В настоящее время в условиях товарного перепроизводства и диктата потребителя недостаточно просто произвести хороший товар, нужно еще уметь организовать его сбыт. В предпринимательской деятельности повсеместно встречаются ситуации, когда продвижение на рынок товаров оказывается для производителей не таким простым делом, как казалось, и покупатели не выстраиваются в очередь. А проведение мероприятий по организации сбыта зачастую связано с такими трудозатратами и требует таких налаженных коммерческих связей, специальной квалификации и опыта, что впору создавать для этого новый бизнес. Сегодня практически во всех крупных городах сложилась рыночная многоуровневая посредническая инфраструктура, используя которую, торговые посредники создают эффективные схемы товародвижения. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие виды торговых посредников, как агенты.
Агент - это физическое или юридическое лицо, совершающее операции или выполняющее деловые поручения другого лица (принципала) за его счет от его или от своего имени на относительно постоянной основе, не принимающее на себя права собственности на товар. В товарном обороте агентом чаще всего является юридическое лицо. Агент ведет поиск покупателей товаров по согласованной номенклатуре, проводит переговоры с покупателями об условиях контрактов, подготавливает и заключает от имени принципала или от своего имени договоры купли-продажи (поставки), оказывает принципалу помощь в выполнении таких договоров, включая получение денежных средств, содействует участию принципала в выставках и ярмарках, информирует принципала о конъюнктуре товарных рынков и т.п.
Как правило, агент работает с несколькими производителями, чтобы иметь возможность предоставлять своим клиентам наиболее полный спектр услуг. Производители в целом не препятствуют этому, поскольку агенты обычно создают целую сеть своих агентств, с помощью которой им удается максимально проникнуть на конкретный рынок. При этом производители стараются доказать агенту и его клиенту свои конкурентные преимущества и обеспечить своему товару наибольшую долю оборота агента.
Агент осуществляет свою деятельность на основе агентского договора, который представляет собой организационный договор, оформляющий основные принципы внутренних взаимоотношений продавца (принципала) и агента: договорные товары, договорная территория, функции, выполняемые агентом в интересах принципала, порядок исчисления и уплаты его вознаграждения и т.п. Что же касается реализации конкретных партий товаров, в сбыте которых задействован агент, то такая реализация происходит на основании договоров купли-продажи (поставки), которые агент подписывает по поручению принципала от его или от своего имени. Таким образом, с экономической точки зрения агент содействует достижению одной-единственной цели - продвижению и сбыту товаров принципала. С юридической же точки зрения имеется более сложная, двухуровневая система договорных отношений. Так же как и для других посреднических договоров (поручения и комиссии), для агентского договора характерна система договорных связей, при которой имеются как внутренние (продавец - посредник), так и внешние (посредник - третьи лица) отношения.
В последнее время роль агентского договора в коммерции значительно усилилась. Правовое регулирование агентских соглашений в иностранных государствах и в России имеет общие черты, тем не менее деятельность агентов в каждой стране обладает своей спецификой. В Европе, например, чтобы сблизить национальные законодательства в этой сфере, 18 декабря 1986 г. была принята Директива Совета ЕЭС N 86/653 по вопросу о независимых торговых агентах. Согласно этой Директиве страны - члены ЕЭС обязаны были принять на ее основе соответствующее национальное законодательство. Поэтому в настоящее время во Франции действует закон об отношениях между коммерческим агентом и принципалом, в Бельгии закон о коммерческих агентских соглашениях, в Швеции закон о коммерческих агентских договорах, в Дании и Финляндии законы о коммерческих агентах и коммивояжерах, в Великобритании и Ирландии - положения о коммерческих агентах, в Германии деятельность торговых агентов регулируется Гражданским уложением.[1]
Другим примером международной унификации законодательства об агентах может служить Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г. Данная Конвенция должна была стать дополнением к Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. [2] Однако она не вступила в силу, так как не была ратифицирована необходимым числом государств.
