До 1911 года уголовное судопроизводство в России характеризовалось юридической незащищенностью несовершеннолетних правонарушителей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства от злоупотреблений следственных и судебных органов. В 1909 году Петербургским патронажным обществом был создан институт индивидуального судьи для детей - аналогичный соответствующей ступени английской судебной системы по делам несовершеннолетних и отличающийся лишь единоличностью рассмотрения дел и специализацией судьи. Однако такая форма имела массу недостатков и была неприменима в России. Не обладая достаточной правовой базой, такая суммарная юрисдикция не принесла ожидаемой специальной защиты подростков в рамках правосудия и с трудом просуществовала до создания в 1910 году специального автономного суда, более похожего на англо-саксонскую, чем континентальную модель.
Первый такой суд был открыт в Петербурге 22 января 1910 года. До октября 1917 года "детские" суды уже были созданы в Москве, Харькове, Киеве, Либаве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. Их основными задачами были: осуществление уголовного преследования несовершеннолетних преступников, взрослых подстрекателей, надзор за работой детских учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних правонарушителях. Суды выступали как "органы государственного попечения о несовершеннолетних, действующие в судебном порядке". В 1913 году в компетенцию таких судов были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Прогрессивные юристы того времени рассматривали российскую модель правосудия по делам несовершеннолетних как наиболее удачную, поскольку она характеризовалась широкой (комплексной) юрисдикцией, связью с населением ( суд был мировым ), учетом при выборе судей знания ими детской психологии, отсутствием формального процесса.
Согласно законодательству дореволюционной России, досудебное расследование допускалось в отношении детей и подростков с 10-летнего возраста ( ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных ).
Согласно части второй этой же статьи, для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет предусматривался льготный режим реализации уголовной ответственности, в частности, допускалось отдача их под ответственный надзор родителям или попечителям, " для исправления", они могли быть направлены в специальные воспитательно-исправительные учреждения, "в монастыри их вероисповедования; до суда они должны были содержаться в специальных отделениях для несовершеннолетних при тюрьмах или арестных домах. В то же время отнесение к судейскому усмотрению определения "разумения", возможность вынесения "неопределенных" (без установленного срока "до исправления") приговоров ставили несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом.
Декретом СКК от 14 января 1918 года «0 комиссиях для несовершеннолетних», состоявших из 3 представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения, находившихся в ведении Наркомата общественного призрения и рассматривавших преступления несовершеннолетних, было установлено, что суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются; дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних. При рассмотрении дел о несовершеннолетних комиссия может либо освободить правонарушителя, либо направить его в одно из убежищ Народного комиссариата. Все дела, касающиеся лиц этой возрастной группы, находившиеся в производстве каких-либо судов, пересматриваются комиссиями. Положения о составе комиссий для несовершеннолетних были закреплены в Декрете ВЦИК от 7 марта 1918 года "О суде". Согласно этим документам, комиссии о несовершеннолетних обладали полномочиями в том числе и на проведение необходимого предварительного расследования, в то же время их деятельность носила и медико-психологическую, педагогическую направленность.
30 июля 1920 года была опубликована подготовленная наркоматами просвещения, здравоохранения и юстиции Инструкция о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, которая несмотря на ликвидацию всех судов по делам несовершеннолетних предусмотрела передачу несовершеннолетнего "вместе с делом" народному судье в случае признания недостаточным применения к подростку медико-воспитательных мер - при упорных рецидивах, побегах из детских домов, явной опасности для окружающих. В соответствии со ст. 10, дела о тяжких преступлениях несовершеннолетних в возрасте старше 14 лет поступали в течение 24 часов с момента задержания преступника к народному судье, состоящему членом комиссии для несовершеннолетних. Судья в течение 3 суток должен был провести необходимые следственные действия по фактической стороне дела, роли подростка в преступлении ( при наличии соучастников) и внести в комиссию доклад о результатах расследования. Решение принималось комиссией по делам несовершеннолетних.
Этим же документом определялись границы юрисдикции таких комиссий. При совершении преступлений малолетними в возрасте до 14 лет и правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, лиц в возрасте до 18 лет, комиссии не расследовали и не рассматривали дел, а утверждали постановления администраций приемных и распределительных пунктов о мере воздействия на подростка.
Заседания комиссий по делам несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии правонарушителей.
