Понедельник, 25.11.2024, 19:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Договор на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных и муниципальных нужд

Строительство включает следующие этапы: инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, собственно строительство. Каждый этап является самостоятельным видом строительной деятельности и опосредуется поименованной в ГК РФ) договорной моделью (строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

В статье приведен анализ некоторых практических проблем толкования норм ГК РФ о предмете и существенных условиях договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4 гл. 37 ГК РФ).

Инженерные изыскания - это вид строительной деятельности, производимой с целью изучения природных и техногенных условий территории строительства (см. СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", п. 4.1; Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ))[1].

Необходимость выполнения конкретного вида инженерных изысканий определяется многими факторами: вид и назначение строящегося объекта, метеорологические и климатические условия территории строительства и др. (п. 5 ст. 47 ГрК РФ).

Перечень видов инженерных изысканий является исчерпывающим и утвержден на основании ст. 47 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства"[2].

Нормативным отражением самостоятельности инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства служит их принадлежность к разным подклассам строительных услуг в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 029-2007)[3].

Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Поэтому общим правилом является заключение договора на выполнение или проектных, или изыскательских работ. Только в качестве исключения необходимо рассматривать заключение договора, предметом которого является выполнение и проектных, и изыскательских работ. Императивных норм, обязывающих стороны заключить договор на выполнение обоих видов работ, Гражданский кодекс РФ не содержит, следовательно, не могут содержать подобного условия иные правовые акты (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Таким образом, предметом договорного обязательства, урегулированного § 4 гл. 37 ГК РФ, может быть:

выполнение проектных работ;

выполнение изыскательских работ;

выполнение и проектных, и изыскательских работ.

Выбор любой из трех моделей осуществляется будущими контрагентами по своему усмотрению[4].

Предмет договора в соответствии со ст. ст. 758, 759 ГК РФ определяется в задании заказчика (техническое задание, программа инженерных изысканий) (см. пункт 4 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20; п. п. 4.10, 4.12 - 4.14 СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", которые были приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 29 октября 1996 г. N 18-77).

Именно задание заказчика определяет вид, объем и другие требования к проектным и (или) изыскательским работам. По общему правилу обязанность предоставить задание на проектные и (или) изыскательские работы лежит на заказчике (ст. 759 ГК РФ).

Норма п. 6 ст. 48 ГрК РФ вводит дополнительное существенное условие договора на выполнение проектных работ - согласование сторонами задания на выполнение инженерных изысканий. В силу ст. 432 ГК РФ введение существенного условия иным, помимо ГК РФ, нормативным актом допустимо. Однако п. 6 ст. 48 ГрК РФ одновременно изменяет норму ст. 758 ГК РФ о предмете договора, поскольку исключается закрепленная ей возможность выбора одной из трех альтернативных моделей предмета договора.

Нормы ГК РФ о предмете любого договора являются системообразующими для типовой и видовой классификации договоров и не могут быть изменены без особого на то указания. Поэтому правило п. 6 ст. 48 ГрК РФ противоречит ст. 758 ГК РФ и в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ не может применяться.

На основании изложенного можно отметить три момента:

вопреки буквальному толкованию, п. 6 ст. 48 ГрК РФ носит диспозитивный, а вернее, рекомендательный характер: подготовка инженерных изысканий проектировщиком может быть (не должна!) предусмотрена договором.

Диспозитивный характер указанной нормы подтверждается ст. 758 ГК РФ, согласно которой подрядчик может принять на себя обязанность выполнить инженерные изыскания, и п. 5 ст. 47 ГрК РФ, согласно которому договором на выполнение проектных работ может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, а также получение технических условий. Таким образом, по закону возможны два варианта предоставления результатов инженерных изысканий: заказчиком и проектировщиком. Общим правилом является предоставление результатов инженерных изысканий заказчиком в составе исходных данных для проектирования (ст. 759 ГК РФ, п. 6 ст. 48 ГрК РФ);

законодательством не установлено требование об обязательном наличии результатов инженерных изысканий на момент заключения договора на выполнение проектных работ как условие его действительности. Предоставление результатов инженерных изысканий заказчиком (ст. 759 ГК РФ, п. 6 ст. 48 ГрК РФ) или выполнение инженерных изысканий подрядчиком (ст. 759 ГК РФ, п. 5 ст. 48 ГрК РФ) - это исполнение уже заключенного договора;

учитывая публично-, а не частноправовую природу ГрК РФ, положение нормы подп. 2 п. 6 ст. 48 ГрК РФ лишь дублирует предписания п. 1 ст. 47 ГрК РФ о недопустимости реализации проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Предписание носит публичный характер и не предрешает вопроса о правах и обязанностях сторон, а также о заключенности договора.

