корреспонденцию расхитителей и связанных с ними лиц;
8) опись имущества расхитителей, наложение ареста на денежные вклады;
9) допросы подозреваемых;
10) допросы свидетелей – очевидцев по отдельным эпизодам присвоения и растраты – и должностных лиц организаций, где совершались присвоение и растрата;
11) организация и назначение инвентаризаций и документальных ревизий.
Если уголовные дела возбуждаются по материалам официальных проверок, в основе которых лежат инвентаризации и документальные ревизии, то фактор внезапности, как правило, исчезает. Это обстоятельство существенно изменяет перечень, характер и последовательность производства первоначальных следственных действий. В этих случаях к ним относятся:
1) осмотр и изъятие дополнительной документации, принятие мер к сохранению неизъятых документов;
2) допрос свидетелей, выявленных в процессе ревизии и предварительной проверки;
3) допрос в качестве подозреваемых материально-ответственных и должностных лиц, в результате деятельности которых образовались недостачи, излишки, совершались подлоги и другие нарушения;
4) допрос ревизоров и инвентаризаторов с учетом уже полученных свидетелей, подозреваемых и анализа документов (как приложенных к акту ревизии, так и изъятых дополнительно);
5) наложение ареста на корреспонденцию и на денежные вклады в сберегательных кассах лиц, подозреваемых в совершении присвоения и растраты;
6) задержание подозреваемых. Вопрос об этом решается не столько с учетом фактора внезапности, сколько с учетом полноты информации имеющихся доказательств. Поэтому данное следственное действие входит в число первоначальных по обеим группам уголовных дел и является эффективным средством, лишающим преступников возможности сговора и других форм активного противодействия следствия;
7) обыск у расхитителей по месту жительства и работы;
8) наложение ареста на имущество расхитителей, находящееся по месту жительства, а также укрытое у связанных с ними лиц и в других местах;
9) назначение в случае необходимости дополнительной документальной ревизии по вопросам, не исследованным первичной проверкой.
Правильный выбор следственного действия, как указывает С.А. Шейфер, играет весьма важную роль в достижении целей расследования. Проведение ненадлежащего действия приносит тройной вред: делается ненужная работа, утрачивается полностью или существенно затрудняется возможность получить и закрепить необходимые фактические данные, неосновательно стесняются права граждан.
Рассмотрим основные особенности некоторых из перечисленных ранее следственных и организационных мероприятий по обеим категориям уголовных дел о хищениях, совершаемых путем присвоения и растраты вверенного имущества, возбуждаемых как по оперативным данным, так и по материалам официальных проверок.
Особым способом выявления хищений государственного или общественного имущества являются инвентаризации и документальные ревизии, без проведения которых невозможно расследование уголовных дел данной категории.
Знание особенностей их проведения во многом облегчает работу следователя, сокращает сроки расследования.
Инвентаризация – проверка фактического наличия средств предприятия на определенный период времени путем их подсчета, взвешивания, обмера и последующего сопоставления фактических остатков с данными бухгалтерского учета. Она позволяет установить, какие материальные ценности должны быть у материально-ответственного лица и их наличие.
Успех проведения инвентаризации обеспечивается ее внезапностью для материально-ответственного лица, что лишает его возможности изъять излишки или скрыть недостачу.
Проводится инвентаризация специально назначенной комиссией без участия следователя, но работнику ОБЭП целесообразно присутствовать и наблюдать за качеством ее проведения. Присутствие материально-ответственного лица при инвентаризации обязательно, а его подпись должна фигурировать в инвентаризационных ведомостях.
Правила проведения инвентаризации предусматривают:
- опломбирование всех мест хранения материальных ценностей;
- прекращение всех операций и доступа посторонних лиц в помещения;
- снятие остатков денег в кассах;
- проверку правильности работы измерительных приборов;
- получение подписки материально-ответственного лица, что все первичные документы сданы в бухгалтерию, а деньги в кассу и др.
При перерывах в работе, а также в конце рабочего дня все помещения, где проводится инвентаризация и хранятся материальные ценности, закрываются на ключ и опечатываются, ключ остается у материально-ответственного лица, а пломбир (печать) у председателя инвентаризационной комиссии.
Работа по снятию остатков оформляется инвентаризационной описью (ведомостью), в которых указывается точное наименование каждого вида ценностей, а в конце каждой страницы проставляется прописью число натуральных единиц. Оставлять пустые строки запрещается.