Кроме прямого законодательного регулирования агентской деятельности существует еще и косвенное регулирование, осуществляемое путем разработки авторитетными международными организациями документов, которые, не являясь обязательными, применяются деловыми кругами в повседневной договорной практике. К таким документам относится, в частности, Типовой коммерческий агентский контракт, разработанный Международной торговой палатой, а также Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов. Несмотря на то, что этот контракт разработан для реализации международных экспортных операций, при надлежащей корректировке он, а также Руководство могут быть использованы как образцы для составления и других видов агентских договоров, в том числе и для использования во внутреннем российском коммерческом обороте.
В России, как ранее уже отмечалось, договор агентирования – договор, по которому агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала. Несмотря на его самостоятельный характер, о правовой природе российского варианта агентского договора споры ведутся до сих пор в связи с нечеткой позицией законодателя по данному поводу. На первый взгляд, исходя из буквального прочтения вышеуказанных статей ГК, напрашивается вывод, что по российскому праву агентский договор - это некое собирательное понятие, включающее в себя как договор поручения, так и договор комиссии, в зависимости от того, от чьего имени действует агент - от имени своего клиента или своего. Правда, если сравнить предметы договоров поручения, комиссии и агентирования (ст. ст. 971, 990 и ст. 1005 ГК РФ), то получается, что предмет агентского договора шире. Согласно теории гражданского права, если у договора есть свое уникальное содержание (предмет), он уже не может быть приравнен к другому договору, какое бы сходство между ними ни просматривалось.[3] В подтверждение этого положения М.И. Брагинский пишет, что, хотя легальная конструкция агентского договора и использует модели договоров поручения и комиссии, он не может быть отнесен к числу смешанных договоров. Агентскому договору присуща длительность отношений сторон, а также многократность оказания услуг в сочетании с их многообразием.[4]
Признавая агентский договор самостоятельным, нужно отметить, что его правовое регулирование нельзя признать удовлетворительным. Содержание договора выражено в Гражданском кодексе как-то блекло. Следует согласиться с мнением В.А. Дозорцева, который писал, что нормы об агентском договоре в Гражданском кодексе вообще нельзя признать удачными. Договор распадается на два варианта - комиссионный и порученческий. Единственно, что отличает их от этих базовых договоров, - это возможность совершения не только юридических, но и фактических действий. Но сочетание фактических действий с юридическими (в комиссионном и порученческом варианте) в Кодексе никак не выражено, он выглядит не как юридически органичное единство, а лишь как искусственный словесный оборот, призванный заслонить механическое заимствование из английского права, в котором агентский договор представляет собой разновидность фидуциарной сделки. Как фактические действия переплетаются или сочетаются с вариантами порученческого или комиссионного договора, остается неясным....[5]
Кроме особого предмета агентский договор имеет и другую специфическую особенность. В соответствии со ст. 1007 Гражданского кодекса РФ как принципал, так и агент вправе требовать ограничений действий друг друга по обслуживанию иных принципалов либо по привлечению иных агентов. В связи с этим различают агентов исключительных и неисключительных. Агент именуется исключительным, если только ему и никому другому поручено представлять интересы принципала по сбыту конкретных товаров на определенной территории и в течение определенного времени. Принципал обязан воздерживаться как от самостоятельного сбыта таких товаров, так и от заключения параллельных агентских договоров по сбыту данных товаров на указанной территории. Договоры об исключительном агентировании заключаются только с проверенными агентами, в отношении которых у принципала есть достаточные рычаги контроля. Неисключительное агентирование означает, что принципал может заключить несколько параллельных договоров с различными агентами, которые будут работать на одной и той же территории и сбывать одни и те же товары.
Рассмотрим следующее арбитражное дело.
