Пятница, 29.11.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Концептуальные положения административной ответственности в сфере антимонопольного законодательства и зарубежный опыт применения такой ответственности

Федеральное законодательство об административных правонарушениях на протяжении многих лет включает в себя правовые нормы, направленные на защиту конкуренции и обеспечение реализации требований антимонопольного характера. В последние годы обе отрасли законодательства (административное и антимонопольное) претерпели существенные изменения.

Сначала, в октябре 2006 г., состоялось введение в действие нового Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ознаменовавшего наиболее существенную за всю историю отечественного антимонопольного законодательства реформу конкурентного права России. Затем, в мае 2007 г., на основании пунктов 5 – 6 ст. 1 Федерального закона от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» вступили в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях, кардинально скорректировавшие существовавшую до этого модель административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Как следует оценить произошедшие не так давно изменения административного законодательства с точки зрения принципов российского и зарубежного конкурентного права?

Антимонопольное регулирование во всех странах осуществляется посредством специального законодательства. При этом выделяют две системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую[1].

Американская система антимонопольного регулирования строится на принципе запрещения монополии, который означает, что предусмотренные законом акты монопольной деятельности считаются незаконными как таковые, независимо от оценки степени их воздействия на конкуренцию. Этот принцип закреплен антимонопольным законодательством США, Канады, Аргентины и ряда других стран. В то же время законодательством указанных стран нередко предусматриваются исключения из принципа запрещения монополии, когда те или иные акты монополизма признаются противоправными на основе «разумных правил» оценки, т.е. с учетом степени их воздействия на конкурентную среду[2].

Примером для принятия антимонопольного законодательства другими странами послужили первые антитрестовские законы США. Закон Шермана (Sherman Act) 1890 г. запрещал деятельность, направленную на монополизацию рынка, и предусматривал наказания за соответствующие нарушения. Этот закон не охватывал ряд отраслей экономики, поэтому были приняты еще два закона: Закон Клейтона (Clayton Act) 1914 г. и Закон о Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission Act) 1914 г.

Источником права в США выступают также судебные прецеденты. Разрешая дела, суды нередко формулируют принципы и доктрины в области антимонопольного регулирования, например принцип разумности, в соответствии с которым во всех сомнительных случаях оцениваются плюсы и минусы и принимается решение о роспуске компании либо о запрете тех или иных ее действий только тогда, когда вред от их конкуренции превышает выгоды, получаемые обществом от этой деятельности. Таким образом был смягчен запрет монополизации рынка, предусмотренный Законом Шермана; фактически введено правило о допустимости монополии компаний при условии недопустимости злоупотребления ими своим доминирующим положением на рынке[3].

Антитрестовское регулирование в США возложено на Министерство юстиции и Федеральную торговую комиссию, которые издают нормативные руководства, принимают решения (приказы) по конкретным делам, приобретающие характер административных прецедентов. Особенностью является также то, что до 80% антитрестовских расследований в США заканчивается мировыми соглашениями между ответчиком и антимонопольным органом, которые после проверки их законности подлежат утверждению федеральным окружным судом.

Европейская система антимонопольного регулирования строится на принципе регулирования и контроля монополистической деятельности. Это означает, что осуществление монополистической деятельности допускается постольку, поскольку это не нарушает свободу конкуренции. В таких случаях каждый акт монополизма подлежит оценке с точки зрения степени его воздействия на конкуренцию. Для этого создается специальная система антимонопольных органов и предусматривается механизм контроля монополистической деятельности. При установлении факта или угрозы нарушения конкуренции монополистическая деятельность признается незаконной. Однако и законодательством европейских стран предусмотрены исключения из рассматриваемого принципа, т.е. запреты определенной монополистической деятельности.

Наиболее ярко европейская система антимонопольного регулирования проявляется во Франции, где вследствие сильного вмешательства государства в экономику конкуренция долгое время была развита недостаточно. Положение изменилось после издания Ордонанса 1986 г., который положил начало дерегулированию экономики, свободе ценообразования и развитию рынка как главного регулятора экономических отношений. Был создан специальный антимонопольный орган – Конкурентный совет, решения которого могут быть обжалованы в Парижский апелляционный суд. В настоящее время конкурентные отношения во Франции регулируются нормами книги 4 ФТК 2000 г. «О свободе ценообразования и конкуренции». Кодекс не запрещает монополии, но устанавливает контроль над формами концентрации капитала в определенных законом случаях.

В других странах также наблюдается определенная система антимонопольного регулирования, допускающая некоторые исключения в пользу другого подхода.

Так, в Японии после Второй мировой войны под влиянием американского законодательства был принят Закон Японии № 54 о запрете частной монополии и поддержании честной торговли 1947 г. Этим Законом была создана Комиссия честной торговли, которая наделена полномочиями по принятию нормативных актов, регулирующих антимонопольную торговую практику, осуществлению антимонопольного контроля, рассмотрению жалоб о нарушении антимонопольного законодательства, изданию приказов о прекращении нарушений, разделении бизнеса и др. Приказы комиссии могут быть обжалованы в суд.

В Германии был принят Закон против ограничения конкуренции (Картельный закон – Kartellgesetz) 1957 г., который запрещает антиконкурентные соглашения между участниками рынка, злоупотребление доминирующим положением и другие виды монополистической деятельности. Полномочия по антимонопольному регулированию и контролю возложены на Федеральное картельное ведомство. При Министерстве экономики создан также совещательный орган – Монопольная комиссия, анализирующая тенденции концентрации предпринимательской деятельности и результаты контроля за монополистами.

В Великобритании защита конкуренции издавна осуществляется судами в соответствии с общим (прецедентным) правом. Однако после Второй мировой войны были приняты также Законы в этой области: Закон о честной торговле (Fair Trading Act) 1973 г. и Закон о конкуренции (Competition Act) 1998 г. Полномочия в области антимонопольного регулирования и контроля определенным образом распределены между государственным секретарем (министром) торговли и промышленности, Комиссией по конкуренции (совещательный орган при государственном секретаре), главным директором управления честной торговли и административным Судом ограничительной практики.

В Европейском Союзе нормы о защите конкуренции содержатся в основополагающем акте – Римском договоре об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г., в котором установлен запрет антиконкурентных соглашений, злоупотребления доминирующим положением, демпинговых цен, субсидирования государственных предприятий.

Антимонопольные нормы содержатся также в актах Совета и Комиссии ЕС – регламентах (постановлениях), директивах, решениях (прецедентах). Источником антимонопольного регулирования являются также решения судов ЕС. Антимонопольный контроль осуществляется Комиссией ЕС, которая получает уведомления о монополистических действиях и соглашениях, проводит проверки и рассматривает дела о правонарушениях, применяет санкции к правонарушителям.

Таким образом, можно видеть, что российская система административной ответственности за нарушения в области антимонопольного законодательства приближается к европейским образцам.

 

[1] Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник / Под ред. Е.А. Васильева. 3-е изд. — М., 2009. — С. 183.

[2] Еременко В.И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. — М.: ВНИИПИ, — 2007. — С. 20.

[3] Гражданское и торговое право: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. — М., — 2008. — С. 494.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.03.2017)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%