Необходимо также контролировать качество инвентаризации, не допускать вместо сверки фактического наличия продукции с отчетными данными, сверку первичных документов с отчетными.
В следственной практике нередко возникает необходимость в глубокой проверки хозяйственной деятельности предприятий. В указанных случаях прибегают к такой форме применения специальных познаний, как ревизия.
Ревизия – совокупность приемов и способов фактического и документального контроля, проверка состояния экономики, хозяйственной деятельности и сохранности собственности.
Любые нарушения норм хозяйственной деятельности, приписки, злоупотребления прямо или косвенно находят отражение в учетных и отчетных документах, что позволяет обнаружить их методами документальной ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.
Когда в уголовном деле имеются данные об отдельных фактах преступлений и возникает необходимость проверить всю деятельность, или ее отдельные стороны по первичным документам, то по требованию следователя назначается ревизия.
Ревизия может быть поведена и по ходатайству подозреваемого (обвиняемого) лица. По каким бы основаниям не проводилась ревизия, ревизуемому лицу необходимо предоставить возможность совместно с ревизором принять в ней участие, проверять первичные документы, давать объяснения по ходу ревизии, предъявлять необходимые документы, заявлять обоснованное ходатайство об отводе ревизора.
В целях эффективности ревизии, необходимо чтобы ревизор имел от следователя конкретное задание.
Перед началом работы необходимо встретиться со специалистами, обсудить и уточнить предложенные вопросы и включить новые, выяснить все ли необходимые для ревизора материалы представлены, в разумных пределах изложить свою версию о модели преступления, а также установить с ревизором деловой контакт.
К тактическим приемам, которыми целесообразно пользоваться при назначении ревизии, следует отнести: выбор наиболее целесообразного времени для начала ревизии; установление объектов и последовательности начала работы на них; внезапное проведение ревизии или предварительная информация о ней; осведомление ревизора об информации в полном объеме, которой располагает следствие или только в разумных пределах и т.д.
Материалы ревизии, состоящие из акта, выводов и приложений следователь должен проверить и оценить. При этом он решает насколько доброкачественно проведена ревизия и какое значение по существу имеют для дела ее материалы. Следователь может пополнить материалы ревизии и допросить ревизора в качестве свидетеля
При установлении неполного выполнения задания, выявления противоречий в акте ревизии следователь вправе требовать проведение дополнительной ревизии. Если же выяснилось существенное нарушение прав ревизируемых лиц, недоброкачественное проведение отдельных ревизионных действий, противоречия между выводами ревизии и материалами уголовного дела, данные, свидетельствующие о необъективности или некомпетентности ревизора, то назначается повторная ревизия, которая, как правило, производится другими ревизорами.
Личный обыск задержанных. Личный обыск, как правило, следует за задержанием расхитителя. Цель его – найти у расхитителя похищенное имущество, деньги, полученные за реализацию похищенного, крупные ценности, различного рода документы и записи, подтверждающие факты присвоения и растраты, участия в преступной группе. При расследовании присвоения и растраты, совершенных преступной группой, важно, чтобы о проведении задержания и личного обыска одного из расхитителей не узнали преждевременно его соучастники. Это обстоятельство нужно учитывать при подготовке личного обыска. Изымаются все имеющиеся у них документы, в том числе (обязательно) относящиеся к транспортируемым материальным ценностям.
Осмотр изъятых документов, места задержания и транспортного средства, задержанного имущества. При осмотре документов решается задача выявления признаков материального или интеллектуального подлога. Для того чтобы разобраться в большом количестве информации, отраженной в различных документах, следователю необходимо иметь представление о бухгалтерском учете и приемах технического исследования документов. Глубокий и всесторонний анализ документов, отражающих торговые операции, позволяет разрешить следующие вопросы:
- подлинность или подложность документа; какой вид подлога содержит документ: материальный (имеются следы подделки, подчистки и т.п.) или интеллектуальный (исправлений нет, но документ полностью фиктивный);
- источники и размеры похищенных ценностей в результате внесенных подлогов;
- способы реализации похищенного и сокрытия последствий присвоения и растраты;
- круг лиц, принимавших участие в присвоении и растрате, роль каждого; все вопросы не могут разрешаться на первоначальном этапе, тем более в процессе одного осмотра. Для этого потребуется производство допросов, обысков, назначение судебных экспертиз и другие следственные действия.