Договор подряда на выполнение проектных работ включает обязательство проектировщика выполнить изыскательские работы только при наличии соответствующего положения в договоре. Обязанность предоставить результаты инженерных изысканий при отсутствии обязательства проектировщика их выполнить лежит на заказчике. Отсутствие результатов инженерных изысканий на момент заключения договора подряда на выполнение проектных работ не влияет на его действительность (договор считается заключенным).

Таким образом, при сравнении договора на выполнение изыскательских работ в строительстве с иными гражданско-правовыми договорами подрядной группы в целях разграничения при квалификации отношений должен быть вместо совокупности предложенных критериев (предмет договора, субъектный состав и особенности исполнения обязательства) взят за основу один - объект договора как результат исполнения стороной обязательства.

Данный критерий позволяет правильно подойти к оценке основных признаков договоров подрядной группы, включая и договор на выполнение изыскательских работ в строительстве.

Подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Так, отклоняя требование истца о взыскании с учреждения задолженности за выполненные работы и процентов за пользование чужими денежными средствами, суд исходя из правил статьи 763 ГК РФ, в силу которых подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, установил, что перечень и объемы работ, отраженные в локальных сметных расчетах истца, явились предметом муниципальных контрактов, заключенных между истцом и учреждением, и полностью оплачены[5].

Основы регулирования подрядных работ для государственных нужд установлены параграфом 5 главы 37 ГК РФ. В частности, согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе соответствующего государственного контракта. К отношениям по данным контрактам в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, порядок осуществления подрядных строительных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь положениями ГК РФ и может быть уточнен специальным законодательством.

Иными словами, характер и содержание возложенных на подрядчика обязанностей, а также порядок их осуществления и последствия невыполнения определяются с учетом положений параграфов 5 и 3 главы 37 ГК РФ, а равно Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[6].

На основе сказанного к числу особенностей правового регулирования государственного контракта на выполнение строительных работ, затрагивающих вопросы выполнения подрядчиком работ, можно отнести следующее.

Во-первых, общим образом обязанность подрядчика, связанная с обнаружением необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, регулируется положениями статьи 743 ГК РФ.

Во-вторых, любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ).

Подытоживая сказанное, можно отметить, что отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Это означает, что вопрос о действиях подрядчика в случаях обнаружения необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, должен определяться на основании положений статьи 743 ГК РФ, но с поправкой на специфику формирования цены в государственном контракте.

Таким образом, на поставку товаров и выполнение вышеуказанных видов работ государственными (муниципальными) заказчиками могут заключаться исключительно контракты вне зависимости от стоимости товаров, работ.

Однако для применения статей 525 и 763 ГК РФ принципиальный характер имеет направленность предназначения товаров и работ для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.

Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании положений ранее действовавшего законодательства отмечалось, что государственные и муниципальные учреждения могут иметь собственные нужды, отличные от государственных и муниципальных, и в установленных законом пределах вправе заключать для удовлетворения собственных нужд обычные договоры[7].

Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

По смыслу приведенных положений, а также положений п. п. 1, 2 ст. 740, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 708 ГК РФ существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий в том числе виды, содержание и объемы работ, конечный срок выполнения работ, их стоимость.

В соответствии со ст. 766 ГК РФ муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В рассматриваемом случае локальная смета на ремонт пешеходных дорожек в парке с видами, объемом работ и ценой, предложенной заказчиком, равно как и техническое задание были представлены в составе аукционной документации; подрядчик в письменной заявке подтвердил намерение выполнить работы в объеме, указанном в техническом задании; цена контракта согласована сторонами в твердой сумме. Следовательно, объем и стоимость работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, сторонами согласованы. Поскольку непредставление подрядчиком сметы суд оценил как несущественное нарушение контракта (невыполнение работ в срок вызвано объективными обстоятельствами, а также действиями заказчика по исполнению договорных обязательств), в удовлетворении иска заказчика о расторжении контракта на выполнение работ для муниципальных нужд отказано[8].

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели особенности характеристик отдельных видов договоров подряда.

 

[1] "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от

01.01.2014) // "Российская газета", N 290, 30.12.2004.

[2] Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 (ред. от 04.02.2011) "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства") // "Российская газета", N 14, 26.01.2006.

[3] "ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической

деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2015 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)) // СПС КонсультантПлюс.

[4] Телицин С.Ю. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ:

предмет и срок выполнения работ // "Право и экономика", 2009, N 6 .

[5] Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2011 N Ф09-1322/11-С2 по делу N А76-26503/2009-12-765/43 // СПС КонсултантПлюс.

[6] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Российская газета", N 80, 12.04.2013.

[7] Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным

(муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // "Вестник ВАС РФ", N 8, август, 2006.

[8] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2013 по делу N А27-15723/2012 // СПС КонсультантПлюс.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.03.2017)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%