Порядок проведения кадастровой оценки земель регулируется Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (сейчас - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (сейчас - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (сейчас - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) и территориальных органов Роснедвижимости (сейчас – Росреестр) - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (сейчас - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215) определенно точно перечисляет административные процедуры по исполнению государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель (п. 4):
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте РФ;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в ГЗК;
- определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.[1]
Для более полного понимания основных методик расчета кадастровой стоимости земельных участков необходимо ознакомиться с составом земель в Российской Федерации, в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Существуют следующие методики определения государственной кадастровой оценки земель:
-методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 № 145 «Об утверждении Методических рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
- методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 № 39);
-методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (утв. Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 № 11/49);
- методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 138);
- методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (утв. приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307).
Вышеизложенное подтверждает, что единственным надлежащим ответчиком по делам об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки земель являются территориальные органы Росреестра России (Приказ Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 N 395 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»).
Нормативно регламентированная процедура кадастровой оценки земель, исполнение которой является государственной функцией соответствующего органа, предполагает рассмотрение подобных дел по правилам гл. 24 АПК РФ.
Нарушение прав и законных интересов землепользователей заключается в том, что в результате незаконных действий либо решения государственного органа на землепользователя фактически возлагается обязанность по уплате платежей за землю на основании недостоверных реестровых сведений.
Такой подход отражен, например, во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Кемеровской области от 21 января 2010 г. по делу N А27-21124/2009: «системный анализ положений Административного регламента позволяет суду прийти к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной в установленном законом порядке только в случае безусловного соблюдения государственными органами всех административных процедур, включая проверку отчета».[2][3]
Принимая во внимание, что процедура утверждения кадастровой оценки земельных участков является многоступенчатой и многостадийной, каждый этап и стадия утверждения отчета должен соответствовать действующему законодательству, в противном случае утверждение отчета ведет к нарушению прав и законных интересов владельца земельного участка, в том числе связанных с исполнением обязанностей налогоплательщика уплачивать в бюджет только законно установленные налоги и сборы.
Не осуществление какого-либо из обозначенных в Административном регламенте действий будет свидетельствовать о нарушении управлением процедуры кадастровой оценки земельных участков, в том числе земельного участка, указанного в заявлении.
[1] Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» [Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2007 г. Регистрационный N 9913].
[2] Приказ Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" [Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 октября 2009 г. N 15066].
[3] Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 января 2010 г. по делу N А27-21124/2009.
|