Современный уровень развития социально-гуманитарных и правовых наук создал достаточные условия для всестороннего теоретического обоснования различных аспектов социального поведения людей, признаваемых в науке в качестве отклоняющихся от общепринятых социальных норм. При этом неоспоримо, что с понятием нормы соотносится понятие отклонений; если нет нормы, то не может быть и отклонения от нее.
Поведенческий акт, состоящий в отклонении от общепринятых норм, называется девиантным (отклоняющимся) поведением.
В широком смысле понятие “девиация” означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформальных норм.
Отклонение от правовых норм (нарушение) называется делинквентным поведением, отклонение от уголовно-правовых норм - преступным поведением.
Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким — делинквентное, еще более узким — преступное.
По справедливому замечанию выдающегося российского криминолога Н.С. Таганцева, “жизнь всех народов свидетельствует нам, что всегда и везде совершались и совершаются деяния, по разным основаниям не только признаваемые недозволенными, но и вызывающие известные меры общества или государства, направленные против других лиц, их учинивших, деяния, признаваемые преступными; что всегда и везде существовали лица, более или менее упорно не подчиняющиеся требованиям правового порядка, велениям власти его охраняющей”. На мой взгляд, наибольшую социальную опасность данные деяния представляют в том случае, когда субъектами подобных отношений являются несовершеннолетние. Опасно это тем, что ранний возраст и сам факт несовершеннолетия уже сам по себе может являться в некоторой степени гарантом того, что, устойчиво усвоив навыки асоциального поведения, несовершеннолетний в редком случае способен по достижению совершеннолетия вести законопослушный образ жизни, соответствующий нормам права, существующей морали и нравственности. При этом с завидным постоянством прослеживается тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель, осужденный за совершенное преступное деяние, в последующем, по достижению совершеннолетия, становится социально опасным уголовником-рецидивистом[1].
На современной стадии развития правовой науки характеристика общественной опасности преступлений и преступности в целом содержится во многих работах, прежде всего по уголовному праву, криминологии, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву. Существенные сдвиги в этом направлении за последние годы наблюдаются и в науке административного права в контексте осуществления мер борьбы с одной из наиболее распространенных форм противоправного поведения — административными правонарушениями.
Осознание общественной опасности антиобщественных деяний, обуславливает попытки государственных органов и общественности Приднестровской Молдавской Республики полного их искоренения во имя стабилизации общественного порядка и спокойствия, обеспечения безопасности граждан и т.д. В соответствии с отмеченной социальной необходимостью борьба с преступностью и другими нарушениями законности, их причинами и способствующими им условиями выдвигается как одна из наиболее важнейших общегосударственных задач.
При этом принципиально то, что любая правоприменительная деятельность только тогда становится эффективной, когда она осмыслена, научно объяснена, обоснована, когда раскрыты ее закономерности, задачи, цели — ближайшие и конечные. Поэтому правоприменительная деятельность государства в борьбе с существующей преступностью и административной правонаврушаемостью должна носить многогранный и комплексный характер.
По замечаниям различных исследователей (А.А. Герцензона, Е.В. Додина, В.И. Ремнева, А.А. Таранова, Б. А. Жетписбаева, А.С. Бахралинова, Д.Ш. Сартаева и др.), борьба с преступностью будет наиболее эффективной только в том случае, если она будет своевременной и организованной на более ранних подступах ее развития. Как правило, явлению преступности предшествует явление административной деликтности (правонарушаемости), и особенно в среде несовершеннолетних. Поэтому борьба с административной деликтностью — это по большому счету преддверие борьбы с преступностью[2].
В современной правовой литературе, анализирующей юридическую природу административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, основное внимание авторов нацелено на исследование проблем, связанных с определением понятия административного правонарушения несовершеннолетних, изучение его особенностей и генезиса, изучение условий, причин их совершения и т.д. Вместе с тем, в Приднестровской Молдавской Республике практически нет специальных исследований, выполненных на монографическом уровне и посвященных исследованию проблем, связанных с изучением административной деликтности несовершеннолетних. До сих пор не рассмотрены ее особенности, не дано определение.
В контексте административной деликтности несовершеннолетних сейчас перед государством, обществом, правоохранительными органами, судебной властью ПМР возникла необходимость в рамках правовой охраны детства реагировать на две группы проблемных ситуаций.