В начале 1920 года Наркомпросом был внесен на рассмотрение СКК проект декрета " 0 делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях", который был утвержден 4 марта 1920 года и которым допускалась передача дел лиц в возрасте от 14 до. 13 лет в народный суд, если комиссия установила невозможность применения к ним мер медико-педагогического характера. В примечании к п.4 Декрета указывались обязанности Наркомюста помещать таких подростков отдельно от взрослых и приступить к организации соответствующих учреждений (реформаториев) вместе с Наркомпросом. При этом в качестве непременного условия предусматривалось проведение судьей предварительного и судебного следствия по делу. "
Положения Декрета от 4 марта 1918 года повлекли за собой изменения "Руководящих начал по уголовному праву" РСФС, в соответствии с которыми был исключен признак осознания несовершеннолетними противоправности своего поведения как основание привлечения к уголовной ответственности лиц в возрасте от 14 до 18 лет, замененный "невозможностью медико-педагогического воздействия".
Декрет от 4 марта 1920 года не восстанавливая автономный суд по делам несовершеннолетних, содержал положения об усилении юридической базы комиссий по делам несовершеннолетних, сохранив их юрисдикцию, предусмотрел возможность судебного вмешательства в такие дела при совершении подростками тяжких преступлений» рассматривающихся специальными составами общих народных судов.
Уголовно-процессуальный кодекс, принятый 25 мая 1922 года, закрепил судебный порядок рассмотрения вышеуказанной категории дел, сохранив, однако, приоритет комиссий по делам несовершеннолетних. Согласно ст. 40 УПК 1922 года при наличии в деле нескольких обвиняемых, из которых один или несколько несовершеннолетние( менее 16 лет), дело в отношении последних должно было быть выделено и передано в комиссию по делам несовершеннолетних. Позднее, в УПК 1922 года были внесены изменения о снижении возраста до 14 лет, при этом в отношении несовершеннолетних обвиняемых 14-16 лет, рассмотрение дел судом могло иметь место только по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних.
Ст. 141 УПК 1922 года устанавливалось, что определение возраста обвиняемого при отсутствии надлежаще оформленных документов производится путем медицинского освидетельствования в тех случаях, когда есть основания полагать, что обвиняемый является несовершеннолетним."
Декретом ВЦИК и СНК И августа 1924 года " Об изменении статей 36,40,46,48 Уголовного Кодекса РСФСР..." вводились положения, касавшиеся несовершеннолетнего потерпевшего и обязывающие в ходе предварительного и судебного следствия выяснять, не состоял ли потерпевший на попечении преступника или в подчинении ему, не был ли потерпевший особо беспомощен по возрасту или иным условиям. '"
Аналогичные положения были закреплены в Основных началах уголовного законодательства и Основах уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1924 года, которыми к компетенции союзных республик были отнесены: определение возраста несовершеннолетних, вовлекаемых в сферу судопроизводства, обязательные случаи применения к ним мер социальной защиты судебно-исправительного характера и пределы их смягчения. Основные начала отнесли к медико-педагогическим мерам отдачу несовершеннолетних на попечение родителям, родственникам или другим лицам, учреждениям, организациям ( ст.16 ). Впервые документально было зафиксировано в качестве смягчающего обстоятельства совершение преступления лицом, не достигшим совершеннолетия.
В Основах уголовного судопроизводства были сформулированы такие демократические принципы, как право обвиняемого на защиту и свобода обжалования приговора и др. Совокупность специальных норм, регулирующих правовые отношения, субъектами которых являются несовершеннолетние, в немецкой юридической литературе принято называть ювенальным правом. Одной из составляющих немецкого ювенального права является уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних. Оно представляет собой сочетание предписаний как материально-правового, так и процессуального характера, в необходимой степени учитывающее возрастные особенности несовершеннолетнего и особые принципы ювенального права.
Основные положения уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних определены в Законе о ювенальных судах 1953 года, который с изменениями и дополнениями действует в настоящее время. Вместе с тем данный Закон не является единственным источником ювенального права уголовного судопроизводства. На несовершеннолетних распространяются и общие предписания немецкого законодательства, но лишь постольку, поскольку не противоречат или не урегулированы Законом о ювенальных судах.
В соответствие с Законом несовершеннолетние дифференцированы по субъектному составу на три возрастные группы. Первая группа - это дети (или малолетние), т.е. лица, которые не достигли возраста 14 лет. Вторая - это подростки от 14 до 18 лет. К третьей группе относится молодежь в возрасте от 18 до 21 года ("185" 2 Закона). Возрастная специфика субъектов ювенального права является определяющим фактором при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних и предполагает действие принципа индивидуализации, на котором основываются все правовые предписания, начиная с решения вопроса об уголовной ответственности и заканчивая особыми правилами судопроизводства и вынесения приговора.
