Производство по делам об административных правонарушениях - это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний, осуществленная в административно-процессуальной форме.
Производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса. Оно представляет собой разновидность административной деятельности, в которой действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.
Производство состоит из стадий. Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.
Производство состоит из четырех стадий:
1) административное расследование;
2) рассмотрение дела;
3) пересмотр постановления;
4) исполнение постановления.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей - факультативной - стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой исполняется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий.
Из традиционно выделяемых стадий производства в наибольшей степени особенностями, связанными с возрастной спецификой несовершеннолетних, обладают стадии административного расследования и рассмотрение дела по существу, поскольку именно на этих стадиях открываются значительные возможности для обеспечения максимального воспитательного воздействия на правонарушителя, управления его поведением, направленного на формирование внутренней готовности к смене асоциальных установок его личности на социально-положительные. Вместе с тем анализ правоприменительной практики выявил стремление органов внутренних дел ограничиться при проверке материалов установлением лишь субъекта и объективной стороны правонарушения, оставив за пределами его субъективную сторону.
Изучение же действующего законодательства позволяет утверждать, что теоретические выводы об административном расследовании как начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях фактически лишены нормативной базы.
Это свидетельствует о том, что на данной стадии производства по делам об административном правонарушениях возрастная специфика несовершеннолетних практически не учитывается. В связи с изложенным предлагается нормативно установить правило обязательного проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, подразумевающего тщательное предварительное изучение материалов и доказательств по делу с соответствующим оформлением его процесса и результатов[1].
Стадии обжалования и исполнения постановлений органов административной юрисдикции, также обладают некоторыми особенностями, присущими производству по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Специфика первой из них выражается в возможности обжалования постановления законными представителями несовершеннолетнего правонарушителя. Вторая характеризуется особенностями воздействия на несовершеннолетних субъектов, так как связана с применением специфических мер ответственности.
Анализ стадии рассмотрения дела в КДН и ЗП приводит к выводу, что в структурном отношении она не отличается от аналогичной стадии производства, осуществляемого иными субъектами административной юрисдикции, однако каждому из ее этапов присущи свои специфические черты. В зависимости от выполняемых задач, закрепляющие их процессуальные нормы могут быть разделены на четыре группы:
а) обеспечивающие дополнительную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в административном производстве;
б) способствующие выявлению детерминант их противоправного поведения;
в) направленные на усиление воспитательного и профилактического воздействия процесса привлечения к административной ответственности;
г) связанные с возможностью привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних правонарушителей. При этом, нормам, устанавливающим особый порядок разбирательства дел в КДН и ЗП, присуща полифункциональность, т.е. возможность одной нормы обеспечивать исполнение нескольких задач на различных этапах рассматриваемой стадии.
К числу специфических процессуальных особенностей, присущих этапу подготовки дела к рассмотрению в КДН и ЗП, относятся:
1) передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или иных законных представителей;
2) направление на медицинское освидетельствование, если возникает сомнение в его психической полноценности;
3) необходимость выявления детерминант противоправного поведения подростка;
4) требование об извещении прокурора о дне заседания комиссии.
Останавливаясь на особенностях, характерных для этапа слушания дела об административном правонарушении в КДН и ЗП, некоторые авторы высказывают критическое отношение к осуществлению его на выездных заседаниях, поскольку это входит в противоречие с необходимостью дополнительной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Кроме того, нарушение конфиденциальности, усугубляемое в целом обвинительным уклоном производства, и формальное предопределение общественного мнения могут негативно повлиять на психику подростка. Особое внимание также следует уделить правовому положению законных представителей несовершеннолетнего, которое характеризуется двойственностью, заключающейся в том, что, с одной стороны, они призваны защищать права и интересы несовершеннолетнего, а с другой - сами могут быть привлечены к административной ответственности в связи с правонарушениями их детей и поэтому имеют в производстве свои специфические интересы. Исходя из этого, предлагается, во-первых, предоставить органу, рассматривающему дело об административном правонарушении несовершеннолетнего, право ограничивать участие законных представителей в его слушании, если имеются основания полагать, что это может нанести ущерб интересам подростка либо будет препятствовать установлению объективной истины; во-вторых, установить правило, согласно которому привлечение к административной ответственности родителей должно производиться отдельно от слушания дела о правонарушении несовершеннолетнего[2].
В ходе рассмотрения особенностей следующего этапа автор высказывает предложение о необходимости удаления подростка из зала заседания при принятии решения по делу о совершенном им правонарушении, обосновывая его тем, что постановление о применении к несовершеннолетнему той или иной меры ответственности должно восприниматься им как единственно правильное и полностью соответствующее его вине в содеянном.
Относительно последнего этапа стадии рассмотрения дела - постановления КДН должны доводиться до сведения общественности только в той мере, в какой это необходимо для исполнения избранных ею мер воздействия (например, обязанности принести публичное извинение потерпевшему).
