Административное правонарушение, в частности, в области предпринимательской деятельности, является основанием для наступления административной ответственности - особого вида юридической ответственности, являющейся в тоже время частью административно-правового принуждения.
Административная ответственность одновременно обладает всеми чертами, как административного принуждения, так и признаками юридической ответственности. А именно: устанавливается нормами административного права, содержащихся в федеральных законах и законах субъектов РФ, выражается в назначении коллективными органами, должностными лицами исполнительных органов государственной власти и судьями за совершение административного правонарушения виновным физическим и юридическим лицам административного наказания в порядке, установленном административно-процессуальными нормами.[1]
Административной ответственности присущи следующие функции: защита правопорядка, штрафная и карательная функции (наказание виновного), функция исправления и перевоспитания лица, совершившего правонарушение (частная и общая превенция правонарушений), правовосстановительная и сигнализационная функции. Цель карательной функции - наказать виновное лицо за совершенное правонарушение.
Предупредительная функция заключается в соответствующем воздействии на лицо, совершившее правонарушение, а также на иных лиц (общества в целом) с целью оказать оптимальное влияние на выбор правопослушного варианта поведения либо предупредить о невыгодности и наказуемости противоправного.
Правовосстановительная функция - это компенсация причиненного правонарушителем материального или морального ущерба, восстановление нарушенного права.
Сигнализационная функция проявляется в том, что распространенность определенного вида правонарушений свидетельствует, во-первых, о явно недостаточной строгости применяемых в данном отношении мер ответственности, а во-вторых, как следствие, необходимости поиска иных (наряду с юридической ответственностью) путей и мер борьбы с нарушениями в данной сфере общественных отношений.
Определение административного правонарушения нашло отражение в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. В соответствии с ним административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.[2] Это общетеоретическое определение используется как базисное для всех без исключения областей правонарушений, в том числе и в сфере предпринимательства.
Некоторые исследователи апеллируют на то, что теорией административного права не сформулировано понятие административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что искомого определения действительно нет, хотелось бы отметить следующее. Во-первых, предположение об официальном закреплении понятия административного правонарушения сталкивается с необходимостью юридической фиксации законом, по меньшей мере, еще шестнадцати определений, соответствующих другим главам раздела II КоАП РФ.
Во-вторых, факт отсутствия в теории адекватного определения деликта в области предпринимательской деятельности, безусловно, не прибавляет стройности теории административной ответственности в соответствующей области и требует проведения комплексных исследований и глубокого анализа.
Н.Г. Салищева выделяет свойственные административному правонарушению три признака: противоправность - обязательное нарушение норм права, виновность — деяние совершено при наличии вины, наказуемость — за совершение данного действия (бездействия) либо КоАП РФ, либо законом субъектов РФ обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.[3]
Профессора Д. Н. Бахрах, Б.В. Россинский в определении административного правонарушения выделяют шесть признаков. Три из них полностью совпадают с вышеприведенными, а другие три сводятся к следующему. Во-первых, выделяется признак общественной вредности деяния. Во-вторых, отдельным признаком выделяется то, что административное правонарушение - это деяние, то есть сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек. В-третьих, характеризуются субъекты правонарушения - это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.[4]
Глава 14 КоАП РФ содержит 51 состав правонарушений в области предпринимательской деятельности. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер и представляет собой реальную угрозу как экономической безопасности страны в частности, так и ее национальной безопасности в целом. Государство, с одной стороны, поощряя развитие предпринимательства, в то же время должно в интересах общества осуществлять и определенного рода контрольные и надзорные функции за ней, устанавливать определенные правила поведения на товарных рынках и, следовательно, ответственность (в том числе и административную) за нарушение этих правил.
В этих целях нормами главы 14 КоАП РФ и установлена административная ответственность граждан (к категории которых согласно ст. 2.4 КоАП РФ относятся и индивидуальные предприниматели) должностных лиц и юридических лиц за различные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
Отдельные составы административных правонарушений при этом касаются ненадлежащего управления юридическим лицом, совершения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок и иных действий, выходящих за его пределы, а также нарушения законодательства о товарных биржах и биржевой торговле.
Объективная сторона административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, как и многих других административных правонарушений, характеризуется как действием, так и бездействием. Причем большинство правонарушений в этой сфере носит формальный состав и признается оконченными с момента совершения указанного в законе противоправного деяния, независимо от наступления вредных последствий, поскольку действующим законодательством степень общественной опасности исчерпывающе определена лишь применительно к классификации преступлений.
Одними из наиболее частых в предпринимательской деятельности являются административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Довольно распространенными также являются административные правонарушения в сфере торговли. Согласно ст.129 ГК РФ, устанавливающей оборотоспособность объектов гражданских прав, последние могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
В целях обеспечения посредством административно - правовых методов защиты прав и законных интересов граждан, интересов государства, за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, ст. 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ являются отношения в сфере торговли.