Осмотру подлежат документы, в которых могут оказаться подделки. Это приходные накладные (в них нередко изменяются количество, вес, сорт и цена принятого в подотчет товара); инвентаризационные ведомости, в которых завышается количество товаров, находящихся в подотчете, делаются приписки несуществующих товаров и другие подлоги). Подделки обнаруживаются также в расходных накладных, закупочных актах и других документах.
Помимо следов материального подлога при тщательном осмотре выявляются противоречия в одном и том же документе или между подлинным документом и его копиями либо другими документами, отражающими одну и ту же операцию.
Следователь может истребовать для производства осмотра необходимые по делу документы или осмотреть их по месту нахождения.
Осмотр документов нередко завершается выемкой документов. Своевременная выемка документов предотвращает совершение дальнейших подлогов в документах или их уничтожение заинтересованными лицами.
В практике встречается немало случаев, когда «исчезают» не только отдельные документы, но и целые папки с бухгалтерскими проводками.
При расследовании присвоения и растраты в торговле особое внимание надо уделять осмотру товарно-денежных отчетов материально-ответственных лиц, инвентаризационных ведомостей, актов на различные списания, по поводу которых имеются предположения о внесенных в них подлогах.
Осматриваются также акты на недогруз, составленные получателем товаров, акты рекламаций в адрес торгового предприятия и другие претензионные документы.
Осмотру может быть подвергнуто весовое хозяйство магазина, измерительные приборы, кассовые аппараты с целью обнаружения в них изменений, произведенных для создания излишков товаров. Следует обратить внимание на записи в книге спроса и предложений, где содержаться жалобы покупателей на обвешивание и обмеривание. Указанные лица допрашиваются в качестве потерпевших или свидетелей по делу.
Если обнаружены подлинные и фиктивные документы, предназначенные для прикрытия факта вывоза и транспортировки имущества, они сравниваются по наименованию, количеству и фактическому характеру имущества. Осмотром задержанного имущества производится его сопоставление с данными в обнаруженных на него документах. Место задержания осматривается с целью проверки, не были ли выброшены какие-либо документы или иные уличающие объекты. В транспортном средстве могут быть оборудованы тайники для документов или ценностей.
Обыск по делам о присвоении и растрате проводится, как правило, с целью полноты, всесторонности и объективности расследования, обнаружения и изъятия самого похищенного имущества, документов и других доказательств присвоения и растраты, ценностей – денег, бумаг, сберегательных книжек, подложных документов, подготовленных к реализации неучтенных товаров, а также ценностей, нажитых преступным путем.
Основаниями для обыска являются следующие обстоятельства:
- задержание лица с поличным при попытке вывезти или вынести ценности с предприятия;
- наличие реальной недостачи или излишков, приписка несуществующих товаров в инвентаризационной ведомости, подложные расходные накладные;
- выявление в процессе расследования места хранения неучтенных по документам излишков товаров, первичных отчетов, чистых бланков счет-фактур, накладных и др.;
- проверенные оперативные данные о том, что в служебном помещении или на дому у работника хранятся ценности, приобретенные в результате присвоения.
Тактика производства обыска. Обыск может быть направлен на обнаружение доказательств, характеризующих образ жизни расхитителя, установления его связей, необходимо обращать внимание на его записные книжки, фотоснимки, письма, пометки в календаре. В процессе обыска могут быть обнаружены предметы, а также имущество, на которое необходимо наложить арест в обеспечении возмещения материального ущерба или возможной конфискации имущества.
Планируя обыск у подозреваемого, необходимо предусмотреть фактор внезапности его проведения. В жилом помещении могут храниться промышленные товары, не подвергающиеся быстрой порче продукты, упаковочные материалы, обнаружение которых облегчит расследование.
Расхитители, исходя из возможности производства у них обыска, нередко прячут похищенное имущество, ценности не у себя, а у других лиц.
В таких случаях обыск следует производить одновременно в нескольких местах, привлекая других следователей и работников милиции.
Нередко делаются крупные вклады в сберегательные кассы на предъявителя или других лиц. Похищенные ценности, деньги, сберегательные книжки расхитители предпочитают прятать у родственников или знакомых, которые остаются вне подозрения. Следует обращать внимание на даты поступления вкладов сберегательные кассы. Анализ их может свидетельствовать о количестве фактов присвоения и растраты, времени их совершения, подтверждать причастность подозреваемого.