Предполагается, что уведомление расширенного круга адресатов, предусмотренное ныне действующим Положением о КДН, имеет, скорее, деструктивный характер, так как, практически не оказывая действенной социальной помощи, ставит под сомнение педагогическую состоятельность семьи. Выделенные особенности стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях позволяют сделать вывод о том, что административное производство в отношении несовершеннолетних осуществляется, хотя и согласно общим правилам, но с учетом их особого правового статуса.
Именно поэтому все разрозненные нормы, закрепляющие особенности производства по делам об административных правонарушениях подростков, необходимо объединить на уровне республиканского законодательства в виде отдельного раздела Кодекса ПМР об административных правонарушениях, что, будет способствовать удобству в обращении с ними для правоприменителя и позволит однообразно регулировать вопросы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Административное расследование, являясь начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения, их фиксирование и квалификацию.
Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Начало административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющим признаки правонарушения, то есть наличие повода (процессуального основания), так как не обнаруженное правонарушение (латентное) не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении. Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть: заявления граждан, сообщений представителей общественности, учреждений, предприятий и организации, печатных и иных средств массовой информации, а так же непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка. Которые можно подразделить на три группы. Первая- обстоятельства, имеющие для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. Другую группу составляют обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для определения вида и размера наказания.
Процессуальным документом, подводящим итоги расследования по административному делу, является протокол.
Протокол должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения (гл.18 ст. 242 КоАП ПМР). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о несовершеннолетнем, ином правонарушителе, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Закон предусмотрел и иные сроки составления протокола после проведенного административного расследования. Срок административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В главе 19 КоАП ПМР указаны основания и виды правонарушений, по которым возможно административное расследование. В этот перечень не включены административные правонарушения, по которым дано право членам комиссий составлять протоколы. В соответствии с указанной нормой члены комиссии вправе составлять протоколы по четырем составам административных правонарушений. К ним относятся следующие категории дел: неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению; вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.
Введение этой новеллы в закон об административных правонарушениях обязывает комиссии скорректировать свои права, определенные в Положении о комиссиях. Указанным нормативным актом комиссиям предоставлено право возбуждать дела по собственной инициативе. Перечень дел, которые комиссии могут рассматривать по собственной инициативе, не установлен Положением о комиссиях. На практике чаще всего это право применялось к родителям несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались дела об их противоправном поведении.
Срок направления протокола в орган, уполномоченный его рассматривать, определен КоАП ПМР. Протокол направляется в течение суток с момента его составления. Если протокол и другие документы составлены неправомочным лицом, неправильно, если в них неполно представлены и оформлены другие материалы, которые невозможно восполнить при рассмотрении дела, то они возвращаются в орган или должностному лицу, их вставившему, для надлежащего оформления. Об этом выносится определение. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в комиссию в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков. Законом предписано, что недостатки протокола устраняются в течение трех дней со дня их получения. Думается, что комиссия должна контролировать выполнение своего определения, которое обязательно подлежит исполнению лицом, которому оно адресовано.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, рассмотрения дел и обжалования постановлений (определений) комиссий определяются главой 22 кодекса КоАП ПМР, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть внесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения[3].
Однако практика показывает, что факты вынесения постановления о назначении административного наказания после истечения срока давности довольно распространены. В данных случаях необходимо выносить постановления о прекращении за истечением срока исковой давности привлечения к ответственности либо на стадии подготовки дел к рассмотрению в порядке ст. 274-278 либо в период рассмотрения дела.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности лишь в одном случае: если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Время, с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления дела в комиссию по месту жительства лица при исчислении срока давности не учитывается.
Наряду с этим законом (ст. 169 КоАП ПМР) установлено, что дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также подведомственные комиссиям дела о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 167-1) и дела об ответственности родителей за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических веществ в общественных местах рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство.
Однако законодатель это обстоятельство не включил в основание для приостановления срока давности.
При любых обстоятельствах в отношении несовершеннолетних срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться в общем порядке. При назначении наказания комиссия обязана выяснять и учитывать не только обстоятельства, смягчающие административную ответственность, но и отягчающие ее. В число обстоятельств, отягчающих административную ответственность, включено повторное совершение однородного административного правонарушения, но лишь в том случае, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок давности. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Так, окончанием исполнения постановления об объявлении несовершеннолетнему предупреждения считается день, когда это постановление ему объявлено с соблюдением процедурных предписаний закона. Днем исполнения постановления, о наложении штрафа является день, когда с несовершеннолетнего полностью взыскана сумма, указанная в постановлении.
В главе 15 кодекса содержится перечень руководителей государственных органов, структурных подразделений, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях. Комиссия, получая для рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, перечисленных в ст. 202 КоАП ПМР (безбилетный проезд, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения), при подготовке дела к рассмотрению обязана проверить, компетентным ли органом (лицом) направлены эти дела в комиссию. Данная позиция не включена в перечень вопросов подлежащих выяснению при подготовке дела к слушанию.
