Под ответственность по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность2. Реализация ответственности за нарушение авторского договора происходит в рамках особого охранительного правоотношения. Оно имеет ряд особенностей, которые заключаются в значительно меньшем количестве мер принуждения, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Это связанно с тем, что многие обязанности сторон по авторскому договору не могут быть исполнены принуждением. К мерам ответственности за нарушение авторского договора относятся: расторжение договора, возвращение аванса и выплата неустойки, взыскание убытков и другие.
Ответственность, по мнению А.П. Сергеева, выражается как возложение на нарушителя дополнительных имущественных обременений в виде лишения его определенных имущественных прав или возложение на него новых имущественных обязанностей. Но ответственность по авторскому договору не походит под это определение, так как не накладывает дополнительных обременений на нарушителя. В связи с этим некоторые ученые предлагают читывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значимое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие. Обязанность возвратить полученный аванс по договору не является для автора дополнительным обременением, но имеет для него отрицательное значение[1]. В случае пользователя досрочное расторжение договора определяет напрасно затраченное им усилие на подготовку использования произведения.
Основной целью ответственности по авторскому договору является восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя. В связи с этим принудительные меры воздействия обращены на имущество нарушителя, а не на его личность и выполняют компенсационную функцию. Сторона, не исполнившая, или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки в установленном ГК порядке.
Ответственность автора и ответственность пользователя не совпадают ни по основаниям, ни по объему[2]. Ответственность автора в случае вины ограничивается реальным ущербом, причиненным заказчику. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору, причем отвечает перед автором в полном объеме.
Рассмотрим отдельно ответственность автора и ответственность пользователя.
Ответственность автора.
Ответственность автора может выражаться в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возврате полученного им авторского вознаграждения, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате неустойки. Стороны сами в договоре оговаривают случаи применения санкций. В зависимости от условий договора санкции могут быть применены с сохранением договора, либо при его расторжении. В случае когда эти вопросы в авторском договоре не решены, то применяются общие положения гражданского законодательства. В частности, к их числу можно отнести следующие общие условия.
Первым условием является вина автора, т.к. автор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по авторскому договору только при наличии вины. В соответствии п. 2. ст. 401 отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Иными словами, автор, допустивший нарушение обязанностей по авторскому договору, предполагается виновным до тех пор, пока не докажет свою невиновность.
Пункт 1 ст. 1290 ГК РФ представляет собой случай правомерного ограничения ответственности по договору в зависимости от вида деятельности. В исключение из общего правила, установленного ст. ст. 15, 393 ГК РФ, ответственность автора ограничена суммой реального ущерба. Деликтная ответственность автора не ограничена.
При определении размера ответственности следует исходить из того, что она в любом случае не может превышать суммы реального ущерба. При определении размера подлежащей взысканию неустойки следует учитывать, что её общий размер не может превышать суммы выплаченного аванса реального ущерба.
Следует обратить внимание на некоторую непоследовательность законодателя, который, определил в п.1 ст. 330 ГК РФ правило об отсутствии необходимости обоснования размера убытков при заявлении требования о взыскании неустойки, неожиданно в ст. 1290 ГК РФ устанавливает едва ли не обязанность исследования размера реального ущерба при взыскании неустойки, поскольку в предмет доказывания по делу будет входить установление соотношения размера неустойки и суммы ущерба. Видится, что подобную несправедливость в отношении заказчика можно решить сугубо процессуальным путем – переложить бремя доказывания указанного несоответствия на автора.
Задачу ограничения размера подлежащей взысканию неустойки можно было бы решить за счет применения ст. 333 ГК РФ, однако законодатель посчитал иначе.
Существенными нарушениями договора со стороны автора являются:
1) просрочка предоставления произведения заказчику;
2) отступление от условий или недобросовестность автора;
3) передача произведения для использования третьим лицам;
4) нарушение обязанности лично выполнить работу;
5) отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором.
Рассмотрим вкратце каждое из указанных нарушений.
Просрочка предоставления произведения заказчику.
Просрочка предоставления произведения заказчику встречается в основном в договоре авторского заказа. Длительность допущенной автором просрочки согласно ГК значения не имеет: заказчик праве отказаться по окончанию срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.
Однако надо учитывать, что если срок исполнения договора был пропущен по уважительной причине, то для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок. Составляющий одну четвертую срока, установленного для исполнения договора.
