Пятница, 29.11.2024, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Специфика административных правонарушений в сфере незаконного игорного бизнеса

С 1 июля 2009 г., согласно федеральному закону № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»[1] (далее - закон № 244-ФЗ), азартные игры разрешены в России лишь в четырех зонах: «Азов-сити» на границе Краснодарского края и Ростовской области, «Сибирская монета» на Алтае, «Янтарная» в Калининградской области и «Приморье» в Приморском крае. Фактически почти все они до сих пор работают только на бумаге. Этим же законом установлены требования к организаторам азартных игр, игорным заведениям и посетителям игорного заведения.

Следует отметить, что и до вступления в силу закона № 244-ФЗ криминогенная обстановка в сфере игорного бизнеса была весьма непростой. Допускались многочисленные нарушения закона. Например, работа без соответствующих лицензий, отсутствие документов на игровое оборудование, наличие не учтенных в налоговых органах игровых столов и автоматов, переделка плат и микросхем игровых автоматов и др. Казино и игровые клубы, в которых выявлялись подобные нарушения, закрывались. А в отношении их хозяев или должностных лиц возбуждались уголовные дела по ст. 171 (незаконное предпринимательство), 159 (мошенничество), 199 (уклонение от уплаты налогов) УК РФ.

После вступления закона в силу, как показала практика, большинство заведений этого профиля все же закрылись. Немалую роль в этом сыграла и предварительная профилактическая работа, которая проводилась как федеральными, так и местными властями, а также органами внутренних дел.

В то же время владельцы игровых клубов поменьше, привыкшие зарабатывать действительно большие деньги, замаскировались и продолжают отъем денег у азартных граждан, либо просто сняв вывеску, либо изменив название своих заведений на клубы «мгновенных лотерей» или компьютерных игр.

Вопрос законности переделки игровых автоматов в лотерейные ни в одном российском нормативном правовом акте своего отражения не нашел, а российский сегмент Интернета пестрит предложениями о переделке по цене от 5 до 7 тыс. руб. игровых автоматов в лотерейные. Такая «модернизация», как правило, заключается в том, что на аппарате табличку «Игровой аппарат» меняют на надпись «Лотерейное оборудование». Кроме того, меняется программа, в которой тоже появляется слово «лото».

На деле получается как в известном и столь популярном у нас правиле «Что не запрещено, то разрешено». По подсчетам экспертов, в разных регионах больше половины всех бывших залов игровых автоматов теперь работают под видом стимулирующей лотереи. Таким образом, асоциальный бизнес, который ранее ставил многих людей на грань выживания, разрушал семьи и людские судьбы, продолжает существовать.

В отсутствие четких законодательных требований к организации азартных игр и лотерей, численность объектов данной сферы услуг практически не снижается. Так, по имеющимся данным, только в г. Омске сейчас функционирует 52 клуба (АППГ – 60), осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр.[2] И это цифры без сомнительных и подпольных заведений «двойного назначения».

Ни для кого не секрет, что переделанное под лотерейное, а на самом деле то же игорное оборудование, изымается органами внутренних дел, где то просто в целях пресечения деятельности сомнительных клубов и залов, а где то для производства экспертиз и экспертно-криминалистических исследований. При этом ряд представителей игровой индустрии оказывают активное противодействие органам внутренних дел при изъятии игорного оборудования. Так, зафиксированы случаи, когда игорное оборудование закатывалось в бетон, приваривалось к стальным цельным конструкциям, крепилось с помощью специальных технологий, что существенно затрудняло, а в некоторых случаях исключало возможность его изъятия. При этом сотрудникам милиции приходилось прибегать к помощи спасателей МЧС и работников жилищно-коммунального хозяйства.[3]

Анализ практики пресечения деятельности незаконно работающих игровых заведений показывает, что существует несколько способов легализации игорного бизнеса, в основном с использованием модифицированного оборудования.