Если будет установлено, что протокол и иные материалы направлены в комиссию лицом, неправомочным рассматривать дела об административном правонарушении, комиссия, как представляется, обязана возвратить протокол и материалы лицу, правомочному его рассматривать, ибо только это лицо вправе решать вопрос — принимать меры административного наказания или направить дело в комиссию для разрешения по существу.
Необходимость в вынесении решения возникает и тогда, когда применяется привод лиц, указанных в ч. 1 КоАП ПМР. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законный представитель этого несовершеннолетнего, свидетель. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения комиссии, поэтому определение о приводе должно направляться руководителю органа внутренних дел.
Важным условием для обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением является правомочность коллегиального органа, рассматривающего дело.
В старом кодексе об административных правонарушениях имелась норма (ст. 197), которая определяла правомочность коллегиальных органов в рассмотрении дел — не менее половины состава комиссии по делам несовершеннолетних. В новом кодексе такой нормы нет. Однако действующее Положение о комиссиях содержит норму, согласно которой заседание комиссии считается правомочным при наличии не менее половины ее состава. Практика свидетельствует, что значительная часть постановлений комиссий была опротестована прокурором по причине вынесения постановления о наказании неправомочным заседанием комиссии.
Что касается сроков, порядка обжалования постановлений комиссии по делам об административных правонарушениях, то Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена лишь одна инстанция, куда обжалуется постановление комиссии по делу об административном правонарушении, — это суд.
Постановление комиссии может быть обжаловано лицом, совершившим административное правонарушение, потерпевшим, законным представителем несовершеннолетнего, защитником и представителем. Жалоба на постановление комиссии подается непосредственно в комиссию в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Комиссия в течение трех дней должна направить жалобу со всеми материалами дела в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения комиссии по делам несовершеннолетних. Законом предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в районный суд, уполномоченный ее рассматривать.
Последняя стадия производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних - это исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Обращение постановления об административном правонарушении несовершеннолетнего к исполнению лежит на комиссии.
В течение трех суток со дня вступления в законную силу постановление о наложении штрафа комиссией направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному обращать к исполнению постановление. Если имеется несколько постановлений в отношении одного и того же несовершеннолетнего- каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
Допускается отсрочка и рассрочка (ст. 287 КоАП ПМР), а также приостановление исполнения постановления (ст.ст. 288, 289 КоАП ПМР). Указанные вопросы решаются комиссией с извещением об этом заинтересованных лиц. Но их отсутствие без уважительных причин не является препятствием для решения этих вопросов. Комиссии, рассматривая данные вопросы, выносят определения. Копии определения вручаются под расписку лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему. Если указанные лица не присутствовали при решении этих вопросов, копии определений высылаются им в трехдневный срок, о чем делается соответствующая запись в деле.
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. В этом случае также выносится комиссией определение. Неправомерны действия тех комиссий, которые одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа на несовершеннолетнего выносят и определение о взыскании этого штрафа с родителей. Такая практика довольно распространена. Комиссии должны учитывать два момента: во-первых, исполнению постановление подлежит после вступления его в законную силу, а при наличии жалобы или протеста это может затянуться надолго; во-вторых, комиссия не должна игнорировать профилактический аспект исполнения постановления непосредственно несовершеннолетним. Она должна побуждать несовершеннолетнего лично заплатить штраф в течение 30 дней с момента вступления постановления в законную силу.
Возможно и прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания. По данному вопросу выносится постановление. Основания прекращения исполнения постановления перечислены в статье 288 КоАП ПМР. К ним относятся:
1) амнистия;
2) отмена или признание утратившим силу закона или его положений;
3) смерть лица, привлеченного к административной ответственности;
4) истечение сроков давности исполнения;
5) отмена постановления.
Как свидетельствует анализ состояния прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, до 40% внесенных и удовлетворенных протестов касаются постановлений комиссий по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Значительная часть постановлений комиссий опротестовывалась в связи с нарушением процессуальных норм закона.
Постановление о назначении несовершеннолетнему административного наказания в виде штрафа, по которому производство исполнено полностью, с отметкой об исполнении возвращается в комиссию и дело комиссией снимается с контроля. Возможны возвращения неисполненных постановлений по причине неверно указанных данных о жительстве, учебе, работе лица, подвергнутого административному наказанию, либо родителей или иных законных представителей, или отсутствия у них имущества, на которое может быть обращено взыскание. Это не может служить препятствием для нового обращения к исполнению постановления в пределах сроков давности исполнения постановления.
[1] Капитонов С.А. Правообеспечительная функция милиции. - СПб.: Издательство Р. Аслонова «Юридический центр Пресс», 2004,- С. 128-129.
Четвериков В. С. Административное право: Учебное пособие.- М.: Инфра – М, 2005.- С. 163.
[3] Кодекс ПМР об административных правонарушениях принят Верховным Советом ПМР 18 декабря 2013 года, подписан Президентом ПМР 21 января 2014 года вступает в силу с 27 апреля 2014 года.
|