Авторское право как особая правовая категория не нова для российского законодательства. Этот термин использовался как в Основах гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1961 г., Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., так и в более поздних нормативных актах - Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., в Законе об авторском праве и смежных правах. Авторские права объединяют все виды интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства. Современное российское законодательство, в частности ст.1255 Гражданского кодекса РФ, определяет авторские права как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства[1]. Интеллектуальные права, в свою очередь, в соответствии со ст.1226 "включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)".
Таким образом, компоненты авторского права - это:
исключительное право, носящее имущественный характер
личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя; право на неприкосновенность произведения;
иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам.
В Древнем Риме категории исключительного права не существовало. Ученый Покровский И.А., изучая гражданское право, так характеризует положение интеллектуальной собственности в римском праве: "Не только в правовых системах примитивных народов, но даже еще в праве римском духовная деятельность. не давала никаких субъективных прав на ее продукты их авторам и не пользовалась никакой правовой защитой. Всякий мог опубликовать или воспроизвести без согласия автора его произведение, осуществить его техническое изобретение. Насколько мало ценилась в римском праве духовная деятельность сама по себе, видно уже из того, что в классическую эпоху, например, поэма, написанная на чужом писчем материале, или картина, нарисованная на чужой доске, принадлежала не поэту или художнику, а собственнику писчего материала или доски"[2]. В дореволюционной России исключительное право предоставляло юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания[3]. В современности исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности признано нормами международного права и зарубежного правопорядка. В настоящее время Российская Федерация является участницей многих международных договоров, которые регулируют отношения, связанные с использованием и защитой исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности.
Зарубежное законодательство, как отмечает исследователь гражданского права зарубежных стран В.В. Залесский[4], все активнее признает исключительное право в сфере интеллектуальной деятельности, но, по сравнению с российским законодательством, законодатель европейский раскрывает понятие исключительного права. Так, согласно Закону Великобритании 1988 г. об авторских правах, правах на модели (дизайны) и патенты[5] обладатель авторского права имеет исключительное право на изготовление копий произведения, их распространение и опубликование, осуществление постановки, показа или исполнения произведения для публики, изменение, адаптацию произведения или любые из перечисленных выше действий с измененным, адаптированным произведением (ст.16). По законодательству ФРГ (Закон от 9 сентября 1965 г. об авторском праве и родственных правах[6]), автор художественного произведения имеет исключительное право на использование произведения в физической форме, в частности право на воспроизведение, распространение, публичный показ произведений искусства. Кроме того, автору предоставлено исключительное право воспроизводить свои произведения в нематериальной форме публично (право на публичное исполнение), в частности в форме доклада, исполнения, публичного показа. Итальянское законодательство (Закон от 22 апреля 1941 г. № 633 о защите авторских прав и прочих прав[7]; Закон от 18 августа 2000 г. № 248 о новых формах защиты[8]) наделяет автора исключительным правом на опубликование произведения, коммерческое использование произведения в любой форме и любым способом, оригинальным или производным. Предметом исключительного права на воспроизведение является прямое или опосредованное изготовление копий, временное или постоянное, всего произведения либо его части, любым способом и в любой форме, как путем ручного копирования, так и путем печати, литографии, гравировки, фотографирования, звуковоспроизведения, кинематографического воспроизведения или с использованием любого другого процесса воспроизведения. Объектом исключительного права на исполнение, представление или публичную декламацию музыкального, драматического, кинематографического или иного театрального произведения, произведения устного жанра является исполнение, представление или декламация этого произведения на возмездной либо безвозмездной основе. Не считается публичным исполнение произведения в кругу семьи, школе, институте, если оно не преследует цели извлечения прибыли. Исключительное право на распространение произведения подразумевает введение оригинального произведения или его копий в торговый оборот либо публичное распространение любым способом и по любому основанию. Наличие определения исключительного права в законодательстве Беларуси освещалось главой ранее. Согласно французскому законодательству (Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г.) [9] имущественное право авторов представляет собой исключительное право использования (представления, воспроизведения) произведения в любой форме и любым способом в целях извлечения прибыли.
Противоположная точка зрения также имеет место, ряд исследователей критикует терминологию, которую законодатель использовал в нормах, регулирующих авторское право в России. В частности, Ю.Н. Андреев в своей монографии[10] приводит мнение сторонника проприетарно-интеллектуальной концепции А.П. Сергеева, который высказывает ряд упреков в адрес современного содержания части четвертой ГК РФ и мнений приверженцев концепции исключительных прав. Ученый пишет, что сведение понятия "интеллектуальная собственность" к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, введение в оборот надуманных понятий "интеллектуальные права" и "исключительное право" является ошибочным законодательным решением. А.П. Сергеев утверждает, что против такого решения в ходе подготовки проекта части четвертой ГК РФ выступали большинство ученых и правообладателей и принятое решение навязано российскому обществу "узкой группой лиц, сумевших заручиться поддержкой властных структур". По мнению ученого, анализ части четвертой ГК РФ показывает, что интеллектуальные права на деле оказываются избыточным понятием, поскольку в Кодексе это понятие практически не используется. С его введением произошло лишь удвоение терминов, поскольку согласно Кодексу интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства называются в дальнейшем авторскими (п.1 ст.1255), на исполнения, фонограммы и другие аналогичные объекты - смежными (п.1 ст.1303), на изобретения, полезные модели и промышленные образцы - патентными (п.1 ст.1345). Термин "исключительное право" является для обычных участников оборота менее понятным, чем термин "интеллектуальная собственность", вводит в заблуждение, создает иллюзию того, что исключительным правом является лишь некое имущественное право на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. На самом деле исключительным характером обладают личные неимущественные права создателей объектов интеллектуальной собственности. Свойство исключительности присуще многим другим субъективным гражданским правам, не имеющим никакого отношения к интеллектуальной собственности (традиционное право собственности, право на жизнь, здоровье и другие личные блага) [11].
