По смыслу нормы абз. 1 п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства существует в отношении всякого результата интеллектуальной деятельности, но оно не может возникнуть в отношении средств индивидуализации. Поэтому, например, в отношении таких объектов, как товарные знаки или, скажем, коммерческие обозначения, право авторства не предусмотрено. Это объяснимо не только отсутствием нормативных требований творчества к объектам такого рода, но и специфическими задачами, возлагаемыми на само право авторства. Если средства индивидуализации исходно предназначены для защиты интересов предпринимателя путем идентификации его фирмы, продукции, производства и отграничения их от других подобных объектов, то наделение правом авторства решает преимущественно задачи, связанные с условиями реализации творца как автономной личности [40, с. 52].
Наиболее полно урегулировано и наиболее исследовано в доктринальном плане право авторства создателей авторских произведений.
В отличие от иных личных неимущественных прав, которые имеются лишь в случаях, названных ГК РФ, право авторства на произведение должно предполагаться имеющимся всегда, независимо от того, есть или нет специальное указание законодателя. Это положение действует и в случаях, когда автор не опубликовал или иным образом не обнародовал свое произведение, а также если он действовал анонимно либо используемое им имя не позволяет идентифицировать автора.
Перечня личных неимущественных прав автора не существует, хотя обычно к ним относят права, названные в п. 2 ст. 1255 ГК РФ, а также некоторые иные. Личные неимущественные права, названные в п. 2 ст. 1228 и ст. 1265, 1266 ГК РФ, не являются чем-то уникальным и по своему происхождению (генетически) являются частью личных неимущественных прав, относящихся к предмету гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, они должны быть отнесены к классу личных возможностей, составляющих содержание общей гражданской правоспособности. Дополнительным аргументом в пользу этого является прямое указание абз. 2 п. 1 ст. 1231 ГК РФ, что личные неимущественные и иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, действуют на территории РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Обычно это положение используется для доказательства обладания такими правами иностранными гражданами и лицами без гражданства, но, разумеется, вполне может быть применено и в отношении граждан РФ.
Однако признание такой связи личных неимущественных прав, включая право авторства, с объективным правом, со статусом личности вызывает потребность пояснений. В частности, в теоретико-доктринальном плане требуется учитывать межотраслевой характер соответствующих норм и также понять соотношение норм конституционного и гражданского права применительно к творчеству и его результатам; в практическом плане важно ориентироваться на необходимость выяснения точного объема прав и обязанностей участников конкретных правоотношений.
В зарубежной литературе, прежде всего – в англо-американской, права, связанные с возможностью творчества, идентификацией автора, возможностью давать произведению наименование и пр., традиционно именуются «моральными»; этот вольный перевод с французского («droits moraux») легко вошел в оборот, но ему придается неодинаковое значение. В целом на этот взгляд и терминологию влияют различие правовых систем и отсутствие жесткого разделения во многих странах авторских прав на имущественные и личные неимущественные. Если здесь и появляются специальные нормы авторского законодательства, то они направлены прежде всего на установление предельных сроков, когда автор может действовать анонимно. Впрочем, само понятие «право авторства» законодательству Англии известно, хотя и понимается своеобразно, чаще всего – как единое с полномочиями по обозначению авторства (определению, идентификации автора) [40, с. 55].
В традиционной систематике гражданских прав право авторства обычно толкуется как личное неимущественное субъективное право, реализуемое в абсолютных правоотношениях. Однако ни в законе, ни в судебной практике, ни в теоретических разработках данной проблематики так и не удалось найти ясной и твердой границы между всеми тремя личными авторскими неимущественными правами, названными в ст. 1265–1266 ГК РФ.
С одной стороны, есть достаточные основания полагать, что их объем и механизм появления не совпадают; так, право авторства служит предпосылкой права на имя, право авторства как особое субъективное право может существовать и на неопубликованные произведения, что трудно сказать в отношении права на имя (если не смешивать субъективное право с объективной, физической возможностью как-то поименовать созданный объект).
С другой стороны, право на имя в значительной степени есть форма реализации права авторства и в отечественной литературе всегда существовало мнение о единстве всех личных неимущественных прав, объединяемых личностью автора, тем более это касается права на защиту от искажений произведения, выполняющего, скорее, обслуживающие функции. Во многих странах просто нет такого понятия, как «право авторства», либо дается другое его истолкование. Так, известный европейский специалист по авторскому праву Д. Липцик, признавая автономность права авторства, полагает возможным включить в право авторства «право требовать… упоминания особым способом его имени, сокращенно или совместно с любым элементом» [32, с. 197]. Не предусматривает обязанности выделять это право и ТРИПС – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющееся частью правовой системы ВТО. В нем предусмотрено, что члены ВТО должны соблюдать основные положения Бернской конвенции, но во второй фразе п. 1 ст. 9 данного акта содержится указание о том, что они не имеют прав или обязательств «в отношении прав, предоставляемых согласно статье 6 (bis)» или вытекающих из нее.
И все же нам следует сохранить это право в качестве самостоятельного в своей национальной правовой системе не только потому, что оно соответствует сложившимся традициям континентальной правовой семьи. В этих целях следует проанализировать его ключевые аспекты.
