В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства относительно нескольких административных правонарушений.
В ст. 19.8 КоАП РФ урегулированы вопросы непредставления ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы.
Также Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ введена в действие ст. 19.81, которая предусматривает ответственность за непредставление сведений, а также за представление заведомо ложных сведений субъектами естественных монополий.
На основании ст.ст. 23, 33 ФЗ № 135-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать обязательное для исполнения предписание.
В случае невыполнении в срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа, предусмотрена ответственность согласно ч. 2.1.-2.6. ст. 19.5 КоАП РФ.
Административная ответственность согласно ст.ст. 14.31-14.33 КоАП РФ предусмотрена непосредственно за монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Отдельные составы административной ответственности предусмотрены:
для злоупотребления доминирующим положением (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния);
для заключения хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществления хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
для недобросовестной конкуренции (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния). Все эти составы соответствуют аналогичным по содержанию запретам, изложенным в ст. ст. 10, 11 и 14 Закона о защите конкуренции.
Правовые последствия, указанные в ст. ст. 14.31 - 14.33 КоАП РФ, то они, так же, как и в случае со ст. 19.5, дифференцированы в зависимости от субъектов и составов нарушения. Максимальный штраф для должностных лиц установлен в размере 20 тыс. руб.
Рассмотрим отдельные составы.
Статья 14.31 КоАП РФ. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Поддержка конкуренции закреплена в качестве одной из основных задач государства в устанавливающей основы конституционного строя Российской Федерации ст. 8 (ч. 1) Конституции РФ. Обеспечение эффективного функционирования товарных рынков на основе свободной добросовестной конкуренции является основной целью антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Законодатель рассматривает добросовестную конкуренцию в неразрывном единстве с такими категориями, как единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации.
На их защиту направлены все установленные указанным Федеральным законом требования, запреты и ограничения на монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничение или устранение конкуренции, в том числе и на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Данная статья устанавливает ответственность за одно из грубейших, представляющих наибольшую опасность нарушений законодательства о защите конкуренции – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Понятие доминирующего положения раскрыто в ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции». Основным критерием признания положения того или другого хозяйствующего субъекта (или их группы) на товарном рынке доминирующим является наличие у них возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Законом установлены также дополнительные критерии, включая размер доли субъекта на товарном рынке, ее соотношения с размерами долей конкурентов на этом товарном рынке, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов, невозможности заменить тот или иной товар, другие условия.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Особые условия признания положения на рынке доминирующим установлены в отношении финансовых организаций.
Законом установлен прямой запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. В ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» приводится перечень признаваемых недопустимыми и запрещенных действий.
В частности, признаны недопустимыми и запрещены совершаемые лицами, занимающими доминирующее положение, следующие действия:
установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой (содержание понятий раскрыто в ст. 6 Федерального закона «О защите конкуренции») цены товара;
изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Закон содержит подробный перечень запрещенных действий, связанных с злоупотреблением доминирующего положения на товарном рынке.
Совершение любого из перечисленных в Законе действий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции» любое из перечисленных действий, за исключением экономически или технологически не обоснованных сокращения или прекращения производства товара, создания дискриминационных условий или создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, может быть признано допустимым, если в результате их совершения не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий.
Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, выразившееся в нарушении установленного порядка ценообразования, отграничивается от состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, в зависимости от субъекта административного правонарушения, поскольку за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, ответственность несет только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть сопряжено с незаконным извлечением дохода в значительном размере. В результате его совершения может быть причинен существенный вред правам и законным интересам других хозяйствующих субъектов, потребителей, государства. С учетом изложенного, санкция данной статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке наступает в случаях, если нарушение не содержит уголовно наказуемого деяния. Уголовная ответственность в соответствии со ст. 178 УК РФ наступает за установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, повлекшее причинение ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, если эти лица занимают доминирующее положение на товарном рынке в качестве хозяйствующих субъектов.
Совершается административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, умышленно.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48). В случаях если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, дело может быть рассмотрено судьей арбитражного суда (ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Примечание к данной статье устанавливает порядок определения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления размера административного штрафа, предусмотренного ст. 14.31, 14.32 и ч. 2 ст. 14.33 Кодекса, в соответствии со ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ.
Статья 14.31.1. (введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ). Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов.
В соответствии с данной статьей наказывается совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Статья 14.32 КоАП РФ Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.
Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой одно из наиболее грубых и опасных нарушений антимонопольного законодательства.
Под соглашением в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласованными действиями хозяйствующих субъектов в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О защите конкуренции» являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий содержится в ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
Не допускаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Равным образом не допускаются соглашения, если они могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Запрещены Законом также иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Заключение соглашения или совершение действий, отвечающих любому из перечисленных в Законе признаков, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции» могут быть признаны допустимыми перечисленные выше соглашения и согласованные действия, если в результате их совершения не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, а также если их результатом является или может являться:
совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашения или согласованных действий.