В связи с тем, что обыск по данной категории дел ставит перед собой цель возмещения причиненного преступлением ущерба, надо обеспечить сохранность обнаруженного при обыске имущества до приговора суда. Практика показывает, что более целесообразно изымать его, чем оставлять на хранение членам семьи обвиняемого. Накладывается арест и на вклады в сберегательные кассы.
Процессуальной особенностью обыска в служебном помещении является присутствие при обыске, наряду с понятыми и обыскиваемым, представителя от руководства организации.
Одновременно с обыском в служебном помещении целесообразно провести личный обыск подозреваемых.
Проводя обыск, следователь должен стараться найти и косвенные улики, выявить преступные связи обвиняемого с другими участниками группы. Поэтому следует искать и тетради внутреннего учета, незаполненные бланки доверенности на получение материальных ценностей, чистые бланки других документов, записные книжки, адреса, телефоны, где может иметься информацию о других членах преступной группы. Кроме того, нужно обращать внимание на различного рода записи, особенно цифрового характера.
В зависимости от исходных данных необходим повторный обыск, а иногда и в третий раз. Повторный обыск нужно проводить очень тщательно, не пропускать не один предмет на том основании, что раньше он был осмотрен внимательно. Из опыта видно, что обвиняемый, как правило, повторного обыска не ожидают. Вещи, ценности и другие предметы, накануне переданные на хранение, обычно возвращаются в тайник, укрытый во дворе или других местах вне дома, который переносится нередко в жилище. Психологически это вполне объяснимо – преступник более спокоен за целость своих вещей, когда они находятся в его руках. Даже если тот или иной предмет где-нибудь спрятан, обвиняемый или его родственники время о времени наведываются туда, чтобы убедиться, не произошло ли каких-либо изменений.
При производстве обыска или выемке по делам данной категории целесообразно приглашать специалистов в области экономики и бухгалтерского учета для использования их в качестве консультантов для выявления, собирания, осмотра бухгалтерских документов и т.п. Для вызова специалиста не требуется специального постановления, но делается отметка о его участии в протоколе обыска или выемки.
Производя обыск или выемку и обнаружив документы, такой специалист поможет изъять только те, которые могут содержать сведения для анализа соответствующих хозяйственных операций, а также подсказать, где именно можно обнаружить подлинники иных документов, вторые экземпляры, копии и т.д.; обрати внимание следователя на ту часть документа, которая имеет основное значение для дела и в дальнейшем исключает неправильный или неполный их отбор. Кроме того, специалист может оказать помощь при определении значения отдельных обнаруженных документов или частей.
Немаловажную помощь окажет специалист в правильном употреблении специальных терминов, названии документов, различных их форм, а также в установлении принадлежности документов, доброкачественность которых вызывает сомнение.
Осматривая и анализируя найденные документы, следователь изымает те из них, которые имеют или могут иметь отношение к расследуемому преступлению. Недопустимо изъятие всех обнаруженных документов подряд, наугад.
Обыск и выемка оформляются соответствующими протоколами, составляемыми на месте их производства.
Выемка – самостоятельное следственное действие, производится на основании мотивированного постановления следователя с целью изъятия определенных предметов и документов имеющих значение для дела, если известно, где и у кого они находятся.
Чаще всего документы изымаются на предприятиях (в организациях, учреждениях), где они обычно хранятся и, как правило, при предъявлении постановления на выемку выдаются добровольно, но при необходимости выемка документов производится принудительно.
Потребность в документах, имеющие доказательственное значение, может возникнуть на любой стадии расследования. Объем и степень их конкретизации, в основном, определяет следователь и указывает об этом в постановлении. Но в ряде случаев возникает необходимость изъять документы, относящиеся к системе хозяйственных операций или затрагивающие деятельность нескольких материально-ответственных лиц, или ряда предприятий либо в большом количестве и сложных.
В случаях, когда необходимо разобраться не только в назначении, но и во взаимосвязи документов, изъять некоторые из них, имеющих доказательственное значение, целесообразно привлекать специалиста-бухгалтера. Его участие будет способствовать целенаправленному, своевременному, полному выявлению и изъятию документов, что предотвратит возможность их уничтожения или внесению в них изменений с целью сокрытия присвоения и растраты. Выполненная в полном объеме выемка документов обеспечивает качественное проведение ревизии, судебно-бухгалтерской, экономической, почерковедческой и других экспертиз. Участвующий специалист помогает следователю определить пути обнаружения, комплектность и объем подлежащих выемке документов. В ходе выемки он дает следователю пояснения, исследует документы, чтобы выявить подчистки, исправления, фиктивные записи и т.п., группирует отработанные материалы, помогает правильно отразить в протоколе основные индивидуальные признаки содержания и особенности документов, а также отмечает, где и при каких обстоятельствах они были обнаружены.