1. С предоставлением (использованием) возможностей Интернета. Желающим сыграть предлагается интернет-версия рулетки, игрового автомата и карточных игр. Игры в доменной зоне «.ru» запрещены законом, поэтому компания регистрируется в офшоре, там же находится сервер. Игра ведется на сумму, которую человек переводит с кредитной карты на определенный счет, либо используется система интернет-платежей.[4]

Также специалисты отмечают и другие способы играть в рулетку или автоматы. «...Первый - это онлайн-казино. Чтобы играть там, нужно всего лишь иметь компьютер с Интернетом и либо кредитную карту, либо счет в одной из систем web-денег, при этом цепочка: 1) положил деньги на счет в виртуальной платежной системе; 2) зашел на сайт казино; 3) проиграл все деньги - противоречит духу закона. Понятно, что далеко не все люди, игравшие в автоматы, переориентируются на Интернет. Однако по мере роста компьютерной грамотности государству придется обратить на эту проблему внимание. Финансовым же регуляторам пора уже сейчас заняться системами интернет-денег, которые в скором времени (если не в настоящем) будут оперировать миллиардными потоками и до сих пор никем не контролируются».[5]

В г. Омске была пресечена деятельность интерактивного клуба, в котором проводились азартные игры с помощью игрового оборудования, подключенного к сети «Интернет». Основанное на риске соглашение о выигрыше заключалось путем передачи денежных средств оператору интерактивного клуба В., который зачислял денежные средства на сайт с азартными играми. В процессе игры в игровой программе путем нажатия различных клавиш посетителю предоставлялась возможность увеличить или уменьшить размер игровой ставки. При нажатии клавиши «Старт» запускался процесс игры, выигрыш определялся случайным образом. Посетитель получал возможность играть в азартные игры на определенном компьютере и получать выигрыш.

В частности, при проведении проверочной игры в присутствии понятых посетитель передал В. денежные средства в сумме 500 рублей, после чего получил доступ к набору азартных игр. Посетителю было начислено 500 игровых очков, равных сумме внесенных денежных средств. Никаких покупок в системе Интернет не совершалось, а осуществлялась азартная игра. В процессе игры посетитель проиграл все набранные очки.

Таким образом, оператор В. осуществлял деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием оборудования вне игорной зоны, что является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 14.1.1 КоАП РФ. Мировым судом В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией игрового оборудования: мониторы в количестве 4 единиц, карты памяти в количестве 4 единиц.[6]

Или другой пример. В помещении интерактивного клуба в г. Омске было установлено 5 компьютеров с системными блоками и один центральный компьютер с центральным блоком, посредством которого осуществлялось перечисление виртуальных денежных средств на остальные компьютеры. Сам процесс игры осуществлялся следующим образом: игрок передавал администратору интернет-кафе наличные денежные средства (ставку от 10 руб. и выше). Администратор посредством центрального компьютера перечислял денежные средства в размере переданных игроком наличных денежных средств на выбранный клиентом компьютер с установленными азартными играми. На мониторе отображался результат игры и виртуальные денежные средства, которые в случае выигрыша игрок был вправе получить у администратора наличными. При этом администрация интернет-кафе представляла азартные игры на игровом оборудовании в сети Интернет, однако при этом в процессе игры на компьютере выход в сеть не осуществлялся. Мировым судом администратору К. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией игрового оборудования.[7]

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 5 закона № 244-ФЗ деятельность по проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

2. С предоставлением услуг по распространению лотереи.

Следует отметить, что широко практикуемая сегодня некоторыми предпринимателями замена вывески на игровом заведении и перепрошитие плат игровых автоматов не меняют сути: азарт и возможность либо выиграть, либо полностью проиграть деньги в пользу организаторов таких суррогатных казино. При этом технология игры остается практически прежней, меняются лишь незначительные детали, с той лишь разницей, что лотерейное оборудование не подлежит постановке на учет в налоговых органах (игровые автоматы ранее регистрировались в налоговых инспекциях), отсутствуют также ограничения по размещению такого оборудования.