Кроме того, ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено право Правительства РФ определять случаи допустимости указанных выше соглашений и согласованных действий (общие исключения). Общие исключения определяются по предложению федерального антимонопольного органа, вводятся на конкретный срок и предусматривают конкретные условия, установленные Законом.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О защите конкуренции» допускаются «вертикальные» соглашения (соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии, а также «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 процентов. Исключения составляют «вертикальные» соглашения между финансовыми организациями.
Заключение любого из допустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений или участие в допустимых согласованных действиях не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть сопряжено с незаконным извлечением дохода в значительном размере. В результате его совершения может быть причинен существенный вред правам и законным интересам других хозяйствующих субъектов, потребителей, государства. С учетом изложенного, санкция данной статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Следует отметить, что за осуществление согласованных действий, выразившееся в разделе рынка или в установлении или поддержании единых цен, если эти действия повлекли причинение ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 178 УК РФ[1].
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которыми обусловлено совершение административного правонарушения.
Совершается административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, умышленно.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48). В случаях если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, передает его на рассмотрение судье, дело может быть рассмотрено судьей арбитражного суда (ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Примечание к данной статье предусматривает освобождение от административной ответственности лиц, отказавшихся от совершения (продолжения) административного правонарушения, сообщивших о нем в антимонопольный орган, а также способствовавших выявлению и пресечению правонарушения. Лицо освобождается от административной ответственности при наличии совокупности следующих обстоятельств:
добровольное заявление в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недопустимых согласованных действий;
отказ от участия или дальнейшего участия в таком соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления таких согласованных действий;
предоставление имеющихся у него сведений в целях установления факта соглашения или согласованных действий.
Данная норма призвана стимулировать добросовестное поведение хозяйствующих субъектов на товарных рынках, а также способствовать повышению эффективности практики применения мер административного наказания.
Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами, на права хозяйствующих субъектов – конкурентов правонарушителя, а также на права потребителей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция запрещена ст. 14 указанного Закона.
В содержание понятия «недобросовестная конкуренция» Закон включает, в частности:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (в частности, его фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания);
незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Установлен также запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. При этом установлено, что решение федерального антимонопольного органа, которым такие действия признаны недобросовестной конкуренцией, направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Совершение любого из перечисленных действий, за исключением недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а также за исключением случаев, если такие действия совершены при осуществлении виновным лицом рекламы, влекут административную ответственность в соответствии с ч. 1 данной статьи.
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 данной статьи.
Отдельные действия, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи, могут содержать признаки составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 7.12, ст. 13.14 и 14.7 КоАП РФ.
В таких случаях вопрос о квалификации содеянного должен решаться с учетом того, носят ли рассматриваемые действия характер недобросовестной конкуренции, т.е. отвечают ли они предусмотренным ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понятиям.
Следует отметить, что за незаконное использование чужого знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей), наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 180 УК РФ.
За незаконные получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 183 УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которыми обусловлено совершение административного правонарушения.
Совершается административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, умышленно.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, может быть сопряжено с незаконным извлечением дохода в значительном размере. В результате его совершения может быть причинен существенный вред правам и законным интересам других хозяйствующих субъектов, потребителей, государства. С учетом изложенного, санкция ч. 2 данной статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. При этом размер административного штрафа, исчисляемого исходя из выручки юридического лица, не может быть меньше ста тысяч рублей.
Виновные в совершении рассматриваемого административного правонарушения должностные лица могут быть подвергнуты дисквалификации на срок до трех лет.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48). В случаях если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, передает его на рассмотрение судье, дело рассматривается судьей арбитражного суда (ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости – и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[2] подлежат регулированию:
тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Этим же Федеральным законом установлен порядок регулирования тарифов, включая установление общих принципов такого регулирования, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.
Регулированию на федеральном уровне подлежат цены и тарифы на продукцию (товары, услуги), имеющие наибольшее значение для экономики, либо представляющие повышенную социальную важность и требующие единообразного регулирования на всей территории Российской Федерации (включая, в частности, цены и тарифы на продукцию, товары и услуги в сфере топливно-энергетического комплекса, на железнодорожном транспорте, морском транспорте, в области связи, а также на драгоценные камни, протезно-ортопедические изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг).
Органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по осуществлению государственного регулирования цен, тарифов на такую продукцию (товары, услуги), как топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), а также по регулированию торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, на социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено также право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, включая снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с железными дорогами и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов РФ, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Многообразие форм и методов осуществления государственного регулирования в сфере ценообразования обусловливает многообразие деяний, образующих объективную сторону нарушения государственной дисциплины цен. Этому способствует также то, что перечень таких деяний, содержащийся в данной статье, не является исчерпывающим.
Помимо собственно завышения или занижения регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и надбавок к ним, ответственность в соответствии с данной статьей может наступать также: за нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов, неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности, и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности; за включение в стоимость услуг фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме работ и целый ряд других нарушений порядка ценообразования.