ООО «Торговый дом «Помпей» (ООО «Помпей») обратился в суд с иском к ОАО «Самарский комбинат спиртовой и ликероводочной промышленности «Родник» (ОАО «Родник») и ООО «Билис» (поручитель) о взыскании 363128730,11 руб. штрафа за нарушение исключительного права на реализацию ликероводочной продукции. Судом было установлено, что между ООО «Помпей» и ОАО «Родник» был заключен договор, по которому истцу предоставлялось исключительное право на размещение и продажу товаров в согласованном ассортименте на оговоренной территории, в частности в г. Москве и Московской области. При этом в соответствии с п. 1.4 договора под исключительным правом понималось то, что ОАО «Родник» в течение срока действия договора не вправе самостоятельно, а также через третьих лиц (путем заключения договоров купли-продажи, поставки и т.п.) реализовывать товар в пределах оговоренной территории. За нарушение этого условия п. 2.8 договора был предусмотрен штраф в размере 100% от стоимости самостоятельно реализованного товара.
Суд квалифицировал данный договор как агентский.
В подтверждение нарушения ответчиком условий договора истцом было представлено письмо руководителя Межрайонной инспекции МНС России N 41 по г. Москве, в котором сообщалось, что в Декларации производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной ООО «Гросс 7», отражено поступление алкогольной продукции от ОАО «Самарский комбинат «Родник» в размере 417197,53 тыс. руб. Оценив письмо, суд пришел к выводу, что из него не следует, что ответчик самостоятельно реализовал именно ту алкогольную продукцию, которая была предметом агентского соглашения. В письме не указан ассортимент реализованной продукции, а также основания ее поступления к ООО «Гросс 7».
Таким образом, доказать факт нарушения ответчиком условий договора не удалось.
Дело прошло несколько судебных инстанций с переменным успехом для истца и ответчика, но в итоге суд кассационной инстанции признал отсутствие оснований для привлечения ОАО «Родник» к ответственности и оставил кассационную жалобу истца без удовлетворения.[6]
Вместе с тем ограничения, взаимно накладываемые агентом и принципалом, в конечном счете направлены на ослабление конкуренции и в странах со строгим антимонопольным законодательством, например Европы или в США, не всегда допускаются.[7] В российском законодательстве также предусмотрены определенные меры, направленные на ослабление негативного эффекта, вызванного такими ограничениями. В частности, п. 3 ст. 1007 ГК признаются ничтожными такие условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, имеющим место нахождения или место жительства на определенной территории.
Кроме того, при определенных условиях могут возникнуть основания для привлечения сторон договора к ответственности и по антимонопольному законодательству. В частности, агентским договором могут быть нарушены ст. 10 и ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»[8] (злоупотребление доминирующим положением и ограничительные соглашения). Поэтому при заключении такого договора стороны должны учитывать требования законодательства о конкуренции.
Еще одной специфической особенностью рассматриваемого договора является длящийся характер отношений сторон, что следует из законодательного определения договора: в соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия.
В агентском договоре обязательно должны быть четко определены товары, сбыт которых поручается агенту. Если принципал продает на рынке более одного вида товаров, в договоре должен быть указан конкретный вид или виды товаров. Если принципал будет впоследствии изготавливать новые товары или расширит номенклатуру продаваемых товаров и при этом предполагается, что агенту не будут переданы права на реализацию таких видов товаров, то это должно быть также четко указано в договоре.
В договоре также должны быть перечислены полномочия агента и определено, от чьего имени он действует. Если агент уполномочен действовать от имени принципала, то ему выдается доверенность. В российской деловой практике агенты по сбыту часто действуют от своего имени и уполномочены заключать договоры купли-продажи (поставки). За рубежом же, наоборот, агент действует от имени принципала и не может заключать договоры с покупателями: это является прерогативой принципала.
Если агент заключил договор от своего имени, то для передачи прав по такому договору принципалу заключается соглашение об уступке требования, так же как и в договоре комиссии.
В агентском договоре обычно указывается, что деятельность агента должна быть направлена на защиту интересов принципала. Агент при исполнении своих обязанностей должен прилагать все усилия для защиты прав, интересов и имущества принципала.