Возможность быть творцом, создателем результатов интеллектуальной деятельности закреплена в нормах объективного права, в том числе в Конституции РФ (ст. 44) и нормах ГК РФ, прежде всего – в ст. 150. Относительно норм данной статьи долгое время велись споры, основанные преимущественно на не вполне удачной ее редакции, допускающей смешение «благ» и «прав». Следует предположить, что при реализации положений проекта внесения изменений в первую, вторую, третью и четвертую части Гражданского кодекса РФ значительная часть причин для разночтения будет просто устранена; проектом сохранена связь авторских прав и нематериальных благ, но вместо слов «право авторства» в действующей редакции Кодекса предполагается указать «авторство».
Таким образом, «авторство» – это благо, возможность заниматься творческой деятельностью. При появлении соответствующих юридических фактов и тем самым возникновении правоотношений по поводу этих благ возникают субъективные права. Разумеется, эти правоотношения могут иметь различную отраслевую принадлежность, но с появлением юридических фактов, предусматриваемых нормами гражданского права, возникают и гражданско-правовые отношения, вызывая тем самым и субъективные гражданские права как их содержание.
Право авторства возникает с момента создания произведения, отражая объективный факт действительности, по этой причине правильно разграничивать право авторства как субъективное гражданское право и авторство как юридический факт. Это отличает право авторства, например, от права на имя, где решающее значение имеют волеизъявление автора и его субъективные представления (и даже пристрастия) о возможностях и способах фиксации имени.
Действия по созданию авторских произведений в системе юридических фактов относятся к классу поступков, т.е. тех действий, которые вызывают последствия независимо от намерений при их совершении, поэтому авторские произведения, а также соответствующие права на них возникают с момента придания произведению объективной формы.
Право авторства как субъективное гражданское право существует столько же, сколько существует сам автор. Поэтому установление правил о защите после смерти автора (ст. 1267 ГК РФ) есть установление правил об охране самого правопорядка, хотя бы и осуществляемого иными лицами.
Основные признаки произведения связаны именно с его автором (творческий характер, оригинальность и даже объективная форма произведения). Само наименование «авторское право» указывает на центральную роль именно автора в данной сфере, без автора нет и не может быть никаких авторских правоотношений, он же определяет и готовность произведения для представления, что вполне отразилось в существовании особого права отзыва (ст. 1269 ГК РФ), принадлежащего только автору.
Следует положительно оценить положение проекта ГК РФ о дополнении ст. 1233 п. 6, предусматривающим возможность правообладателя безвозмездно разрешать использовать результат интеллектуальной деятельности.
Впрочем, и само исключительное право, которому в четвертой части ГК РФ придано организующее значение (ст. 1229, 1270 ГК РФ), в действительности зависит и предопределено наличием права авторства. Например, если будет установлено, что право авторства отсутствовало или принадлежало другому лицу, т.е. основания для утверждения об отсутствии и исключительного права (например, предоставленного договором).
Самодостаточность права авторства проявляется и при создании служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ): именно оно является основанием выплаты вознаграждения за создание такого произведения, так как исключительное право по общему правилу достается работодателю (ст. 1295 ГК РФ).
Это право является именно личным как в плане противопоставления имущественным правам, так и для указания на роль самого творца в формировании всей системы авторских прав. Всех их, в том числе и исключительное право, объединяет именно фигура автора, результат деятельности которого единственно и порождает их. В принципе, потенциально вся группа прав, которая сегодня в ГК РФ названа как «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), могла бы получить наименование «авторские права».
Связанное с определенной личностью данное право может появиться лишь у физического лица (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
Поскольку право авторства в решающей степени предопределено тем, создано ли соответствующее произведение определенным лицом, а не его персональными характеристиками, автором может стать любой гражданин независимо от возраста и состояния психики; известны многочисленные случаи, когда произведения музыкального, прикладного искусства и живописи создавались детьми и психически больными людьми. Во всяком случае закон не содержит ограничений для признания таких лиц авторами.
Эти же соображения требуют исключения из числа авторов кого-либо или чего-либо помимо людей. При отсутствии права авторства невозможно использовать и предусмотренный законом механизм наделения исключительным правом. Созданные в таких случаях изделия могут иметь коммерческую ценность, но их возможный оборот не может опираться на нормы части четвертой ГК РФ.
Поскольку право авторства отражает объективный факт, то оно возникает – с соответствующими последствиями – и у спичрайтеров, литературных поденщиков (гетеронимов), вне зависимости от того, как фактически строятся отношения. В любом случае здесь нет плагиата. Следует предположить, что процесс создания творческих произведений «не для себя» продолжится и со временем, видимо, придется решать вопрос о правовом режиме этих произведений, в отношении которых действительный автор не собирается заявлять об авторстве.
Право авторства является абсолютным в связи с тем, что в силу создания произведения все (абсолютно все) лица, помимо автора, не могут заявлять о своем авторстве и совершать действия, на которые уполномочен автор. Относительным оно быть не может уже потому, что не возлагает на определенных лиц обязанности совершить указанные в законе действия, все возможности лежат «в поле власти» самого автора.