Административная ответственность, предусмотренная данной статьей, наступает также за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов).
Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, всегда совершаются умышленно.
Субъектами административных правонарушений являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов (ст. 23.48), органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 23.49), а также органов Федеральной службы по тарифам (ст. 23.51).
Протоколы об административных правонарушениях наряду с должностными лицами указанных органов вправе составлять также должностные лица налоговых органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3).
Статья 14.9. Ограничение свободы торговли
Статья имеет целью обеспечить защиту прав предпринимателя на товарном рынке мерами административной ответственности. Согласно Конституции РФ в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8).
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает меры предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Цель Закона – обеспечить условия для эффективного функционирования товарных рынков и оказания услуг, предусмотренных законом.
Правонарушение является посягательством на свободу предпринимательской деятельности, грубым нарушением прав граждан, установленных ст. 8 и 34 Конституции РФ.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на ограничение свободы торговли, недопущение на местные рынки товаров из других регионов России либо на незаконное запрещение вывоза местных товаров в другие регионы России. В обоих случаях имеются в виду незаконные действия.
Субъектами ответственности могут быть только должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого умысла.
Рассматривают дела этой категории должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Статья 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля
Цель данной статьи – предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках, в том числе в сфере деятельности естественных монополий и в области экспортного контроля.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Федеральный закон устанавливает случаи, при которых коммерческие (финансовые) организации обязаны направить в антимонопольный орган ходатайства для получения предварительного согласия антимонопольного органа на создание и реорганизацию данных организаций, осуществление сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих (финансовых) организаций, правами в отношении этих организаций (ст. 27 – 29), уведомлять антимонопольный орган о совершенных сделках, иных действиях (ст. 30), определяет сроки представления уведомлений (ст. 31), лиц, обязанных представлять ходатайства и уведомления, документы и сведения и т.п. (ст. 32 – 35). В сферах деятельности естественных монополий государственный контроль осуществляется органами регулирования естественных монополий (ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях»[3]).
Ходатайства и уведомления, представляемые согласно указанной норме, рассматриваются Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Правилами рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях», утвержденными Приказом ФАС России от 16 марта 2006 г. № 54[4].
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций, в том числе и в сферах естественных монополий, в целях пресечения недобросовестной конкуренции, борьбы с монопольным производством продукции и установлением на нее монопольных цен.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, состоит в нарушении установленных законодательством о естественных монополиях правил об обязательном представлении в органы регулирования естественных монополий ходатайств, уведомлений (заявлений). Правонарушения могут выражаться как в непредставлении ходатайств, уведомлений (заявлений), так и в их представлении, но с нарушением установленных законодательством порядка и сроков их подачи, а также содержащих заведомо недостоверные сведения.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, состоит в нарушении установленных законодательством о естественных монополиях и об экспортном контроле правил об обязательном представлении в органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля, сведений (информации). Ответственность по ч. 2 данной статьи наступает как в случае непредставления в органы регулирования естественных монополий или в органы, уполномоченные в области экспортного контроля, обязательных к представлению сведений (информации), так и в случае представления заведомо недостоверных сведений (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 3 – 5 данной статьи, состоит в непредставлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации ходатайств (ч. 3), уведомлений (ч. 4), сведений (информации) (ч. 5), представлении указанных ходатайств, уведомлений, сведений (информации), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушении порядка и сроков подачи указанных документов.
Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть граждане, должностные лица соответствующего государственного органа, если его функционирование связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, руководители организаций и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно (должностное лицо сознательно скрыло подлежащую обязательному направлению в антимонопольный орган, его территориальные органы, в орган регулирования естественных монополий, иные уполномоченные органы ту или иную информацию и отказалось ее представить либо представило заведомо недостоверную информацию, с нарушением порядка и установленных сроков), так и по неосторожности – в форме простой небрежности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов (ст. 23.48), органов регулирования естественных монополий (ст. 23.59), органов, уполномоченных в области экспортного контроля (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле) (ст. 23.9).
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), является Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085, органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области экспортного контроля, является указанная Служба (ФСТЭК России).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Статья 19.8.1. КоАП РФ (введена с 25 декабря 2008 года) устанавливает административную ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса[5].
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ в послед. ред. от 7 апреля 2010 года // Российская газета. — 1996. — 18, 19, 20, 25 июня; — 2010. — 9 апреля.
[2] Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ // Российская газета. — 2004. — 31 декабря.
[3] О естественных монополиях: Федеральный закон от 17 августа1995 года № 147-ФЗ // Российская газета. — 1995. — 24 августа.
[4] Правила рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях», утв. Приказом ФАС России от 16 марта 2006 года № 54 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — № 54.
[5] Еременко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // Законодательство и экономика. — 2010. — № 2. — С. 7.
|