Сотрудниками органов внутренних дел проводится постоянная работа по пресечению деятельности игровых клубов, которые маскируют свою деятельность под видом распространения лотерей. Так, в ходе проводимых мероприятий в 2013 в г. Омске прекращена деятельность 14 «Интернет» клубов, 2 лотерейных клубов. В настоящее время в регионах России, в том числе, и в Омской области, все большее распространение получают клубы, осуществляющие игорную деятельность под видом электронных лотерей.

На первый взгляд, лотерейный бизнес в настоящее время является легальным видом игровой деятельности. При этом закон 244-ФЗ в п. 1 ст. 4 определяет азартную игру как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. А ч. 1 ст. 2063 ГК РФ прямо говорит о том, что лотерея - это игра, основанная на риске. Таким образом, мы видим, что у азартных игр и лотерей есть общий родовой признак. Граница между этими двумя понятиями как раз и проходит по различиям в оборудовании - лотерейном и игровом.

Согласно п. 14 ст. 5 ФЗ «О лотереях»,[8] лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Приказом Госстандарта РФ № 22[9] установлены общие требования к игровым автоматам с денежным выигрышем. Правила распространяются на электронные игровые автоматы с денежным выигрышем, используемые для азартных игр, в которых результат игры определяется случайным образом. На основании данных правил составлен реестр утвержденных типов игровых автоматов, в том числе содержащий и сведения об игровых программах, которые используются в игровых автоматах.

Правоохранительным органам надо шире использовать возможности направления запросов в соответствующий орган метрологии и сертификации на предмет относимости программ, используемых в лотерейном оборудовании, к игровым. В случае положительного ответа есть все основания о принятии соответствующего процессуального решения.

Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, объединенного сетью электросвязи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, на всей территории РФ. Следовательно, организация юридическими лицами лотерей в режиме реального времени запрещена.

Вместе с тем, в Омской области пока не сложилась единая судебная практика о признании указанной деятельности незаконной. Например, ООО «Галактика», ООО «Черная жемчужина», ООО «Инновационные лотерейные технологии» неоднократно обращались в суд с исками к УМВД РФ по Омской области о причинении материального ущерба при проведении проверок.

С 20.07.2011 КоАП РФ дополнен статьей 14.1.1 («Незаконные организация и проведение азартных игр»).

Данная статья предусматривает ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи.

Проиллюстрировать можно следующим типичным примером. Согласно протоколу об административном правонарушении №81100016 от 10.01.2013 Н., являясь администратором компьютерного клуба, осуществляла деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны. Разрешение на проведение азартных игр, у Н. отсутствовало. Мировой судья признал Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией оборудования.[10]

Административная ответственность возникает также за организацию и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Аналогичная ответственность установлена за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии и с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Среди способов противодействия сомнительным «лотерейным» клубам и залам можно отметить региональный опыт. Так, в Астраханской области в результате проведенной экспертизы в рамках возбужденного уголовного дела было установлено, что все аппараты, обнаруженные в местном лотерейном клубе, являются по сути своей игровыми. В заключении эксперта было четко прописано, что под видом лотереи фактически была организована игровая деятельность.

Также хотелось бы затронуть еще одну проблему, косвенно относящуюся к вопросу организации незаконных азартных игр, однако приобретающую все большую актуальность. Речь идет об игре (а иначе это назвать трудно) на колебаниях курсов мировых валют (размещение средств граждан на Forex).

Уже больше 10 лет в России работает несметное число компаний, предлагающих играть на разнице курсов валют. Изменение стоимости евро к доллару делает игрока либо вдвое богаче, либо разоряет его, а соревнуется он с глобальными банками, нашпигованными профессионалами и технологиями. Как получилось, что предоставление услуг на этом рынке никем не регулируется, — загадка.