1) Применительно к поведению несовершеннолетних и молодежи это:
— рост числа преступлений, в особенности корыстных, корыстно-насильственных и насильственных;
— распространение алкоголизма и наркомании;
— увлечение антиобщественными, вредными для самой молодежи формами жизнедеятельности (неоправданная погоня за вещами, забвение собственных традиций, потеря уважения к старшим и пр.)
2) Применительно к поведению взрослых это:
— факты эксплуатации детского труда, злоупотреблений правами подростков со стороны работодателей;
— нарушения законодательства об образовании, связанные с развитием рыночных или точнее псевдорыночных отношений;
— игнорирование имущественных прав несовершеннолетних в семье при продаже квартир, растрате их имущества;
— насилие в отношении детей, жестокое обращение с ними;
— продолжающееся вовлечение в проституцию, попрошайничество, преступное поведение;
— лишение либо незаконное ограничение прав несовершеннолетних на образование, профессиональный труд, сохранение здоровья, лечение;
— оставление детей в опасных ситуациях без надлежащих мер заботы и охраны, предусмотренных правовыми актами и национальными традициями.
Современная политическая и социально-экономическая ситуация в Приднестровской Молдавской Республике характеризуется фундаментальными, системно-структурными изменениями, происходящими на фоне стремительно развивающихся рыночных отношений. В таких условиях особое значение приобретает деятельность тех социальных групп, которые обладают творческим, инновационным потенциалом, не связаны с конформистскими, устаревшими взглядами, отжившими стереотипами. В современных условиях таким потенциалом, безусловно, реально обладает молодежь и в особенности дети и подростки, то есть несовершеннолетние граждане Республики в возрасте до 18 лет.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года, который является самым универсальным документом по правовой охране и защите детства, под понятием «несовершеннолетние» (ребенок) понимаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, если национальными законодательными актами не предусмотрено иное.
В целом, количество несовершеннолетних в Приднестровье не велико. Являясь в силу своего юного возраста наиболее восприимчивой частью населения Приднестровья, к происходящим в стране кардинальным переменам молодежь, в том числе и несовершеннолетние, наиболее быстро приспосабливается и усваивает темпы современной социально-экономической жизни страны, и при условии освоения ими положительного опыта в дальнейшем представляют собой наиважнейшие стратегические ресурсы приднестровского общества, необходимые для дальнейшего развития и процветания нашей государственности[3].
Однако, наряду с позитивными изменениями в социальной и экономической жизни приднестровцев происходят изменения и негативного характера, одними из проявлений которых является рост правонарушаемости и преступности в среде взрослого населения Приднестровья, халатность и коррумпированность государственных чиновников, безразличное отношение к судьбам малоимущих, тенденциозность правозащитных органов и другие, проявления элементов деструктивности и брутальности, деятельность которых в повседневной жизни общества оказывают сильнейшее воздействие на сознание и мировоззрение несовершеннолетних.
Наблюдая за деятельностью взрослых, подростки не всегда способны объективно оценить их действия, что приводит к негативным тенденциям в их развитии, способствует подражанию и освоению негативных явлений устойчиво проявляющихся в поведении и деятельности взрослых.
Подобная констатация фактов вытекает из того, что официальная статистика компетентных государственных органов Приднестровской Республики, к данным которой я буду апеллировать ниже, с неумолимой категоричностью “обнажает” факты интенсивного роста динамики уголовных преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями. Противоправные деяния несовершеннолетних, равно как и взрослых правонарушителей негативно отражаются на фоне происходящих социально-экономических перемен, как на всей территории ПМР, так и в отдельных его районах.
Проблемы изучения сложившейся в среде несовершеннолетних криминогенной обстановки требуют комплексных и системных подходов. Поэтому в современной правовой литературе наиболее актуальными становятся предположения ученых о том, что согласно существующему в правовой науке системному подходу ни одно явление не следует рассматривать изолированно, без выявления и анализа системообразующих связей, его места и роли в иерархии систем более высокого или более низкого порядка.
В нашем случае это означает, что явление административной деликтности несовершеннолетних необходимо рассматривать во взаимосвязи с криминогенной средой и иными социальными явлениями и процессами, образующими систему факторов, прямо порождающих административные правонарушения либо способствующих возможности их совершения.
