В целях наиболее полного исследования административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности необходимо раскрыть сущность предпринимательства. Наряду с термином «предпринимательство» нередко используются понятия «экономическая», «хозяйственная деятельность».
Для правильного понимания данных определений следует обратиться к ст. 34 Конституции РФ, предоставляющей право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Определяя предпринимательскую деятельность разновидностью экономической деятельности, законодательно исключены какие-либо сомнения в том, что экономическая деятельность является наиболее общим понятием, включающим в себя производство, обмен, распределение и потребление товаров, работ, услуг, то есть охватывающим все стадии воспроизводства вне зависимости от целей осуществления.
Г.Ф. Ручкина не отождествляет хозяйственную деятельность с предпринимательской, более того, выделяет предпринимательство в качестве, разновидности хозяйственной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.[1]
Несколько иную позицию занимает академик В.В. Лаптев. Он справедливо отмечает, что «Гражданский кодекс охватывает только частноправовые аспект регулирования предпринимательской деятельности, тогда как правовое регулирование хозяйственной деятельности осуществляется на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал». Из чего можно предположить о существовании предпринимательской деятельности в рамках хозяйственного права и в той мере, в какой она регулируется частноправовыми методами и преследует цель систематического извлечения прибыли. В тоже время, В. В. Лаптев, не считает необходимым разграничение понятий «предпринимательские» и «хозяйственные отношения» и склоняется к их отождествлению, что не способствует определению правовой сущности предпринимательства как социального явления.[2]
Следует обратиться к анализу легального определения, содержащегося в п. 1 ст. 2 ГК РФ.[3] В соответствии со ст. 2 ГК РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Из приведенной формулировки невозможно с достоверной степенью определенности уяснить сущность данной правовой категории. Поэтому постоянно возникают проблемы в нормативно-правовом регулировании предпринимательской практики, контроле и надзоре со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, связанные с отнесением той или иной «прибыльной» деятельности к предпринимательству.
Не может считаться предпринимательской деятельность, целью которой не является получение прибыли. Соответственно не будет являться предпринимателем гражданин, который получил прибыль от разовой коммерческой операции (от оказания разовой услуги, разового производства товаров и т. д.), - чтобы считаться предпринимателем, необходимо вести свою деятельность систематически. Следует, однако, заметить, что понятие «систематически» законом не определено, поэтому толковаться оно может по-разному.
Субъектами предпринимательской деятельности могут являться как граждане (физические лица), в том числе иностранные и лица без гражданства, так и юридические лица (различные предприятия, учреждения, организации). Ко всем субъектам предпринимательской деятельности применяются основные правила, установленные гражданским законодательством.
Для того чтобы гражданин имел право осуществлять предпринимательскую деятельность, он должен быть дееспособным.
Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста, а также в случаях, предусмотренных ст. 27 ГК РФ, и при заключении брака лицом, не достигшим 18 лет. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью. Они вправе самостоятельно, без согласия родителей или опекунов (попечителей) распоряжаться своими доходами, вносить вклады в банки, распоряжаться ими, совершать иные сделки в объеме, предусмотренном ГК РФ. Предпринимательской деятельностью частично дееспособные лица могут заниматься только по достижении 16 лет — с этого возраста они могут быть членами кооперативов.
Предпринимательскую деятельность можно сочетать с любой другой. Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью военнослужащие, аттестованные сотрудники правоохранительных органов, служащие органов власти (государственные служащие). Данное ограничение введено с целью воспрепятствования злоупотреблению служебным положением названными лицами.
Граждане могут осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие лица называются индивидуальными предпринимателями.
Юридическим лицом согласно ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В ГК РФ указаны те правовые формы, те имущественные права, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица, а именно:
- право собственности (ст. 209);
- право хозяйственного ведения (ст. 294);
- право оперативного управления (ст. 296).
Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, называется унитарным предприятием. Имущество унитарного предприятия, согласно ст. 113 ГК РФ, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Права унитарного государственного или муниципального предприятия являются или правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления.
Право хозяйственного ведения представляет предприятию более широкие права в отношении имущества, чем право оперативного управления.
Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления предусмотрено в ст. 294, 296 ГК РФ. Права собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием, регламентированы в ст. 295, 296, 297 ГК РФ и различаются в зависимости от того, основано предприятие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право оперативного управления — это принадлежащее предприятиям и учреждениям право владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом, ограниченное законом, заданиями собственника, назначением имущества и целями их деятельности. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, находящимся в федеральной собственности, называются казенными.
Учредителями юридического лица могут быть дееспособные (в случае создания кооператива - частично дееспособные) граждане, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и юридические лица, как российские, так и иностранные.