Действительно, в данном случае следует отметить, что организации, предлагающие свои услуги на рынке Forex, не являются кредитными, а соответственно, ЦБ России не осуществляет за ними надзор. Также указанные организации не участвуют в обороте акций, а соответственно, уполномоченный государственный орган, призванный осуществлять контрольные функции в данной области, также не может контролировать их деятельность. Но в данной ситуации отсутствие контроля со стороны государства отрицательно сказывается на правовой защищенности российских граждан, решивших попробовать себя в игре на курсе валют. При этом следует отметить весьма эффективную рекламу данного вида деятельности. О наличии правовых пробелов в регулировании и государственном контроле на рынке Forex свидетельствуют и поступающие в различные подразделения МВД России обращения граждан, потерявших все свои средства, вложенные в игру на валютном рынке.

В Омской области в целях усиления борьбы с незаконной игорной деятельностью дежурят мобильные рабочие группы. Деятельность этих групп осуществляется в круглосуточном режиме, что позволяет незамедлительно проводить проверки поступающей информации о деятельности незаконных игорных заведений. За 9 месяцев 2013 г. мобильными группами проведено 98 проверок. Всего за указанный период поступило 251 заявление от граждан о фактах, связанных с незаконной игорной деятельностью. В результате проведенных мероприятий сотрудниками полиции составлено и направлено в суд 271 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.1.1 КоАП РФ.[11]

По материалам 2013 г. судами г. Омска вынесено 83 судебных решения. Наложены штрафы на общую сумму 3 млн. 769 тысяч 500 рублей, взыскано 42 623 рубля.

Как считают практики, закрыть игорный бизнес сложно. Нужно доказать определённую сумму нелегального дохода, а это не так-то просто. Из-за того, что доступ к сайтам запаролен, в случае чего администратор может быстро изменить все пароли, поэтому достоверно узнать, сколько денег заработало подпольное казино, нереально. Кроме того, подпольными игорными клубами используются системы видеонаблюдения, клубных карт, электронных ключей, выставляются мобильные и наблюдательные посты. Все это существенно осложняет проведение проверочных мероприятий.

По закону за нелегальную деятельность хозяева притона игроманов заплатят штраф в размере 3 тысяч рублей. Плюс будет изъято оборудование для игры, то есть те самые дешёвые мониторы и прибитые прямо к деревянным бортикам стойки материнские платы и блоки питания. В общем-то, копеечные риски по сравнению с доходами от игровой деятельности. Поэтому, вероятнее всего, тот же нелегальный клуб откроется на том же самом месте уже в самое ближайшее время.

 

[1] Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 29.12.2006 №244-ФЗ (в ред. от 16.10.2012 №327-ФЗ с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СЗ РФ.-2007.-№1 (ч.1).-Ст.7.

[2] Приложение В.

[3] Соловьев И.Н. О некоторых вопросах административно-правового противодействия незаконному игорному бизнесу // Административное право и процесс.-2011.-№5.-С.19.

[4] Романова Т. Ставок больше нет // Ведомости.-2010.-№248.

[5] Панов А. Валютная рулетка // Ведомости.-2010.-№195.

[6] Постановление мирового судьи судебного участка №78 САО г. Омска от 20.03.2013 по делу №5-581/2013 // Архив судебного участка №78 САО г. Омска.

[7] Постановление мирового судьи судебного участка №78 САО г. Омска от 10.10.2013 по делу №5-997/2013 // Архив судебного участка №78 САО г.Омска.

[8] Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 №138-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 №99-ФЗ) // СЗ РФ.-2003.-№46 (ч.1).-Ст.4434.

[9] Приказ Госстандарта РФ «О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу» от 24.01.2000 №22 (в ред. от 22.02.2008 №68) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2000 №2075) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2000.-№12; РГ.-26 марта 2008 г.

[10] Постановление мирового судьи судебного участка №96 ЦАО г. Омска от 13.02.2013 по делу №5-245/2013 // Архив судебного участка №96 ЦАО г. Омска.

[11] Приложение Г.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.03.2017)
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%