Кроме того, необходимо предусмотреть, что агент при проведении переговоров с заказчиками обязан соблюдать инструкции принципала в отношении цен, условий поставки, условий платежей и других принципиальных условий. Это особенно важно, когда агент имеет право заключать договоры купли-продажи (поставки) в интересах принципала. Если же агент уполномочен только передавать заказы, принципал может отказаться принять их, если они не соответствуют его требованиям, предусмотренным в агентском договоре.
Должны быть определены обязанности агента по предоставлению принципалу текущей коммерческой информации, которой он располагает, в частности об обстановке на рынке, о финансовом положении покупателей, о перспективных покупателях и т.п.
В договоре обычно решается вопрос о возможности заключения субагентских договоров с целью более эффективной реализации интересов принципала. В соответствии с п. 1 ст. 1009 Гражданского кодекса РФ такая возможность презюмируется. За действия субагента ответственность перед принципалом несет агент.
В агентском договоре, как правило, предусматривается так называемый минимальный оборот. То есть агент принимает на себя обязательство обеспечивать сбыт товаров принципала на некую минимальную сумму за определенный отрезок времени (например, в зависимости от вида товара - за неделю, месяц, квартал, год). Наряду с этим в договоре указываются последствия невыполнения агентом этого обязательства - расторжение договора, сокращение территории деятельности, потеря исключительности, взыскание неустойки. Вместе с тем недостижение показателей минимального оборота может быть вызвано причинами, не зависящими от агента, например изменением экономической обстановки, непринятием заказа принципалом, его неспособностью поставить товары и т.д. Поэтому в договоре необходимо указать перечень обстоятельств, освобождающих агента от ответственности.
В случае, когда деньги за проданные товары не поступают сразу принципалу, а проходят через агента, в договоре должны быть оговорены его полномочия по управлению такими денежными средствами. Возможно предусмотреть их хранение на отдельном банковском счете, чтобы не допустить смешения с активами агента в случае его банкротства, разделения и наступления иных неблагоприятных обстоятельств. Кроме того, может быть предусмотрена неустойка за несвоевременное перечисление денежных средств принципалу.
Задолженность агента по оплате поставленного товара может образоваться по трем причинам: либо его подвел покупатель товара, несвоевременно перечислив деньги за него, либо что-то случилось с товаром, переданным агенту для реализации (был украден, уничтожен, продан на сторону и т.д.), либо товар был продан, деньги получены агентом, но потрачены им не по назначению.
ООО «Промышленно-торговая компания «Югра» (ООО «ПТК «Югра») обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Рябовой Н.Е. о взыскании 4951481,32 руб. долга по агентскому договору. Как видно из материалов дела, между сторонами был заключен агентский договор сроком на два месяца, по которому истец поручал, а ответчик обязался от своего имени и за счет принципала заключать с контрагентами по поручению принципала договоры поставки хлебобулочной, кондитерской и майонезной продукции, осуществлять поставку им такой продукции и совершать иные действия по поручению принципала. Согласно п. 2.3 и п. 2.6 договора агент обязался осуществлять сбор денежных средств от контрагентов и перечислять их принципалу на его расчетный счет подекадно 10-го, 20-го и 30-го числа каждого месяца. При этом агенту разрешалось оставлять у себя причитающееся ему вознаграждение.
Судом было установлено, что истец произвел отпуск продукции на сумму 8131043,99 руб., которая была оплачена частично на сумму 3179562,67 руб., что не оспаривалось ответчиком. Ответчик не смог представить доказательств оплаты полученной продукции в полном объеме, поэтому суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск .[9]
А вот другое арбитражное дело.
ООО «Ансибл» обратилось в арбитражный суд к ФГУП «Сибирский химический комбинат» о взыскании 2000000 руб. долга за поставленный товар и 986600 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Как следует из материалов дела, между ООО «Вектор» (агент) и ООО «Ансибл» (принципал) был заключен агентский договор, по которому агент обязался от своего имени, но за счет принципала заключить сделку по продаже третьему лицу пожарной автоцистерны АЦ 4-40 на базе ЗИЛ 433104 без пожарно-технического вооружения по цене не менее чем 2000000 руб. Во исполнение агентского договора агент заключил с ФГУП «Сибирский химический комбинат» договор поставки вышеуказанной пожарной техники. Товар был передан покупателю по акту приема-передачи, а позже зарегистрирован в ГИБДД на его имя, поскольку являлся транспортным средством, однако так и остался неоплаченным.
