Понедельник, 25.11.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Авторские права в системе объектов наследственного права

В гл. 70 ГК РФ "Авторское право" определяется правовой режим произведений науки, литературы и искусства, интеллектуальные права на которые являются авторскими правами (п. 1 ст. 1255). Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ). Отметим, что вместо термина "физическое лицо" использован термин "гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту ч. 4 ГК РФ, в том числе в общей норме пункта 1 ст. 1228, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат[1].

Следует принимать во внимание норму п. 1 ст. 2 ГК РФ: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов[2].

Гражданское законодательство не устанавливает особые возрастные ограничения для граждан (физических лиц) в плане их признания авторами произведений науки, литературы или искусства. Однако и в этих случаях необходимо прибегать к общим нормам ГК РФ: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять права автора результатов интеллектуальной деятельности (ст. 26); от имени малолетних, а также граждан, признанных недееспособными, права автора могут осуществлять только их законные представители.

Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Известны многочисленные случаи, когда знаменитые писатели, художники страдали психическими заболеваниями (например, Н.В. Гоголь). Законодательство об авторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лиц авторами. Однако если они в установленном порядке были признаны недееспособными, то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны[3].

Непременным условием признания за гражданином (физическим лицом) статуса автора произведения науки, литературы или искусства является его творческий труд при создании соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Творческий труд, или (в более широком понимании) творчество, следует рассматривать как сложный многоаспектный процесс взаимоотношений между авторами-творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования. Наиболее общее определение творчества, содержащееся в энциклопедических словарях, следующее: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью[4]. Результатом творческого труда автора может быть субъективно и объективно новое произведение. Субъективно новое произведение означает такой результат творческой деятельности автора, который является новым только для него самого, а объективно может быть известным. Объективно новое произведение характеризует ту качественную новизну результата творческого труда, которая отвечает общественным духовным потребностям, являясь одновременно и субъективно новым для автора произведением.

Объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ) являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. Приведенный перечень содержит наиболее распространенные объекты авторских прав и не является исчерпывающим. "Открытый характер перечня обусловлен невозможностью предвосхитить все формы выражения творческой деятельности человека. Кроме того, технический прогресс, безусловно, будет способствовать его расширению"[5].

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Как видно, объектов авторских прав может быть великое множество и практически все из них могут быть созданы работниками, связанными трудовыми отношениями со своими работодателями.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме[6], в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, что не исключает возможности их охраны как объектов патентных прав при условии их надлежащего оформления. Также не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

Таким образом, помимо творческого характера произведения, основным условием для того, чтобы созданное произведение стало объектом авторских прав, является его выражение в какой-либо объективной форме, в т.ч.: письменной (рукопись, нотная запись), устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения (картина, чертеж, эскиз и др.), звуко- или видеозаписи (цифровой, магнитной, механической), объемно-пространственной форме (сооружение, скульптура, макет).

Следует иметь в виду, что авторские права возникают не с момента обнародования произведения, а с момента его создания (пример: авторское право на эскиз концертного костюма возникает именно с момента создания эскиза, а не с момента пошива костюма по данному эскизу, или, например, с публикации эскиза в каталоге)[7]. Данное положение, как и ранее ЗоАП[8], исключает возможность того, что какая-либо организация, исполнительный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-либо формальностей, касающихся создания произведения. Перечень таких формальностей указан в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве[9].

В силу ст. 8 ГК РФ создание произведения представляет собой юридический факт, который влечет возникновение авторских прав.

Согласно ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.

Совокупность личных неимущественных прав автора состоит из следующих прав: права авторства; права на имя; права на обнародование произведения; права на защиту репутации автора (неприкосновенность произведения).

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с вышеперечисленными правами принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Особое внимание ГК РФ уделяет праву авторства и праву автора на имя (ст. 1265 ГК РФ). Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве[10].

Нельзя обойти вниманием вопрос о соотношении понятий "авторство" и "право авторства". В понятии авторства отражается объективный факт создания определенного произведения. Факт авторства венчает собой творческий процесс по созданию указанного произведения. Применительно к объектам авторского права юридический факт создания произведения, выраженного в объективной форме, свидетельствует о возникновении права авторства на произведение.

Праву автора на неприкосновенность произведения и защите произведения от искажений посвящена статья 1266 ГК РФ. По действующему законодательству не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме[11]. Искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти[12].

В Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений[13] данное право именуется "правом на защиту репутации автора". Рассматриваемое право направлено на защиту творческой деятельности автора, его интеллектуального вклада в созданное произведение[14].

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (ст. 1268 ГК РФ). Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков (ст. 1269 ГК РФ). Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение в соответствии законом.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: воспроизведение произведения; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир; сообщение по кабелю; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Статьей 1292 ГК РФ предусмотрено право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа).

Статья 1293 ГК РФ регламентирует такое право автора произведения, как право следования. Так, в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должен определяться Правительством РФ[15]. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Новеллой ч. 4 ГК РФ является детальное регулирование прав авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства (ст. 1294 ГК РФ). Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

ГК РФ предусматривает свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Кроме того, как и ранее, допускается использование авторского произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ).

Законодатель разрешает свободное (без согласия автора или иного правообладателя) распространение, воспроизведение, использование произведений в определенных случаях и выполнением закрепленных в ГК РФ условий (см. ст.ст. 1272 – 1280 ГК РФ)[16]. Так, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ).

Исключительное право наследников на произведение действует в течение семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, пережившего других соавторов (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).