Анализ статистических данных официальных органов Республики свидетельствуют о том, что число преступлений совершенных несовершеннолетними преступниками в Приднестровской Молдавской Республике имеет тенденцию динамичного снижения.
В 2013 году на территории Приднестровской Молдавской Республики было зарегистрировано 427 преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, снижение детской преступности составляет 17,3%.
Общее снижение подростковой преступности отмечается не только по числу возбужденных уголовных дел, но и по регистрируемым в КУЗП (книге учета заявлений о происшествиях) (-209). Однако из общего числа снижение произошло по несовершеннолетним в возрасте с 14 до 18 лет (-10,1%). Преступления же совершенные детьми в возрасте до 14 лет выросли на 21,9%, из них в возрасте с 11 до 14 лет на 29,2%.
В 2013 году органы внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики расследовали 455 преступлений, совершенных несовершеннолетними, тогда как в 2012 году – 505. Снижение количества расследованных преступлений произошло на 17,3%. Группами несовершеннолетних совершено 108 преступлений, а в 2012 году – 164 (-34,1%), в группе с взрослыми несовершеннолетние совершили 144 преступления, в 2012 году – 97 (+ 48,5%).
В соответствии с требованиями законодательства Приднестровской Молдавской Республики в целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел МВД ПМР осуществляются мероприятия как по общей, так и индивидуальной профилактике.
Общая профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних заключается в устранении причин и условий, способствующих возникновению девиантного поведения несовершеннолетних лиц.
Согласно Приказу МВД ПМР от 30.07.2002 года № 233 органы внутренних дел ПМР проводят индивидуальную профилактическую работу:
а) в отношении несовершеннолетних:
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- условно досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
б) родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
в) других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия или совершающие в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Должностные лица ИДН ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с подучетными лицами с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных проступков, условий семейного воспитания и жилищно-бытовых условий, принимают меры административного преступления, предусмотренного законодательством ПМР.
Более тщательный анализ криминогенной ситуации, сложившейся в среде несовершеннолетних Республики, указывает на тесную взаимосвязь уголовной преступности несовершеннолетних с состоянием их административной правонарушаемости (деликтности). Очевидно то, что несовершеннолетние, совершившие уголовные преступления, как правило, склонны и к совершению административных правонарушений. Во многих случаях устойчивая склонность к совершению уголовных преступлений вырабатывается в сознании подростка за счет неоднократно совершенных административных правонарушений, которые, как правило, предшествуют уголовным. Подобные выводы можно подтвердить высказываниями Д.Н. Бахраха о том, что “административные деликты связаны с другими видами правонарушений: преступлениями, дисциплинарными и гражданско-правовыми проступками. Особенно тесно взаимодействие ряда административных проступков с преступлениями[4]. Административная деликтность (пьянство, наркомания, нарушения правил дорожного движения и т.д.) — предполье преступности, одна из важных ее причин”. Тем более, что если за совершенные ими административные правонарушения подростки не всегда бывают своевременно привлечены к соответствующим мерам юридической ответственности. Ни для кого не секрет, что многие случаи совершенных несовершеннолетними административных правонарушений по возникающим на “местах” различного рода “обстоятельствам” и “причинам” “замалчиваются” и не находят должного отражения в органах официальной статистики.
Несмотря на то, что административная деликтность обладает высокой степенью латентности, с административно-правовой точки зрения существующая деликтологическая картина состояния административной правонарушаемости несовершеннолетних Приднестровья, тем не менее, остается настораживающей[5].
В разрезе дипломного исследования, для углубленного понимания правовой природы и сущности понятия института административной деликтности следует строже определиться с современным определением понятия института административной деликтности в целом и административной деликтности несовершеннолетних в частности.
По утверждению профессора Д.Н. Бахраха “Административная деликтность — это сумма правонарушений, совершенных на определенной территории за какой-то отрезок времени”.