Через 2,5 месяца после заключения договора поставки агент совершил уступку требования в адрес принципала и передал ему все права по заключенному договору, в связи с чем принципал и обратился в суд за защитой своего нарушенного права.
Поскольку ответчик уклонялся от исполнения обязательства по оплате полученного товара, суд удовлетворил иск и взыскал с ФГУП «Сибирский химический комбинат» стоимость товара и проценты за пользование чужими денежными средствами, уменьшив их размер в два раза, применив правило ст. 404 ГК о смешанной вине.[10]
Вместе с тем нужно иметь в виду, что если агентский договор построен по модели договора комиссии, то в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 993 Гражданского кодекса РФ, агент несет ответственность за неисполнение третьим лицом договора купли-продажи, заключенного в интересах принципала.
Поскольку договор является возмездным, в нем должно быть предусмотрено вознаграждение агента, обычно называемое комиссионным. В договоре должен быть указан базис для исчисления вознаграждения и размер вознаграждения, например 3% от суммы сделки. В договоре также необходимо указать момент наступления права на получение вознаграждения: когда заказ принят, либо когда товар поставлен, либо когда он оплачен, либо в иной момент времени. Если агент действует от своего имени, то он имеет право удерживать свое вознаграждение из сумм, подлежащих передаче принципалу. В случае же, когда он действует от имени принципала, такое право должно быть ему специально предоставлено договором.
Очень часто агентирование применяется во внешнеторговой деятельности. Особенностью учета таких договоров является наличие курсовых разниц по расчетам с покупателями. Курсовая разница - это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих активов и обязательств, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.[11]
Таким образом, на основании анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод, что сумма выручки от продажи товаров за минусом комиссионного вознаграждения является доходом принципала, так же как и положительные курсовые разницы, возникшие по этой сумме.
Для агента эта сумма не будет являться доходом, а будет представлять собой кредиторскую задолженность, увеличенную на сумму этих курсовых разниц (в рублевом эквиваленте).
Законодательство многих стран (в том числе Франции, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Швеции и др.) предусматривает выплату агенту компенсации за потерю клиентуры в случае прекращения агентского договора. К сожалению, российским законодательством это не предусмотрено. На наш взгляд в целях соблюдения интересов агента следует законодательно закрепить данное положение в Гражданском кодексе РФ, сформулировав в качестве диспозитивной нормы возможность определения сторонами размера компенсации.
Таким образом, актуальными вопросами судебной практики по договору агентирования в товарном обороте является правильная квалификация гражданско-правовых отношений между сторонами как заключение договора агентирования и возникающие задолженности агента перед принципалом по оплате поставленного товара.
[1] Метелева Ю.А. Особенности правового регулирования деятельности торговых посредников//Закон. – 2009 . -№ 1. – С. 22-26.
[2] Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.// Вестник ВАС РФ. – 1994. - N 1. – С. 54-61.
[3] Санникова Л.В. Договоры о представительстве // Журнал российского права. -2004. -N 4.- С. 4-8.
[4] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга 3. -М.: Статут, 2002. – С. 245.
[5] Дозорцев В.А. В трех соснах... О возможности распоряжаться чужими правами // Хозяйство и право. -2003.- N 1. – С. 10-16.
[6] Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2005. Дело N Ф08-1395/2005 // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Метелева Ю.А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования. –М.: Юриспруденция, 2008. – С. 167-189.
[8] О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ//Сборник Законов РФ. – М.: Дело, 2009.
[9] Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.09.2006. Дело N Ф04-6142/2006(26558-А75-28) // Вестник Вас. – 2007. - № 2. – С. 17.
[10] Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от от 07.09.2006. Дело N Ф04-5866/2006(26330-А67-12) // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. Изд.5.- М.: Юрист, 2005. – С. 231.
|