Закон о ювенальных судах предусматривает три вида санкций за нарушение уголовного закона. К ним относятся принудительные меры воспитательного воздействия, исправительные меры и наказание.
Принудительные меры воспитательного воздействия подразделяются на указания о перевоспитании (предусматривающие предписания и запреты, касающиеся времени препровождения несовершеннолетнего), а также использование содействия в воспитании (которое выражается в обязательстве согласовывать меры по решению социальных сторон жизни подростка) ("185" 10). К исправительным мерам относятся предупреждение, обязательство совершения определенных действий и арест ("185" 13). При этом исправительные меры воспитательного воздействия могут сочетаться с исправительными мерами. Наказание представляет собой лишение свободы несовершеннолетнего и применяется в тех случаях, когда с учетом склонности несовершеннолетнего к совершению преступлений и тяжести его вины в совершении преступления есть основания полагать, что применение по отношению к нему принудительных мер воспитательного воздействия и исправительных мер окажется недостаточным для обеспечения целей уголовного наказания.
При применении любого вида санкций первостепенное значение имеет вопрос их воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. Уголовным законодательством Германии устанавливается в качестве основополагающего принцип преимущественного воспитательного характера санкций, которые применяются с целью предотвращения дальнейшего негативного развития несовершеннолетнего. Санкции по отношению к несовершеннолетним применяются с учетом всех обстоятельств дела, а также личности преступника с целью обеспечения наибольшей вероятности перевоспитания.
Особое значение, которое придается воспитательной функции в ювенальном уголовном судопроизводстве, обусловливает необходимость специализации судов, которые это право применяют. В 1908 году во Франкфурте, Берлине и Кельне появились первые ювенальные суды, которые заложили основу для дальнейшего самостоятельного развития ювенального уголовного судопроизводства как отрасли немецкого законодательства и права. Такая последовательность развития привела к тому, что закон, в котором скомпеллированы основные положения современного ювенального права уголовного судопроизводства (в том числе и нормы материального уголовного права), носит название "Закон о судах для несовершеннолетних". Однако немецкие ученые отмечают, что не следует усматривать в этом ничего, кроме случайности, объясняя данный факт мудрым изречением: "важнее, чем предписания закона, всегда является тот, кто держит этот закон в руках". Такое правило в буквальном смысле не действует ни в одной области немецкого права, кроме ювенального судопроизводства, где центральной фигурой является судья, который "держит этот закон в руках". Достаточно часто молодые правонарушители осознают силу закона, впервые встретившись с судьей, который, рассматривая их дело, должен оказать благотворное влияние на дальнейшую жизнь подростка. Несмотря на то что контакт несовершеннолетнего и судьи длится недолго, ювенальное право уголовного судопроизводства предоставляет судье достаточное пространство для необходимого педагогического воздействия на несовершеннолетнего, наделяя его широкими полномочиями. Судья должен уметь найти индивидуальный подход к подростку, проявить достаточное терпение, понимание и профессиональный такт, в противном случае не будет достигнута главная цель ювенального судопроизводства - возможность исправления и перевоспитания несовершеннолетнего. Поэтому закон устанавливает особые требования к жизненному опыту и образованию судьи, занимающегося делами несовершеннолетних. Так, согласно "185" 37 Закона "судьи, входящие в состав ювенальных судов, должны быть способны оказать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и быть опытными в данном вопросе". Принято считать, что судья должен быть не только квалифицированным юристом с многолетним опытом работы в сфере ювенального судопроизводства, но и человеком, имеющим опыт воспитательной работы. Особенно необходимыми считаются знания в области педагогики, психологии несовершеннолетних, психиатрии, социологии и криминологии. Следует отметить, что достаточно строгие требования предъявляются как к ювенальным судьям, так и к сотрудникам служб, комиссий и других органов по делам несовершеннолетних, работникам полиции, т.е. ко всем лицам, которые в той или иной степени причастны к решению вопросов о несовершеннолетних.