В то же время, если проводить параллели между определением административной деликтности, выведенной Д.Н. Бахрахом, и преступности, теоретически обоснованной современными криминологами, то, определяя понятие преступности, исследователи В.Н. Кудрявцев, А.И. Долгова, А.Б. Сахаров, В.П. Лозбяков, Н.Д. Эриашвили и другие приходят к мнению о том, что “преступность не является механической суммой отдельных преступлений, а представляет собой их органическую совокупность. Это значит, что между всеми признаками и свойствами преступности существует диалектическое единство — качественно-количественное единство ее состояния, структуры и динамики, взаимосвязь между всеми названными признаками преступности (массовостью, исторической изменчивостью и т.д.) и социально-правовым содержанием. Поэтому изменения одной стороны преступности ведут к изменениям других ее сторон и, следовательно, преступности в целом”.
Исходная позиция, заданная криминологами в определении понятия преступности, подводит нас к мысли о том, что и административная деликтность, исходя из единства ее правовой природы с уголовной преступностью, не может быть истолкована как “механическая сумма” административных правонарушений, совершаемых на какой-либо территории, либо за определенный промежуток времени.
На мой взгляд, административная деликтность несовершеннолетних — это органичное единство и совокупность количественных и качественных изменений состояния, структуры и динамики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на определенной территории в пределах определенного временного пространства.
Традиционно административная деликтность представляется как явление антисоциальное, нарушающее общественный правопорядок и нравственность, создающее дискомфорт во всех сферах социальной жизни государства.
При всей серьезности сложившегося положения необходимо акцентировать внимание и на том, что явление административной деликтности благодаря своей социально-правовой природе, глубоким историческим корням, неуправляемости, вариациям и изменчивости на сегодняшний день представляется, к сожалению, как явление неискоренимое. А если учесть и то, что сегодня в Приднестровской Молдавской Республике не создано достаточных условий для нейтрализации этого негативного фактора и недопущения ее дальнейшего развития, деликтологическую ситуацию несовершеннолетних можно оценивать как критическую. Свидетельством этому являются приведенные нами выше данные о количестве совершенных несовершеннолетними правонарушителями уголовных преступлений и административных правонарушений, а также сведений о привлечении несовершеннолетних к различным видам юридической ответственности.
Существующая в стране административная деликтность и преступность несовершеннолетних свидетельствует о том, что в социальной жизни Приднестровья на сегодняшний день возникает угроза того, что в ПМР может окончательно назреть и сложиться ситуация “крайней” деликтности несовершеннолетних, подобная той, которая сложилась в Союзе ССР на кануне его исторического развала.
Следует отметить, что выводы о неуместности излишне суровых мер наказания к лицам, совершившим незначительные по степени общественной опасности правонарушения, а в особенности к несовершеннолетним, не являются абсолютно новыми. К подобного рода выводам еще в середине 70-х годов двадцатого столетия пришел известный советский криминолог профессор И.И. Карпец, по мнению которого применение уголовно-правовых мер воздействия в обществе должно уменьшаться за счет других методов и средств воспитания и принуждения”. В частности, это выражается в ограничении сферы уголовного преследования за счет декриминализации ряда составов Уголовного кодекса с их переводом в сферу административной юрисдикции.
К тому же, практический опыт административно-юрисдикционной деятельности свидетельствует, что административно-правовыми мерами достигается больший непосредственный предупредительный эффект как в индивидуальном, так и в общепревентивном смысле. Своевременное применение административных санкций за каждое совершенное правонарушение способствует воспитанию в людях уважения к закону и к законности вообще, обеспечивает его соблюдение в тех сферах, где сохраняются негативные явления, определяющие формирование личности преступника и развитие преступного поведения[6].
Таким образом, своевременное применение к правонарушителю предупредительных мер административно-правового воздействия наглядно демонстрирует действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние, что является одним из методов воспитательного (предупредительного) воздействия не только на самого правонарушителя, но и на лиц, непосредственно за этим наблюдающих.
[1] Гудима Н.Н. «Профилактика преступлений в сфере быта» (учебное пособие), Тирасполь, 2007 г.- С. 26-28.
[2] Килясханов И.Ш. Административно-процессуальное право: Курс лекций. – М.:2009. С. 150-151
[3] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. Москва. Норма – Инфра. 2010. С. 76.
[4] Гудима Н.Н. «Профилактика преступлений в сфере быта» (учебное пособие), Тирасполь, 2007 г. С. 48.
[5] Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. С. 132.
[6] Габричидзе Б.И. Административное право. Учебник. - М.: Проспект, 2005. С. 148.
|