С рождением Интернета или, как его еще образно называют, информационной супермагистрали, появилась возможность в считанные секунды проноситься через миллионы страниц материала и получать фотографии, журнальные статьи, доклады, материалы конференций, ежегодные отчеты и другие самые различные материалы. По сравнению с прошлым, сегодня новейшие достижения информационных технологий делают путь к информации значительно более быстрым и простым[30]. Однако, как и печатные источники, информация, получаемая по каналам Интернета, охватывается законодательством об авторском праве.
Сегодня Интернет можно назвать самым удобным поставщиком свежей информации из любой точки планеты, в том числе и охраняемых авторским правом изображений, текстов, произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и других. Отсюда две самых актуальных проблемы.
Первая проблема. Размещение материалов в Сети и предоставление к ним открытого доступа без разрешения правообладателя. Многие считают, что размещение в Сети материалов происходит бесплатно, поэтому никакого нарушения авторских прав нет. Но ведь именно автор не получит ту прибыль, на которую он рассчитывал при продаже произведения через торговую сеть, ведь многие уже скачали произведение из Интернета. Специфика нарушений авторского права заключается в возможности нарушителя нажатием нескольких клавиш устранить все свидетельства о том, что несанкционированное использование произведения имело место[31].
Вторая проблема. Присвоение авторства на размещенные в Интернете произведения, то есть плагиат. Многие Интернет-ресурсы с удовольствием используют мелодии, "позаимствованные" у конкурентов. Нельзя думать, что этот контент – "ничей", кто-то же все это написал. Автор есть в любом случае. В последние годы "пиратство" приобрело массовый характер. Материалы копируются, часто модифицируются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество. В связи с этим надо сказать, что отсутствие на сайте информации об авторе (авторах) произведения не освобождает от ответственности за несанкционированное использование этих произведений, а также за плагиат. Автор может принять решение об использовании своего произведения анонимно, то есть без указания имени вообще. И бремя поиска правообладателя для согласования условий авторского договора и размера гонорара становится обязанностью лица, желающего использовать произведения.
Очень часто в Интернете приходится сталкиваться с воровством текстов, контента, графики. Это наносит финансовый ущерб заказчикам, оплатившим ранее создание текстов профессиональным копирайтерам, вызывает трудности в продвижении сайтов и другие проблемы.
Следующим важным вопросом защиты и соблюдения авторского права на Интернете является возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или, иными словами, создание гипертекстовых ссылок. Поскольку такие ссылки являются самой сутью глобальной сети, с их исчезновением исчезла б и характерная часть Интернета. Создавая гипертекстовую ссылку, пользователь не создает копии как таковой, но может позволить кому-либо еще сделать копию с материала, к которому он подсоединен. Язык HTML предоставляет возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться другому пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя. Но де-факто такая операция напоминает кражу.
В некоторых странах в законах об авторском праве существуют положение о том, что любое копирование материала без ведома правообладателя недопустимо. Но очевидно, что загрузка информации из Интернета на каждый персональный компьютер не может происходить с ведома правообладателя. В том и состоит сложность создания правовых норм регулирования деятельности в Интернете, что необходимо сочетание свободы доступа к информации и информационной безопасности.
Как показывает мировая практика, индивидуальные проблемы авторов, чьи права нарушены в Интернете, далеко не единственные в своем роде. С развитием Интернета, правонарушения возрастают, да и нарушителей видят не в лице отдельных личностей или отдельных сайтов. Обвинения обрушиваются даже на поисковые системы.
Приведем пример.
Многие посетители "ВКонтакте" вместо музыки видят уведомление о том, что запись изъята из доступа. Депутат Роберт Шлегель полагает, что это связано с планами Госдумы рассмотреть законопроект о борьбе с пиратскими фильмами и музыкой в интернете.
"Фактически в России не существует более пиратского ресурса, чем "ВКонтакте". Ему надо думать, как продавать контент, заключать договоры с правообладателями, как это делает YouTube", — прокомментировал Шлегель. По словам депутата, слушатели должны уважать любимых авторов музыки и песен, понимать, что те должны зарабатывать, продавая свои творения[12].
Итак, с появлением Интернета родились и некоторые противоречия в современном авторском праве. С рождением Интернета, похоже, возникает потребность в новом определении таких концепций, как авторство и собственность. Ведь Интернет объединил в себе два разных аспекта коммуникации: межличностную коммуникацию и коммуникацию массовую. Необходимость нового подхода к авторству и собственности определяется также возможностями Интернета “интертекстуализировать” и объединять информацию из многочисленных источников в новый продукт. В прошлом остались времена, когда идеи сами по себе не являлись собственностью – если только их не фиксировали в определенных формах – в которых ими можно было владеть или продавать на массовом рынке. Тогда идеи не были защищены законом об авторском праве, если были созданы в процессе человеческого общения и не имели фиксированной формы. Сегодня же следует стараться найти решение в принципиально новой ситуации.
Безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества позиция о свободе распространения и копирования любой информации, оказавшейся в Сети. У этой точки зрения много поклонников, они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но все-таки, из действующего российского законодательства следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и соответственно им охраняются. Таким образом, автор вправе рассчитывать на защиту своих прав в Интернете.
Для создания доказательной базы с целью защиты авторских прав на произведения и тексты веб-сайтов можно порекомендовать депонировать их в печатном виде в Российском Авторском Обществе (РАО). В данном случае на руках у автора будет Свидетельство о депонировании и регистрации. А все материалы будут храниться в заверенном виде в депозитарии РАО.
К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:
- публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант при условии, конечно, что дата публикации - более ранняя, чем дата появления контрафактного экземпляра);
- засвидетельствование у нотариуса даты создания статьи (этот способ защиты осуществляется путем нотариального заверения распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора произведения);
- иной способ удостоверения факта существования статьи на определенную дату (например, можно отправить самому себе обычное письмо, почтовый штемпель на конверте и будет подтверждением);
- программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию);
- различные общественные меры морального воздействия на нарушителей авторского права (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на "Доске Позора", и аналогичные "выставки" плагиата).
Кроме этого, можно применять фото- и видеосъемку объектов авторских прав, на которых фиксируется, помимо всего прочего, и время съемки. Не следует забывать и про такой важный вид доказательств как свидетельские показания. Но применять эти методы, например, для новостей может оказаться долго и неудобно.
Поэтому, зачастую остается только указывать на произведении (интернет сайте, статьях) знак копирайта. Закон нам по этому поводу говорит следующее: правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
• латинской буквы “C” в окружности;
• имени или наименования правообладателя;
• года первого опубликования произведения.
Если у пользователя возникло желание скопировать информацию с веб-сайта, прежде всего следует обратить внимание на сообщение об авторском праве, размещенном на самой странице. В этом сообщении должно быть четко сказано, может ли пользователь копировать со страницы материал и вставлять его в другие документы, разрешается ли загружать материал из сети, распечатывать его и насколько широко это можно делать. Если такое сообщение об авторском праве отсутствует, или же если та операция копирования, которую пользователь собирается совершить, не предусмотрена сообщением об авторском праве, пользователю следует получить специальное разрешение. Для этого можно воспользоваться электронной почтой и отослать запрос на адрес разработчика интересующей пользователя Интернет-страницы (веб-мастеру). Очень часто получить такое разрешение не составляет труда. Особенно это касается тех случаев, когда материал является частью рекламной странички. Однако существуют случаи и отказов в разрешении. В частности, это происходит тогда, когда речь идет об информации, касающейся собственности.
Кроме уже существующих способов защиты авторских прав, Интернет изобрел свои специфические способы защиты информации и авторских прав.
Например, можно защитить свои права, если на лазерный диск записать информацию со страниц сайтов и разместить на депонент в специализированный архив для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде – веб-депозитарий. Веб-депозитарий – это совокупность технических и юридических процедур, позволяющих подтвердить факт и время публикации в случае возникновения споров, в том числе и в судебном разбирательстве. Для этого необходимо подать заявление с указанием на произведение и дать его описание. При этом оформляется свидетельство о принятии произведения с зафиксированной датой приема, свидетельство хранится у заявителя. Но, естественно, правонарушитель может скопировать чужой сайт в Сети и недобросовестно депонировать его на CD диске.
Можно упомянуть другой способ защиты – водяные метки в электронных копиях фотографий и изображений. Для их нанесения необходимо специальное программное обеспечение, которое наносит скрытый код определенного формата в файлы. Электронный документ при его несанкционированном копировании частично саморазрушается. Потом можно доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшую. Водяные знаки устойчивы к сжатию, изменению размеров и формата.
Кроме того, могут использоваться специальные средства (программные и аппаратные), которые либо вообще не позволяют скопировать и/или сохранить ресурс, либо ограничивают возможности копирования, если не соблюдаются условия использования ресурса, определенные его создателями/владельцами.
Например, для защиты от копирования фотографий и изображений используются такие приемы:
создание затемненных участков на изображении;
размещение на изображении какого-либо текста или информации об авторе/владельце изображения (на всех фотографиях Лондона на сайте www.picturesoflondon.com есть фоновый текст: "Нарушение авторских прав, пожалуйста, обратитесь по адресу www.picturesoflondon.com").
Нестандартный способ защиты своих авторских прав выбрала Cynthia J. O'Hora - автор замечательных учебных заданий, которые она размещает на собственном веб-сайте "Mrs. O'House". В разделе "Copyright Notice from Cynthia J. O'Hora" автор не только оговаривает условия использования своих учебных материалов и приводит ссылки на онлайн-публикации по проблемам авторских прав, но и размещает фамилии тех, кто без разрешения скопировал материалы сайта, и ссылки на веб-страницы, где такие материалы размещены.
|