Суды по делам несовершеннолетних в Германии не являются обособленными судебными органами, а представляют собой специализированные отделы общеуголовного суда. Вместе с тем они образуют систему, обладающую всеми признаками самостоятельности, включающую в себя особый состав и структуру судов, специальную подсудность, собственную правовую базу, особые принципы судопроизводства. В рамках общеуголовного суда правосудие по делам несовершеннолетних в Германии осуществляют мировой судья, Суд шеффенов и Судебная палата ("185" 33 Закона). Предметная подсудность различных звеньев ювенальных судов по уголовным делам регламентируется "185""185" 39-41, 108 Закона, в соответствии с которыми мировой судья рассматривает большинство менее значительных дел о преступлениях и проступках несовершеннолетних, а все другие уголовные дела с участием несовершеннолетних подлежат рассмотрению коллегиальным ювенальным судом с участием народных заседателей. При этом компетенция Суда шеффенов по делам несовершеннолетних значительно расширена по сравнению с общеуголовным судом, в то время как Судебная палата по делам несовершеннолетних по первой инстанции рассматривает только особо сложные дела.
По законодательству Германии участие защитника по делам несовершеннолетних не является обязательным. Несовершеннолетний имеет право "свободного выбора" адвоката как и совершеннолетний. Независимо от этого, родители и законные представители несовершеннолетнего имеют право сами выбрать ему адвоката ("185" 67 Закона, "185" 137 УПК ФРГ), что само по себе нарушает права несовершеннолетнего, поскольку его интересы не всегда совпадают с интересами родителей или законных представителей. В иных случаях защитник может быть назначен решением судьи в том же порядке, как и по делам взрослых.
В связи с тем что законодатель ограничивает число дел, по которым участие защитника обязательно, решение вопроса об участии защитника в большей части дел несовершеннолетних доверяется судейскому усмотрению. Поэтому если в общеуголовных судах защитник участвует в 59% случаев, то при рассмотрении дел несовершеннолетних ювенальным судьей - 25%, составом суда из судьи и двух народных заседателей - 60% и 48% в составе профессиональной коллегии судей.
Такая практика в Германии исходит из того, что защитник как представитель противоположной обвинению стороны, как правило, оказывает отрицательное влияние на ход воспитательного процесса, осуществляемого судьей, и на авторитет судьи в глазах несовершеннолетнего. Защитник имеет право наравне с прокурором и представителем службы судебной помощи несовершеннолетним предлагать наиболее оптимальный вариант меры воздействия на несовершеннолетнего. Это приводит к тому, что часто адвокат выступает против тех мер воздействия, которые предлагает судья, и тем самым ставит под сомнение его правоту в глазах несовершеннолетнего правонарушителя. По действующему законодательству основная задача защитника, участвующего по делам несовершеннолетних, - не добиваться в первую очередь оправдательного приговора или более мягкой меры наказания, а содействовать воспитательному характеру ювенального судопроизводства и выбору наиболее подходящей меры воздействия на правонарушителя. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев адвокат не в состоянии придерживаться "воспитательной направленности" процесса и его участие в этом отношении оказывается формальным. Поэтому неудивительно, что защитник в судебном разбирательстве рассматривается нередко в немецкой юридической литературе как "нарушитель спокойствия" и нежелательный фактор воздействия на несовершеннолетнего.
Неоднозначное положение адвоката в немецком ювенальном судопроизводстве вызвано тем, что законодательство не требует от него специализации и особой подготовки. Адвокат, не имеющий опыта работы с несовершеннолетними и специальных знаний об особенностях разбирательства дел несовершеннолетних, не может перестроиться на воспитательный характер ювенальной юстиции и остается верен традиционным принципам участия защитника в уголовном судопроизводстве. Последнее является основанием для мнения о том, что "судья, представитель службы судебной помощи несовершеннолетним и прокурор, так же как и законные представители, в состоянии обеспечить интересы несовершеннолетнего и без адвоката".
Одной из особенностей ювенального судопроизводства в Германии является действие принципа индивидуализации, который выражается в предусмотренных законом конкретных действиях судьи по установлению контакта с обвиняемым, методах исследования обстоятельств дела, языке судебного разбирательства, доступном пониманию несовершеннолетнего, использовании для изучения личности специальных неюридических учреждений. На всех этапах расследования и рассмотрения дел судом важное значение имеет информация о личности несовершеннолетнего, его качествах, развитии, социальном окружении. Изучением личности подростка занимается специально уполномоченный на то орган - Jugendgerichtshilfe (дословный перевод - "помощь для несовершеннолетних в суде"), который по результатам своей деятельности представляет отчет прокурору, полиции и суду.