В целях заимствования стоит обратить внимание на законодательные нормы законодательства Беларуси, в нем дано определение исключительному праву как праву автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом и праву разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение[12].
Отсутствие определенности понятия "исключительное право" влияет и на международные отношения России. Как отмечает исследователь влияния международной интеграции на национальное законодательство об интеллектуальной собственности И.В. Данилина, понятие "исключительное право" волнует и иностранные организации, взаимодействующие с Россией. Некоторые члены Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации запросили разъяснения в отношении сферы применения и содержания термина "исключительное право", содержащегося в четвертой части Гражданского кодекса РФ. В частности, их интересовал вопрос: "Будет ли данный термин включать экономические права, такие, как право на вознаграждение, предусмотренное статьями 11 бис и 13 Бернской конвенции[13], статьей 12 Римской конвенции[14] и статьей 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам[15], которое отдельные члены Рабочей группы посчитали отличным от исключительного права"[16]. Представитель Российской Федерации ответил, что право на вознаграждение в соответствии с российским законодательством считается частью исключительного права и входит в термин "исключительные права". Пункт 10.1 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"[17] гласит следующее: "По смыслу положений пункта 5 статьи 1229 ГК РФ право на вознаграждение входит в состав исключительного права". При этом п.3 ст.1255 ГК РФ прямо предусматривает наличие у автора права на вознаграждение за использование служебного произведения.
Таким образом, учитывая законодательную неопределенность в отношении такого фундаментального для авторского права понятия как исключительные права, видится необходимым включение в нормативную базу четко сформулированного определения, указывающего, что право на вознаграждение входит в состав исключительного права.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18. 12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23. 07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 09.2013) // Российская газета. - 2006. - № 289.
[2] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. - 353 с.
[3] Цветков, Д. Исключительное право: история и современность / Д. Цветков // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 1-2. - С. 16.
[4] Залесский В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран / Под ред.В. В. Залесского. - М.: Норма, 2000. - 1038 с.
[5] The Copyright, Designs and Patents Act 1988 // Офииальный веб-сайт национальных архивов Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.legislation.gov. uk/ukpga/1988/48/contents (дата обращения: 22. 05.2014).
[6] Gesetz uber Urheberrecht und verwandte Schutzrechte 1965 // Официальный веб-сайт Министерства юстиции ФРГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gesetze-im-internet. de/urhg/index.html (дата обращения: 22. 05.2014).
[7] Legge 22 aprile 1941 n. 633 Protezione del diritto d'autore e di altri diritti connessi al suo esercizio (pubblicato nella Gazzetta ufficiale n. 166 del 16 luglio 1941) // Официальный веб-сайт Министерства связи Итальянской республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www2. agcom. it/L_naz/l_633_41. htm (дата обращения: 22. 05.2014).
[8] Legge 18 agosto 2000, n. 248 «Nuove norme di tutela del diritto d'autore» (pubblicato nella Gazzetta Ufficiale n. 206 del 4 settembre 2000) // Официальный веб-сайт Министерства связи Итальянской республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www2. agcom. it/L_naz/l_248_00. htm (дата обращения: 22. 05.2014).
[9] Code de la propriete intellectuelle 1992 // Официальный веб-сайт законодательства Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.legifrance. gouv. fr/affichCode. do? cidTexte=LEGITEXT000006069414&dateTexte=20080129 (дата обращения: 22. 05.2014).
[10] Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 400 с.
[11] Сергеев, А.П. Гражданское право: Учебник. В 3 т. / А.П. Сергеев. - М., 2010. - Т. 3. - С. 108.
[12] Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З Об авторском праве и смежных правах // Официальный веб-сайт Национального правового Интернет - портала Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //pravo. by/main. aspx? guid=3871&p0=H11100262&p2={NRPA} (дата обращения: 22. 05.2014).
[13] Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09. 09. 1886 (ред. от 28. 09.1979) (Берн 09. 09. 1886). Россия приняла решение о присоединении к Конвенции (Постановление Правительства РФ от 03. 11.1994 № 1224). Конвенция вступила в силу для России 13. 03.1995 г. // Бюллетень международных договоров. № 9.2003.
[14] Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим 26. 10.1961). Россия присоединилась к Конвенции 26. 02.2003 (Постановление Правительства РФ от 20. 12.2002 № 908). Конвенция вступила в силу для России 26. 05.2003 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 7.С. 11 - 20.
[15] Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Вместе с «Согласованными заявлениями в отношении Договора... ») Подписан 20. 12.1996. Договор вступил в силу для России 05. 02.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
[16] Пункт 1207 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16 - 17 ноября 2011 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
[17] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26. 03.2009г. // Российская газета. № 70. 22. 04.2009.
|