Рассмотрим пример из судебной практики. Три участника группы "К" передали культурно-досуговому центру "П" исключительные права исполнителей на использование результатов творчества данной группы. "П" обратился в суд с иском к ЗАО "М" в связи с тем, что ответчик без разрешения произвел и реализовал экземпляры фонограммы с исполнением произведений указанной группы. Однако выяснилось, что четвертый участник группы – В. – своих прав исполнителя никому не передавал, не передавали их и наследники В. При указанных обстоятельствах кассационная инстанция сделала вывод, что истец не получил исключительных прав и не может требовать их защиты[17].

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение общего срока (п. 2 ст. 1281 ГК РФ). Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора (п. 3 ст. 1281 ГК РФ). Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения (п. 4 ст. 1281 ГК РФ). Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, сроки действия исключительного права, указанные выше, увеличиваются на четыре года (п. 5 ст. 1281 ГК РФ). Стоит только указать, что вышеназванные сроки охраны исключительного права на произведение применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. (Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 12.04.2010) "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"[18] (далее - Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)).

Рассмотрим пример из судебной практики. Общественная организация "Российское авторское общество" обратилась в суд с иском в интересах Вайнонена Н.В., Морозова А.В. к ЗАО "Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина", ФГУК "Дом офицеров Ленинградского военного округа" о защите авторских прав, ссылаясь на то, что при публичном показе спектакля "Щелкунчик" незаконно использовалась хореография В.И. Вайнонена - без получения согласия от его наследников, без заключения с ними соответствующего договора и без выплаты авторского вознаграждения. Общественная организация "Российское авторское общество" просила суд взыскать с ответчиков солидарно в пользу каждого из наследников по 50000 руб. Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 апреля 2007 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Вайнонен В.И. являлся балетмейстером спектакля "Щелкунчик", постановка и публичный показ которого состоялся в 1934 г. 23 марта 1964 г. Вайнонен В.И. умер. 23 июня 2005 г. на сцене ФГУК "Дом офицеров Ленинградского военного округа" состоялся показ спектакля "Щелкунчик", поставленный ЗАО "Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина". В театральном буклете, выпущенном ЗАО "Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина", указано, что при постановке спектакля использовалась хореография В. Вайнонена, Н. Осиновой, С. Ефремовой. Суд первой инстанции исходил из того, что показанный на сцене ФГУП "Дом офицеров Ленинградского военного округа" балет "Щелкунчик" является самостоятельным хореографическим произведением. При этом хореографы Н. Осипова и С. Ефремова творчески переработали хореографию В. Вайнонена в третьем акте балета, что, по мнению суда не является нарушением авторских прав В. Вайнонена. Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" при исчислении сроков охраны авторского права и (или) смежных прав необходимо иметь в виду, что эти сроки определяются по законодательству, действовавшему на момент возникновения прав с учетом изменений, внесенных последующими нормативными актами. Поскольку на 01.01.1993 50-летний срок после смерти автора В.И. Вайнонена не истек, произведения автора вновь стали охраняться авторским правом. Т.о., 23 июня 2005 г. (дата публичного исполнения балета "Щелкунчик" на сцене ФГУК "Дом офицеров Ленинградского военного округа") созданная В.И. Вайноненом хореография охранялась авторским правом, и в соответствии со ст.ст. 16, 29, 30 ЗоАП для ее правомерного использования требовалось получение разрешения наследников автора[19].

Таким образом, действующее законодательство определяет права автора произведения несколько по-иному по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Ранее ему принадлежали только неимущественные права и личные имущественные права. В настоящее время круг этих прав расширился и детализировался.

 

[1] Кован Д. Автор музыкального произведения – субъект первоначального авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2010. - № 3. - С. 12.

[2] Близнец И., Леонтьев К. Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - № 6. - С. 10.

[3] Еременко В.И. О личных неимущественных правах авторов произведений в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Биржа интеллектуальной собственности. - 2010. - Т. 9. - № 9. - С. 10.

[4] Блинков О.Е. Новый российский правопорядок в сфере наследования авторских и смежных прав // Наследственное право. - 2008. - № 1. – С. 40.

[5] Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности // Право и экономика. - 2008. - № 1. – С. 39.

[6] Объективная форма - это форма существования произведения во внешнем мире (материальная форма). Более того, для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения способ выражения. Сам материальный объект, в котором произведение существует, охраняется правом собственности, а не авторским правом. Вайпан В.А., Любимов А.П. Указ. статья. – С. 40.

[7] Авдеев В.В. Автор произведения и авторские права // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2009. - № 3. - С. 36.

[8] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. - 03.08.1993; 28.07.2004. Утратил силу.

[9] Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст. 3046.

[10] Баутин В.М., Костин В.Д. Результаты интеллектуальной деятельности: права и интересы автора // АПК: Экономика, управление. - 2009. - № 11. - С. 18.

[11] Покидова Н.А. Ограничение прав авторов в отношении использования музыкальных произведений // Современное право. - 2008. - № 1. - С. 57.

[12] Пронина О. Моральные права после смерти автора // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2009. - № 1. - С. 4.

[13] Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 09.09.1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29. - Ст. 3046.

[14] Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник / С.А. Судариков. – М.: Проспект, 2009. – С. 36.

[15] Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" // Российская газета. - 23.04.2008.

[16] Соколова Г.А. Свободное использование объектов авторского права // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. – 2008. - № 7. – С. 34.

[17] Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. - № 12. – С. 11.

[18] Российская газета. - 22.12.2006; 15.04.2010.

[19] Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - № 11. - С. 23 - 24.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%