Расследование присвоения и растраты вверенного имущества невозможно без судебных экспертных исследований, когда требуется получить официальное заключение беспристрастного специалиста, обладающего специальными познаниями. Наиболее часто по делам о присвоении и растрате вверенного имущества проводятся судебно-бухгалтерские, товароведческие, технологические, планово- и финансово-экономические, пищевые экспертизы, технико-криминалистические экспертизы документов.
При выборе времени назначения судебной экспертизы учитывается: не пройдут ли со временем существенные изменения с вещественными доказательствами, требующими экспертного исследования, достаточно ли имеющихся материалов для исследования; возможно ли вести дальнейшие расследования, не имея заключения эксперта. Результаты экспертных исследований, для проведения которых необходимы сравнительные образцы, напрямую зависит от условий получения и качества, как свободных, так и экспериментальных образцов.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда без применения специальных познаний в области бухгалтерского учета следователь не может разрешить возникшие по существу дела вопросы, если их невозможно снять при проведении ревизии. Основания для ее назначения определяются конкретными обстоятельствами дела, она может быть назначена как по материалам ревизий, так и по документам и записям учета, представленным следователем.
При наличии материалов ревизии, необходимость проведения судебно-бухгалтерской экспертизы требуется в следующих случаях:
- при поверки правильности методов исследования ревизором данных бухгалтерского учета;
- не полноте выполнения ревизором конкретного задания;
- если обвиняемый заявит о неправильных методах и приемах исследования, допущенных ревизором;
- когда материалы ревизии не соответствуют материалам дела и т.п. (если возникают сомнения в обоснованности выводов ревизора).
Эксперту-бухгалтеру представляются для работы:
- материалы ревизии (если они имеются), документы, необходимые для установления наличия или отсутствия недостачи (первичные, сводные счета, оперативно-технические и др.);
- протоколы обысков, выемок, изъятия документов;
- протоколы допросов и очных ставок лиц, показания которых раскрывают обстоятельства присвоения или растраты;
- протоколы осмотра документов, которые по определенным обстоятельствам (например, проведение почерковедческой экспертизы) не приобщены к делу;
- заключения других экспертиз.
Приняв решение назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу, следователь обязан сформулировать вопросы эксперту и изложить их в постановлении. В соответствии с требованиями УПК РФ необходимо ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, разъяснить его права и составить об этом протокол.
Следователь принимает активное участие в производстве судебно-бухгалтерской экспертизы и (без вмешательства в деятельность эксперта-бухгалтера по существу) контролирует его работу с тем, чтобы обеспечить ему все материалы, необходимые для работы, организует встречи с обвиняемым, документально оформляя заявления и ходатайства последнего; обеспечивает собирание дополнительных материалов и производство следственных и иных действий, в поведении которых возникает необходимость; ставит дополнительные вопросы; отстраняет эксперта, если появились основания для отвода или выяснилась его некомпетентность.
Чаще всего перед экспертами ставятся следующие вопросы:
1. Определение суммы и периодов образования недостачи, расшифровка ее и установление материально-ответственных лиц.
Проверка правильности отказа бухгалтера или ревизора в принятии документов, представленных материально-ответственным лицом.
Установление суммы материального ущерба, причиненного действиями конкретных лиц.
Проверка правильности постановки бухгалтерского учета, достоверности этого учета.
5. Сопоставление официальных данных бухгалтерского учета с различными неофициальными цифровыми записями, обнаруженных в ходе расследования.
6. Выяснение обстоятельств, способствующих присвоению и растрате вверенного имущества.
Перед экспертом-бухгалтером могут ставиться и другие вопросы, но они не должны выходить за пределы его компетенции.
Товароведческая экспертиза решает две основные группы задач:
- определение качества продукции, товара, их соответствия нормам ГОСТа, образцам;
- установления сортности, цены, стандартности упаковки товара и соответствии этих показателей записям, содержащихся на ярлыках, этикетках, в накладных и транспортировки;
- установление механизма и обстоятельств возникновения дефектов и повреждений товаров, естественной убыли, пересортицы, уценки.