Видимо, следует исходить из того, что это право все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа (ст. 1288), в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и т.п. По смыслу норм ст. 1257 ГК РФ номинация (идентификация) себя как творца требует специальных усилий, только в этом случае возникает презумпция авторства. Автор вправе публично заявлять о себе как об авторе, требовать от других лиц такого признания и соответствующего поведения и т.п. Наконец, лишь обладание правом авторства вызывает «возврат» полномочий имущественного характера по истечении срока действия лицензионного договора, от наличия или отсутствия права авторства зависит возможность защиты и других личных неимущественных прав (права на имя, права на неприкосновенность произведения, право на отзыв).
Право авторства имеют авторы любых произведений, отвечающих признакам авторских произведений, включая переводные, а также созданные в соавторстве. Здесь вероятны некоторые сложности в истолковании действия права авторства. Как известно, правовой режим соавторства может возникать и при совместном создании, и при соединении различных произведений, а также при создании общего произведения, отдельные части которого могут иметь самостоятельное значение.
Поэтому, видимо, следует исходить из того, что по общему правилу каждый из соавторов обладает правом авторства на все произведение в целом, в том числе и тогда, когда произведение представляет собою соединение различных произведений. Однако надо учесть норму п. 7 ст. 1259 ГК РФ, предусматривающую, что на часть произведения распространяется не только исключительное право, но и прочие авторские права, включая право авторства. Это положение, видимо, надо толковать так, что у соавторов может быть общее право авторства лишь на общий объект, но каждый из них не имеет права авторства на ту часть произведения, которая создана другим. В силу природы данных прав, неотчуждаемых и неспособных к передаче иным образом, нельзя и передать данное право.
Если творческий труд действительно совместный, то можно говорить о соавторстве, но не о коллективном авторстве. Здесь проявляется довольно жесткое правило о том, что субъективные авторские неимущественные права могут иметься лишь при наличии конкретных граждан-авторов и могут принадлежать только определенным лицам.
Некоторые права, указанные в законе, внешне сходны с правом авторства, но не являются им. Это касается и права продюсера-организатора (п. 4 ст. 1240 ГК РФ) указывать свое имя (наименование) или требовать этого. Тем более, что такая возможность существует не в отношении всякого использования результата интеллектуальной деятельности, а, скорее, лишь в отношении факта его применения в составе соответствующего сложного объекта; реализация указанного полномочия отражает роль данного лица в организации общей работы, а не в получении отдельного творческого результата.
Как известно, издатели газеты, журнала, периодических сборников научных трудов и т.п. обладают лишь «правом использования» (п. 7 ст. 1260 ГК РФ). Это правомочие не вписывается в общую логику системы авторских прав четвертой части ГК РФ, но, вне сомнений, его нельзя признать ни правом авторства, ни исключительным правом.
Наконец, право авторства имеет и специфику защиты. Право на защиту рассматриваемого права составляет его неотъемлемый компонент, имманентно присущий всякому гражданскому праву и не требующий обособления в особое «право на защиту права авторства». При этом правило о защите и осуществлении издателем авторским прав лиц, выступающих анонимно или под псевдонимом (п. 2 ст. 1265 ГК РФ), следует считать распространяющимся и на защиту права авторства, а не только права на имя.
Признаки действия права авторства как самостоятельного хорошо видны в нормах ст. 1274–1280 ГК РФ, предусматривающих свободное использование произведений, но на условиях, указанных в гипотезах соответствующих норм. В их числе обычно следует указание на то, что требуется указать имя автора. Например, в соответствии с п. 1 ст. 1274 свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях дозволяется лишь «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования». Такое выражение, конечно же, можно связать с действием права на имя, но последнее в соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ означает лишь «право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени». На практике вариантов форм реализации этого права еще больше, нежели указал законодатель, но все они представляют собою варианты собственного поведения автора. Между тем названные условия свободного использования характеризуют вовсе не действия автора, а действия соответствующего пользователя. Иначе говоря, несоблюдение правил гипотезы таких норм также влечет нарушение права авторства.
Наличие различных средств защиты, дифференцированных исходя из того, что именно нарушено, не лишает заинтересованное лицо права обращаться с единым иском, включающим различные требования.
Иногда требования, вызванные нарушением права авторства и направленные на пресечение неправомерных действий, сочетаются с защитой и права на имя, в частности при требовании запрета использовать определенное имя в качестве автора определенного произведения.
Имеющиеся ограничения в использовании тех или иных способов защиты, и формулировки требований (предмета иска) вызваны преимущественно необходимостью учитывать характер самого права авторства. Так, если автор по договору об отчуждении исключительного права передал его другому лицу, он не может требования о признании авторства сочетать с требованиями о взыскании компенсации, предусмотренной нормами ст. 1301 ГК РФ (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).
В судебной практике обоснованно признается, что при подаче иска о признании договора об отчуждении исключительного права недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки вопросы о праве авторства обсуждаться не могут, так как должны составлять предмет отдельного требования (иска).
|