Федеральными законами устанавливаются ограничения или исключение из оборота отдельных видов продукции, товаров (вещей). Такими являются федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[5] «Об обращении лекарственных средств»,[6] «Об оружии».[7] Отношения, связанные с особенностями оборота объектов, о которых идет речь в диспозиции ст. 14.2 КоАП РФ, регулируются также рядом подзаконных нормативно-правовых актов. В их число входит, например, Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».[8]
При этом «правонарушение считается совершенным в момент предложения купить товар (вещь) потенциальному покупателю». Однако, последнее положение не всегда справедливо в отношении противоправных действий. Так, ст. 18 ФЗ «Об оружии» устанавливает требования и порядок торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязанность по соблюдение которых возлагается на торгующее оружием юридическое лицо. Невыполнение некоторых из них является деликтом в соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ.
Очевидно, что некоторые из противоправных деяний, например, несоблюдение продавцом требований о предъявлении покупателем лицензии на приобретение данного вида оружия, не могут быть совершены раньше, чем конкретный вид оружия будет предложен к продаже. Противоправные действия, состоящие в несоблюдении запрета, совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию вовсе не связаны с фактическим моментом предложения товара возможному покупателю.
18 июля 2011 г. был принят ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Этот Федеральный закон вступает в силу с 18.01. 2012 г. и дополняет гл. 14 КоАП РФ рядом новых составов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности:
-нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ);
-недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ);
-нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
-нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
-нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ);
-представление недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ);
-нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ).
Все перечисленные составы административных правонарушений подведомственны судам (в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а также арбитражным судам (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в ред. ФЗ № 237-ФЗ).
Целью поправок является усиление административной ответственности за нарушения в области технического регулирования. Кроме того, ФЗ № 237-ФЗ уточняется компетенция по делам об административных правонарушениях в соответствующей сфере.
Особого внимания заслуживают новые составы административного правонарушения «злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» - ст.14.31. Статья разграничивает квалификацию действий хозяйствующих субъектов на те, которые повлекли (могут повлечь) негативные последствия (недопущение, ограничение, устранение конкуренции), и действия, которые влекут ущемление интересов других лиц.
Административные наказания за указанные составы существенно отличаются. Если за действия, которые не связаны с недопущением, ограничением или устранением конкуренции полагается штраф в размере до 1 млн. рублей, то в случае если негативные последствия для конкуренции все-таки возникают, антимонопольные органы могут назначить по общему правилу штраф от 1 до 15% суммы выручки правонарушителя. А это всегда более ощутимо для предпринимателей. Такие санкции могут быть применены только к хозяйствующим субъектам, которые доминируют на рынке определенного товара (по общему правилу их доля должна составлять более 50% на рынке определенного товара, однако в настоящий момент категория «доминирующее положение» настолько расширена, что позволяет устанавливать таковое и в отношении лиц, доля которых менее 35%).
Важно отметить, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год. Поэтому отягощение ответственности этим обстоятельством будет применимо только при так называемых длящихся правонарушениях, при которых срок давности начинает течь с момента обнаружения и которые, как отметил Пленум ВАС РФ, выражаются в «длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей».
Изменения в части санкций претерпела статья 14.32 КоАП РФ «заключение ограничивающего конкуренцию соглашения осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности». Теперь антимонопольный орган вправе исчислять штраф по данному составу, исходя из части «начальной стоимости предмета торгов». Установление административной ответственности коснулось и электроэнергетиков. Теперь за манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) участниками рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения, для юридических лиц предусмотрено наказание от 500 тыс. до 1 млн. рублей (ст.14.31.2 КоАП РФ). В декабре 2011 г. Федеральным законом от 06.12.2011 №409-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 14.50 «Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок». А в 2012 г. Федеральный закон от 03.05.2012 №47-ФЗ ввел в КоАП РФ статью 14.51 «Нарушение законодательства РФ о туристской деятельности».
[1] Приложение А.
[2] Приложение Б.
[3] Комментарий к КоАП РФ (постатейный). 7-е изд. / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2011.-С.86.
[4] Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: НОРМА, 2010.-С.251.
[5] Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 №3-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 №224-ФЗ) // СЗ РФ.-1998.-№2.-Ст.219; http: // www.pravo.gov.ru.-23.07.2013.
[6] Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 №61-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 №185-ФЗ) // СЗ РФ.-2010.-№16.-Ст.1815; http: // www.pravo.gov.ru.-08.07.2013.
[7] Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 №185-ФЗ) //СЗ РФ.-1996.-№51.-Ст.5681; http: // www.pravo.gov.ru.-08.07.2013.
[8] Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» от 22.02.1992 №179 (в ред. от 30.12.2000) // РГ.-16 марта 1992 г.; 15 января 2001 г.
|