Технологическая экспертиза выясняет, не нарушался ли технологический процесс при производстве данной продукции, в чем конкурентно заключались эти нарушения; применялись ли для производства работ сырье и материалы, предусмотренные технологией, чем они были заменены и др.
Другим видом судебной экспертизы, получившим распространение в следственной практике, является планово-экономическая при которой, используя методику экономического анализа, эксперты-экономисты могут изучить процесс планирования производственной деятельности предприятий, объединений, организаций для выявления злоупотреблений, связанных с планированием заниженного объема изготовления продукции по госзаказам или с нарушениями методики планирования темпов роста производительности и оплаты труда и т.п. К ее задачам относится изучение обоснованности нормативов материальных и трудовых затрат на производство продукции, нормативов финансирования государственных капитальных вложений и др.
Финансово-экономические экспертизы назначаются для решения задач, касающихся финансовой деятельности, соблюдения законодательных актов, регулирующих финансовые отношения предприятий с государственным бюджетом, выполнение договорных обязательств, распределение и выплату дивидендов, операции с ценными бумагами, инвестициями и др.
Целью пищевых экспертиз является установление состава исследуемых мясных, молочных, овощных и других продуктов, напитков, их соответствия стандартам, рецептуре; определение технологии и времени изготовления, способов фальсификации пищевых продуктов, наличия и концентрации в них химически вредных веществ.
Технико-криминалистическая экспертиза документов призвана установить способ изготовления или подделки документа и использованных для этого технических средств, восстановить содержание поврежденных документов, исследовать материалы документов. Она решает как идентификационные задачи (отождествление печатей и штампов, пишущих машин, множительной техники, установление целого по части и др.), так и диагностические (каким способом изменено первоначальное содержание документа, что было выполнено ранее: оттиск печати или подпись; каким образом скопирована данная подпись; каково содержание угасших, вдавленных записей и др.).
Допрос является самым распространенным источником получения доказательств. Общей его задачей является получение достоверных показаний, освещающих расследуемое событие. Расследование присвоения и растраты, особенно совершенных организованными группами, сопряжено с необходимостью допроса большого числа лиц, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к присвоению. Поэтому следует, с начала расследования, определить степень значимости информации, которую предполагается получить при допросе и, в первую очередь, допросить тех, кто может дать наиболее существенные показания. Следователь, исходя из материалов дела и имеющейся информации, должен четко определить цели и задачи каждого допроса, иметь его план. Только в том случае замыслы следователя могут четко определять тактику поведения при допросе.
Тактика допроса в каждом конкретном случае зависит от фактических обстоятельств дела, определяется следственной ситуацией и анализируя которую следователь определяет очередность лиц, подлежащих допросу.
Допрос свидетелей. При расследовании присвоения и растраты в качестве свидетелей приходится допрашивать людей, имеющих самое различное отношение к событию преступления и к личности расхитителя. Характер этих отношений в значительной мере будет определять круг вопросов, подлежащих выяснению, тактику допроса.
При допросе руководителей, бухгалтеров организаций, где совершались присвоения и растраты, ревизоров, контролеров следует определить, не несут ли они по роду своих обязанностей ответственности за присвоение, не была ли этими лицами проявлена халатность, беспечность. В случае отрицательных ответа на эти вопросы у следователя больше оснований рассчитывать на получение правдивых объективных показаний.
Если же эти лица несут ответственность за продолжавшиеся длительное время присвоения и растраты, тактика их допроса будет более сложна. В этих случаях следователь может предвидеть попытки свидетелей направить следствие по ложному пути, излагать определенные факты предвзято. Нельзя исключить и возможности причастности этих лиц к совершению присвоения и растраты. Предвидя это, следователь должен особенно тщательно анализировать и проверять показания свидетелей. Важно убедить последних в необходимости проявления ими гражданского долга, в широких возможностях следствия проверить все указанные ими обстоятельства, подчеркнуть ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Если у следователя имеются хоть малейшие основания подозревать данного свидетеля в причастности к присвоениям и растратам, нужно быть особенно осторожным, не раскрывать пределы своей осведомленности, планы и намерения.
Тактика допроса свидетелей из числа ревизоров, контролеров будет также зависеть от их отношения к событию преступления. Ревизоры и контролеры, вскрывшие по роду своих служебных обязанностей присвоения и растраты, заинтересованы в оказании помощи следствию. Ответственные за то, что совершившиеся присвоения длительное время не были обнаружены, они могут скрыть свое недобросовестное отношение к служебным обязанностям. Поэтому их показания требуют особенно тщательной проверки, сопоставления с другими доказательствами.