Деятельность Jugendgerichtshilfe должна соответствовать закону, но органы полиции, прокуратуры не вправе вмешиваться в ее осуществление. В данной службе работают лица, имеющие соответствующие профессиональные знания в области психологии и педагогики, что дает им существенное преимущество по сравнению с юристом при установлении контакта с подростком. Изучение личности подростка осуществляется, как правило, путем непосредственного общения с несовершеннолетним, его родителями, преподавателями, ближайшим окружением, а также при помощи сбора и анализа соответствующих документов, позволяющих составить полное представление о личности подростка. Отчет должен содержать сведения о личностных качествах несовершеннолетнего, особенностях его характера, биографии, физическом и психическом развитии, отношении к совершенному преступлению, занятиях в свободное время, школьных проблемах, поведении на работе, взаимоотношениях с окружающими, общей жизненной ситуации, причем ссылка на источники полученной информации обязательна. Сведения, содержащиеся в отчете, принимаются во внимание и при вынесении приговора судом.
Полномочия Jugendgerichtshilfe определены в "185" 38 Закона. Представители этой организации наделены правом на неограниченное общение с обвиняемым; принимать участие и получать информацию в ходе предварительного расследования; присутствовать в судебном заседании и давать заключение по имеющим к делу вопросам, вносить предложения и заявлять ходатайства; устанавливать контакт с несовершеннолетним в период исполнения приговора. В обязанности входит предоставлять отчет о проделанной работе и собранной информации по делу; оказывать психологическую поддержку и социальное содействие осужденным; вносить предложения о назначении того или иного вида санкций; оказывать помощь при осуществлении контроля за исполнением наказания; поддерживать несовершеннолетнего в судебном разбирательстве, поскольку судом не будет назначено другое лицо.
Создание в системе органов ювенальной юстиции Германии специальной социально-психологической службы Jugendgerichtshilfe - это значительный шаг на пути установления взаимоотношений с подростком, основанных на взаимопонимании и доверии, поиска индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации, для достижения целей объективности расследования, справедливого рассмотрения дел в судах, предупреждения совершения новых преступлений. Сотрудники Jugendgerichtshilfe призваны оказывать помощь и поддержку несовершеннолетнему в сложившейся ситуации, тем самым давая понять, что они "на его стороне".
В последние годы в немецкой юридической литературе ведется дискуссия о значении Jugendgerichtshilfe в уголовном процессе. Речь идет о том, что данная служба выполняет двойную функцию: с одной стороны, это следственный орган и надзорная инстанция, а с другой стороны, это орган по социальной защите и поддержке несовершеннолетних. В связи с этим возникает вопрос, направлена ли деятельность Jugendgerichtshilfe на содействие судебным органам или на поддержку и защиту подростков. Многие авторы приводят доводы о том, что подросток позволит оказать себе помощь только при наличии полного доверия и взаимопонимания, но о доверии здесь не может быть и речи, поскольку работники Jugendgerichtshilfe, осуществляя свою деятельность в рамках предварительного следствия, обязаны передать следователю и судье всю информацию, полученную при осуществлении функций по защите и поддержке несовершеннолетних. Такого мнения придерживаются теоретики. Какова же ситуация в действительности: Jugendgerichtshilfe - это помощь для следователя, судьи или подростка? "Без сомнения, это, в первую очередь, помощь для несовершеннолетних и только потом для следствия и суда", - так отвечает на этот вопрос судья по делам несовершеннолетних Берлинского окружного суда Штефан Даш как практический работник, ежедневно рассматривающий несколько дел о преступлениях, совершенных подростками. Он выражает уверенность в том, что "многолетний опыт успешного функционирования данной системы судов подтверждает ее жизнеспособность и возможность применения в опыте других стран с определенными оговорками".
Результаты многих исследований немецких ученых подтверждают, что такая сложная организация ювенального судопроизводства в Германии не превращается в громоздкую и малоэффективную систему, а, напротив, обеспечивает в известной мере профессиональный подход и своевременное рассмотрение дел, позволяет оптимально распределить нагрузку на работников правоохранительных органов и оказывает воспитательное воздействие на несовершеннолетних.
Представляется, что позитивный опыт работы системы ювенального судопроизводства в Германии может быть использован в процессе создания отраслевого законодательства в области ювенальной юстиции в России. При этом важно, что речь должна идти не о копировании зарубежных достижений, а о заимствовании определенных наработок в этой области с учетом национальных и исторических особенностей российского судопроизводства.
|