Просрочкой считается не только задержка представления произведения к первоначально установленному договором сроку, но и несвоевременная сдача работы после доработки, если только сторонами был оговорен конкретный срок внесения в произведение исправлений и дополнений. Как непредставление произведения должны расцениваться его сдача в недооформленном или некомплектном виде. К таким же последствиям может привести несоблюдение порядка передачи произведения, если такой порядок четко оговорен нормативным актом или договором1.
Отступление от условий или недобросовестность автора.
При выполнении автором заказанной работы не в соответствии с условиями договора или при недобросовестном исполнении, к нему могут быть применены санкции за нарушение условий договора в плоть до расторжения авторского договора. Отступление автора от условий договора заключается в следующем: несоответствие жанра, назначения, темы, объема и других параметров произведения. Существенность отступлений от условий договора оценивается в процессе рассмотрения произведения и зависит от их точности и детальности определения в договоре. При незначительных нарушениях условий договора автору дается возможность их устранить. Факт отступления от условий договора доказывается заказчиком.
С другой стороны, основанием для расторжения договора, также связанным с недостатком его объекта, может служить недоброкачественность произведения, если она является результатом недобросовестного подхода автора к его созданию. Под недобросовестностью автора понимается, что автор умышленно совершил неправомерные действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение.
Доказывать недобросовестность автора должен заказчик, при этом он может ссылаться на заключения экспертизы, решения творческих советов, мнения компетентных лиц, различные отзывы, наконец, приводить выдержки из произведения, явно свидетельствующие о недобросовестной работе. Все эти данные в совокупности должны свидетельствовать о недобросовестности автора.
Передача произведения для использования третьим лицам.
Заключая авторский договор о передаче исключительных прав, автор принимает на себя обязанность не передавать право на использование произведения третьим лицам в течении всего срока действия договора без предварительного письменного согласия своего контрагента по договору. Нарушение данной обязанности дает право пользователю расторгнуть договор, взыскать выплаченное автору вознаграждение и др.
Согласно ГК данный вид ответственности автора охватывает лишь передачу прав на использование произведения тем же способом. Так, например, при заключении лицензионного договора (исключительной лицензии) автор или правообладатель не может передавать произведение для использования тем же способом третьим лицам.
Нарушение обязанности лично выполнить работу.
Еще одно условие для расторжения договора - нарушение автором обязанности лично выполнить работу. Такой вид нарушения встречается при создании служебного произведения и договора авторского заказа заключается в передаче другому лицу прав и обязанностей на создание или доработку произведения без согласия заказчика. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, который он может приглашать без согласия заказчика, если только договором не указано обратное. Так же не является оправданием действий автора, его стремление закончить работу в обусловленный срок. Во всех подобных случаях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последний по собственному усмотрению.
Отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором.
Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах договора. По общему правилу такие замечания могут делаться в течении срока, установленного для рассмотрения произведения. Все замечания заказчика должны быть оформлены в письменной форме, и они не должны нарушать условий договора. В таком случае в договоре должен быть оговорен срок для устранения недостатков. В случае если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции.
Иногда необходимость внесения в произведение изменений обнаруживается уже после состоявшегося его одобрения. Порядок внесения изменений в таком случае должен быть предусмотрен договором.
Особенности ответственности при соавторстве.
В тех случаях, когда обязанности перед заказчиком принимают на себя несколько соавторов, имеет место гражданско-правовое обязательство со множеством лиц на одной его стороне. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору одним или несколькими соавторами приводит к возникновению достаточно сложной ситуации, которая прямо авторским законодательством не урегулирована и должна решаться исходя из его принципов и общих положений гражданского права.
Прежде всего не должно быть никаких сомнений относительно права заказчика расторгнуть договор, если свои обязанности по договору не исполнены хотя бы одним из соавторов. Заказчик вправе рассчитывать на то, чтобы получить законченное и готовое к использованию произведение. Часть произведения, созданная соавторами, выполнившими свои обязанности, может быть одобрена и зачтена в качестве исполнения лишь в том случае, если заказчик согласен изменить договор, в частности скорректировать его объект. То же самое касается и произведений, создаваемых при нераздельном соавторстве. Если кто-нибудь из соавторов участия в их создании не принимал, а остальными соавторами будет представлено законченное произведете, требуется согласие заказчика на изменение условий договора.
Сложнее обстоит дело с возможностью взыскания выплаченных соавторам сумм авторского вознаграждения или применения к ним предусмотренных договором или законом санкций. На этот счет в российской юридической литературе в течение длительного времени ведутся дискуссии между сторонниками солидарной и долевой ответственности авторов[3].