Допрос свидетелей данной категории (руководителей, бухгалтеров, ревизоров, контролеров) проводится по вопросам специфики предприятия, учреждения, его структуры, порядка получения, отпуска, хранения, расходования материальных ценностей и денежных средств, существующей системы учета, контроля. О причинах отклонения, допускавшихся в деятельности, причинах и условиях, сделавших возможными присвоения.
Вторая категория свидетелей состоит из работников, непосредственно, по роду своих служебных обязанностей соприкасавшихся с похищенным имуществом. К ним обычно относятся: кладовщики, сторожа, грузчики, экспедиторы, шоферы и т.д. Их показания должны помочь осветить вопросы хранения, отпуска, транспортировки материальных ценностей. Важно выяснить, не допускались ли, особенно с умыслом, присвоения, нарушения правил, инструкций, порядка, призванных обеспечить сохранность имущества. Свидетелям указанной категории могут быть известны конкретные факты присвоения, вывоза и реализации похищенных ценностей, размера похищенного, степени участия отдельных лиц в преступлении.
Если присвоение материальных ценностей, денежных средств прикрывались проведением тех или иных работ, следует допросить лиц, выполнявших работу.
К третьей категории свидетелей по делам о присвоениях можно отнести лиц, способных дать характеристику обвиняемым и их образа жизни. Это родственники обвиняемого, соседи по квартире, сослуживцы и т.д. При допросе этих лиц особенно важно установить, в каких отношениях они находились с обвиняемыми, не существуют ли между ними враждебные, неприязненные или, наоборот, отношения близости, зависимости в какой-либо форме. Желательно получить как можно более обстоятельную информацию о личности обвиняемых, обратив особое внимание на их образ жизни, личные связи, расходы; привычки, наличие антиобщественных взглядов и установок и т.д. Такая информация будет необходима для правильной юридической квалификации преступления, выбора наиболее эффективной тактики следствия. Впоследствии полученная при допросах свидетелей информация сможет быть учтена и судом при решении вопроса о наказании и перевоспитании.
Следует предвидеть возможность отрицательного воздействия на свидетелей со стороны расхитителей, особенно если последние находятся на свободе. Поэтому следователь должен устранить такое воздействие либо нейтрализовать и ослабить его. С этой целью можно применять такой способ вызова свидетелей, чтобы обвиняемый не узнал о нем, строго предупреждать свидетелей о неразглашении содержания допроса, использовать помощь УВД.
В заключении данного параграфа необходимо отметить, что перечень, последовательность проведения и содержание первоначальных следственных действий зависит главным образом от объема и качества имеющихся у следователя информации, а также осведомленности расхитителей о начале проводимого в отношении их предварительного следствия. Выбор комплекса первоначальных действий является прерогативой лица ведущего расследование и обуславливается, следственной ситуацией, с которой начинается расследование.
Существуют два основных метода проверки и собирания первичных материалов, которые служат основаниями для возбуждения уголовных дел по присвоению и растрате вверенного имущества: оперативно-розыскная деятельность, проводимая работниками ОБЭП негласно; официальная проверка, проводимая в условиях гласности ревизорами, контролерами и инспекторами соответствующих ведомств или самостоятельно, или по поручению и под руководством органов прокуратуры.
Полнота информации позволяет сразу же после начала следствия нанести точные и сильные удары по всей преступной группе одновременно, а фактор внезапности разрешает с большим успехом использовать для этой цели наиболее эффективные следственные действия и получать хорошие результаты.
Как правило, на первоначальном этапе расследования присвоения и растраты проводятся такие следственные действия как осмотр, обыск, выемка, ревизия, инвентаризация, экспертизы, допрос свидетелей, и другие, указанные в данном параграфе. Особенность проведения этих следственных действий, как отмечалось выше, зависит от того, каким методом была получена информация, которая послужила поводом к возбуждению уголовного дела. Так, если уголовное дело возбуждается по материалам проверок, в основе которых лежат инвентаризации и документальные ревизии, то фактор внезапности, как правило, исчезает, что существенно изменяет перечень, характер и последовательность производства первичных следственных действий по сравнению с тем, если бы дело было возбуждено на основании оперативно-розыскной деятельности, проводимой работниками ОБЭП.
|