Организация учёта и использования амортизационных отчислений изучается с позиций:
полноты и правильности определения износа основных средств;
формирования одного из важнейших источников финансирования реновации (восстановления) основных фондов;
правильности определения и включения амортизационных отчислений в издержки производства и обращения.
Прежде чем проверить размер амортизационных отчислений, устанавливают правильность внесения инвентарных объектов в ведомость расчета амортизации. Она устанавливается поданным инвентарных карточек, книг или аналогичных им регистров, предварительно сверенных с первичными документами. Начинают проверку с вновь поступивших объектов, выбывших предметов и объектов, находящихся в запасе и простое.
Сумма износа по отдельным объектам основных средств определяется при ликвидации, передаче, реализации на основании имеющихся в инвентарных карточках или аналогичных им регистрах данных о балансовой стоимости объекта, времени его нахождения в эксплуатации и сумм начисленного износа.
Сумма прироста амортизационных отчислений в результате осуществленной индексации стоимости основных средств должна быть выделена в учёте особо и подлежит отдельной проверке. Так же обособленно показывают в расчетах амортизацию по полученным в долгосрочную аренду (лизинг) основным средствам.
Во всех случаях аудитор должен обратить внимание на то, чтобы общая сумма начисленной амортизации по объектам не превышала их балансовой стоимости. Такая проверка делается выборочным способом по дорогостоящим видам основных средств.
Сумма амортизации, отнесенная на затраты производства, должна соответствовать величине начисленного износа основных средств за проверяемый период, а доход от их продажи - сумме соответствующей части прибыли, отраженной на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
При аудиторской проверке учёта и оценки основных средств необходимо обратить внимание на правильность их переоценки. Неправильно произведенная переоценка основных средств ведет к искажению суммы амортизации и неточностям в исчислении налога на имущество. Другими наиболее часто встречающимися нарушениями в учёте и списании амортизационных отчислений являются:
завышение или занижение балансовой стоимости объекта основных средств в момент оприходования;
неначисление амортизации в случае убыточной деятельности предприятия;
начисление амортизации по списанным с баланса или полностью амортизированным объектам;
ошибки в определении сроков начала и окончания начисления амортизации;
неначисление амортизации по капитальным затратам в арендные объекты, безвозмездно полученные основные средства.
Начисление амортизации для целей налогообложения имеет существенные особенности. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации из состава амортизируемого имущества необходимо исключить объекты, не подлежащие амортизации. К ним относятся полученные безвозмездно основные средства (и нематериальные активы), объекты внешнего благоустройства, продуктивный скот, приобретенные издания, законсервированные объекты, основные средства, находящиеся в длительной реконструкции и модернизации, и аналогичные им объекты.
В соответствии с кодексом основные средства распределяются на 10 амортизационных групп в зависимости от сроков полезного использования объектов. Существенно ограничено применение нелинейных способов амортизации, предусматривается возможность использования повышающих и понижающих коэффициентов, допускается начисление износа по пониженным нормам с начала налогового периода и в течение всего этого периода по решению руководителя предприятия.
Аудитору необходимо проверить правильность соблюдения этих требований, поскольку от этого зависит сумма амортизационных отчислений, себестоимость продукции, работ, услуг, финансовые результаты их реализации и налоговые платежи. Проверяется также правильность отнесения начисленной амортизации на счета бухгалтерского учёта. На счета затрат на производство и издержек обращения списывают амортизацию только производственных объектов основной деятельности (20, 23, 25, 26, 44). Амортизация основных средств непроизводственной сферы относится на счета обслуживающих производств и хозяйств (сч. 29), а по объектам, сданным в аренду, на счет 91 «Прочие доходы и расходы», если они не относятся к обычным видам деятельности (то есть предусмотренных уставом организации; если сдача имущества в аренду – основная деятельность организации, то доходы от это аренды отражаются на счёте 90 «Продажи»)
В ходе аудита аудитору следует изучить перечень объектов, по которым производились ремонт, модернизация и реконструкция, оценить правильность списания связанных с ними затрат. Расходы па ремонт основных средств могут относиться:
на себестоимость продукции работ, услуг по прямому назначению;
за счет предварительно созданного резерва на ремонт основных средств;
за счет ремонтного фонда, созданного для финансирования особо сложных видов ремонтов;
на счёт 97 «Расходы будущих периодов» для последующего равномерного включения в себестоимость продукции или издержки обращения.
При проверке правильности признания этих расходов для целей налогообложения необходимо иметь в виду, что налоговым законодательством предусмотрено, что затраты на ремонт основных средств признаются в том отчётном периоде, в котором они были осуществлены. Нельзя допускать под видом ремонтных работ расходы на реконструкцию объектов, являющимися капитальными вложениями. Это ведет к завышению себестоимости, а, следовательно, к занижению налогооблагаемой прибыли, искусственному уменьшению стоимости объекта, недоплате налога на имущество.
|