Ответственность соавторов может быть только долевой. Как верно отмечалось в литературе, неделимость произведения как предмета обязательства не может сама по себе предрешать вопрос о солидарной ответственности за неисполнение договора а следовательно, о возможности заказчика требовать от каждого соавтора возврата полученного им вознаграждения или возврата всех выплаченных соавторам сумм с одного из них[4]. Это с очевидностью вытекает из того, что в авторском договоре заказчик не может требовать солидарного исполнения договора от соавторов, равно как и соавторы не могут выступать как солидарные кредиторы, требуя, например, выплаты всей суммы авторского вознаграждения.
Более того, исходя из действующего законодательства, следует признать, что взыскание авторского вознаграждения или причиненных убытков в долевом порядке возможно лишь с тех соавторов, которые нарушили свои обязательства по договору. Возложение ответственности на соавторов, выполнивших свои договорные обязательства, недопустимо, так как для этого необходимо доказательство их вины, которая в данном случае отсутствует.
Ответственность пользователя.
Ответственность за нарушения авторского договора несет не только автор, но и пользователь. Объем и форма ответственности пользователя регулируется договором и гражданским кодексом. Ответственность пользователя может возникать при следующих обстоятельствах: нарушение целостности произведения, причинение автору убытков, невыплата автору вознаграждения и другие.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащем образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Ответственность пользователя наступает за нарушение обязанности использовать произведение, независимо от причин, помешавших это сделать, за утрату или повреждение материального носителя произведения, за внесение в произведение без согласования с автором исправлений и дополнений.
Рассмотрим более подробно ответственность за нарушение обязанности использовать произведение.
Согласно статье 1287 ГК РФ по договору о представлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение, лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.
Для подтверждения важности срока начала использования произведения, приведем судебную практику.
ООО «Сорбонна Плюс» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственному унитарному предприятию города Москвы «Объединенный центр Московский центр книги» о взыскании 110 00 руб. компенсации за нарушение срока начала использования литературного произведения автора Н.Ф. Кунцевича «Желудок».
Суд удовлетворил иск на основании п.7 договора предусматривающего срок начала использования произведения.
В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 450 ГК.
Согласно п. 4 ст. 1288 договор авторского заказа тоже может быть заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 рассмотренные выше.
Бремя доказывания существования условий помешавших начать использование произведения в положенный срок лежит на заказчике.
Пользователь также несет ответственность в случае, если утрачивает или повреждает материальный носитель, в котором воплощено произведение. Особую значимость это имеет в тех случаях, когда носитель является уникальным и с его гибелью утрачивается само произведение. Порча, уничтожение или пропажа оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства и т.р., переданного для использования заказчику, дают автору право требовать возмещения расходов по реставрации произведения или оплаты полной стоимости оригинала. Часто в авторских договорах предусматривают размер компенсации и срок его выплаты в случае порчи или гибели оригинала произведения.
Согласно статье 1266 не допускается без согласия автора внесения в него произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. В случае если пользователь нарушил это право, то автор вправе потребовать от него устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикаций сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.д. Однако авторский договор может предусматривать и особые санкции за данное нарушение, например право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием в его пользу всего причитающегося авторского вознаграждения и т.п. В случае сокращения объема представленного произведения после его одобрения и без согласования с автором пользователь должен произвести расчет с автором исходя из объема одобренного им произведения.
Существенным нарушением является также передача произведения для использования третьим лицам, если авторский договор такого права пользователю прямо не предоставил. За такое нарушение стоит устанавливать специальную санкцию в авторском договоре. Однако, даже если санкция за такое нарушение отсутствует в договоре, автор не лишен возможности защитить свои нарушенные права. Например, по требованию автора договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы причиненные убытки.
Проведя анализ второй главы, делаем следующие выводы:
1) Под предметом авторского договора понимается конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора.
2) Авторский договор предусматривает ряд существенных условий:
- способы использования произведения;
-срок и территорию, на которой передается право;
-размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения.
3) Авторский договор заключается в письменной форме.
4) Главное правило в процедуре заключения договора – достижение сторонами соглашения по условия договора.
5)Авторский договор может быть изменен и прекращен по соглашению сторон; в одностороннем порядке – когда это допускается законом; при существенном нарушении обязательств - одной из сторон.
6) Основной целью ответственности по авторскому договору является восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя.
[1] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник – М., 2003. – C. 90.
[2] Алексеев С.С. Гражданское право. М.,2009. – C. 90
[3] Ваксберг А. И. Издательство и автор. М, 1957. С. 151-152
[4] Юрченко А. К. Издательский договор. Л., 1988. - С. 86.
|