Предпринимательская деятельность граждан (индивидуальных предпринимателей) регулируется в основном теми же нормами ГК РФ, которые установлены для юридических лиц. И граждане, и организации вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом; совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки; использовать наемный труд (выступать в качестве работодателей). Однако имеются и некоторые различия в правах и обязанностях субъектов предпринимательской деятельности.
В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, закон устанавливает следующее: «гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя)». Отсутствие регистрации в качестве предпринимателя не освобождает гражданина, осуществляющего деятельность, которая может быть классифицирована как предпринимательская, от обязанностей и ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных для предпринимателей.
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, достаточно подать в органы администрации города (района, поселка, села) по месту своего постоянного жительства заявление и уплатить регистрационный сбор. В заявлении необходимо указать, какие виды деятельности гражданин намеревается осуществлять.
Документом, подтверждающим регистрацию, является свидетельство установленной формы. Регистрационное свидетельство выдается без ограничения срока его действия, однако оно дает право на занятие только теми видами деятельности, которые в нем будут указаны.
После регистрации индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика и в органах государственных внебюджетных фондов, (пенсионном и обязательного медицинского страхования) в качестве плательщика страховых взносов.
Юридическое лицо также считается созданным с момента его государственной регистрации (с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц). В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности).
Порядок регистрации юридического лица более сложен (в частности, необходимо представить более широкий перечень документов), чем порядок регистрации индивидуального предпринимателя, и зависит от вида юридического лица. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[4] функции по регистрации юридических лиц переданы в ведение органов Министерства РФ по налогам и сборам.
Правительством РФ разработаны также Правила ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.[5]
В ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень документов, которые необходимо представить на регистрацию.
Государственная регистрация осуществляется в пятидневный срок со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, эффективного налогообложения, доступности открытой информации о возможных контрагентах.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Кроме того, для юридических лиц является обязательной регистрация в качестве налогоплательщика в налоговых органах и регистрация в качестве плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Также обязательным для юридического лица является открытие расчетного счета в банке.
Практически осуществлять можно любую деятельность, если она не запрещена законом. Однако следует помнить, что некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только при наличии у предпринимателя специального разрешения, (лицензии). Указанные требования, предъявляемые к юридическим лицам, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, поскольку п. 3 ст. 23 ГК РФ предусмотрено применение правил ГК РФ, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.
Лицензированию подлежат виды деятельности, определенные п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».[6]
Индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица, отвечает по своим обязательствам (долгам) всем принадлежащим ему имуществом (движимым и недвижимым), за исключением только той его части, на которую в соответствии с законом не налагается взыскание. Таким образом, индивидуальный предприниматель рискует потерять все имущество (в том числе принадлежащие ему на праве собственности дом, квартиру, автомобиль и т.п.), а не только то, которое непосредственно используется в предпринимательской деятельности.
Имущество юридического лица в подавляющем большинстве случаев обособляется от имущества граждан — учредителей (участников) предприятия. Это означает, что любой гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель), зарегистрировавший юридическое лицо, в случае неудачи потеряет только то имущество, которое было внесено в качестве вклада в уставной капитал предприятия.
Для индивидуального предпринимателя и для юридических лиц, которые могут быть отнесены к числу субъектов малого предпринимательства, предусмотрена возможность использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Суть этой упрощенной системы заключается в том, что уплата ряда налогов, установленных действующим законодательством, заменяется уплатой стоимости патента (для индивидуальных предпринимателей) или единого налога (для малых предприятий). Кроме того, ставки налогообложения доходов индивидуального предпринимателя, полученных от предпринимательской деятельности, значительно ниже, чем установленные для юридических лиц.
[1] Ручкина Г.Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ // Актуальные вопросы административного и информационного права: материалы междунар. научно-практич. конф. М.: Финансовый университет, 2013.-С.39.
[2] Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2011.-С.153.
[3] ГК РФ. Ч. 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 №142-ФЗ с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) // СЗ РФ.-1994.-№32.-Ст.3301; http: // www.pravo.gov.ru.-03.07.2013.
[4] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 №251-ФЗ) // СЗ РФ.-2001.-№33 (ч.1).-Ст.3431; http: // www.pravo.gov.ru.-24.07.2013.
[5] Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 №630 (в ред. от 30.05.2013 №454) «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 №438 и 439» // СЗ РФ.-2003.-№43.-Ст.4238; http: // www.pravo.gov.ru.-03.06.2013.
[6] Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 №185-ФЗ) //СЗ РФ.-2011.-№19.-Ст.2716; http: // www.pravo.gov.ru.-08.07.2013.
|