Законодательство предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
Освобождение от административной ответственности представляет собой основанный на законе властный правоприменительный акт компетентного органа (должностного лица), уполномоченного решать дело, о неприменении или неисполнении в полном объеме административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения, при наличии на то предусмотренных обстоятельств.
В качестве условий освобождения от административной ответственности выступают: 1)норма права, предусматривающая возможность и альтернативу неприменения административного взыскания или неисполнения его в полном объеме; 2)совокупность обстоятельств, достаточных для вывода о возможности освобождения данного правонарушителя (ввиду его личности и характера проступка) от ответственности, либо наличие иных, предусмотренных законом обстоятельств.
Законодательству известны следующие основания освобождения от административной ответственности: при малозначительности правонарушения (статья 2.9 КоАП); в связи с передачей материалов о правонарушении на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних (часть 2 статьи 2.3 КоАП); в связи с передачей материалов о правонарушении для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности (статья 2.5 КоАП); в связи с добровольной сдачей наркотических средств (статья 6.8КоАП); причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости (статья 2.7 КоАП); лицо, находящееся во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости (статья 2.8); добровольно обратившееся в лечебно - профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 2.9).
Перечисленные случаи нуждаются в особом рассмотрении.
Нередко личность виновного и характер совершенного административного проступка ввиду его малозначительности не представляют общественной вредности и нет необходимости в применении к нему административных взысканий, хотя формальный повод к этому имеется. Статья 2.9 КоАП предоставляет должностному лицу или органу, рассматривающему дело, возможность при малозначительности совершенного правонарушения освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, то есть применить способ воздействия, который не является ни административным взысканием, ни мерой общественного воздействия. Устное замечание не влечет для нарушителя никаких юридических последствий, стой, однако, оговоркой, что он должен осознать противоправность своего поведения и впредь не допускать таких правонарушений.
Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагировать на каждое правонарушение, в том числе малозначительное.
Освобождение от административной ответственности возможно не за все малозначительные проступки. Статья 2.9 КоАП не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные проступки, а предусматривает только право принять такое решение. В связи с этим при решении вопроса о возможности применения статьи 2.9 КоАП должны учитываться различные, объективные и субъективные факторы (обстоятельства проступка, причиненный им вред, личность виновного и так далее), позволяющие считать, что совершением правонарушения не нанесен сколько-нибудь значительный вред поэтому целесообразнее ограничится устным замечанием.
В соответствии со статьей 2.3 КоАП за ряд административных проступков несовершеннолетние правонарушители подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако с учетом характера содеянного и личности нарушителя дела в отношении несовершеннолетних, совершивших данные правонарушения, могут быть переданы на рассмотрение районных (городских), комиссий по делам несовершеннолетних. Налицо, таким образом, еще один случай освобождения от административной ответственности: несовершенные правонарушители за данные правонарушения могли подлежать административной ответственности, но будут наказаны в ином порядке, применением иных мер, а не административных взысканий.
Решение о направлении дела в комиссию принимается также при необходимости установить постоянный контроль за поведением нарушителя, работой или учебой, использованием свободного времени и тому подобное.
Военнослужащие, военнообязанные, призванные на сборы, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел – особые субъекты административной ответственности. На общих основаниях они подлежат административной ответственности только за ряд составов правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, а также за контрабанду. В остальных случаях административного правонарушения они могут привлекаться лишь к дисциплинарной ответственности по соответствующим уставам.
Однако и при совершении указанных административных правонарушений эти субъекты могут быть освобождены от административной ответственности: органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут передать материалы о правонарушениях соответствующим органам Министерства Обороны РФ и Министерства Внутренних Дел РФ для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности (статье 2.5 КоАП). В данном случае закон не связывает вопрос об освобождении от административной ответственности ни с целесообразностью применения общественного воздействия, ни с малозначительностью проступка.
Выбор, что целесообразнее – привлечь к административной ответственности или передать материалы для привлечения к дисциплинарной ответственности – полностью передан на усмотрение соответствующего правоохранительного органа.
В соответствии с примечанием к статье 6.8 КоАП, Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.
А также Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
Таковы предусмотренные законом виды, основания и порядок освобождения от административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, ее исключающих. Административная ответственность исключается согласно статье 24.5 КоАП при следующих обстоятельствах:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, установившего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отличие от освобождения от административной ответственности обстоятельства, ее исключающие, не содержат в себе никакого элемента усмотрения. Ни характер правонарушения, ни его малозначительность, ни личность виновного, ни какие-то иные обстоятельства не влияют на вопрос, быть ли административной ответственности. Она именно исключена, невозможна либо по причине отсутствия самого фактического основания административной ответственности – состава административного правонарушения, либо вследствие других обстоятельств процессуального или иного рода.
Освобождение от административной ответственности должно быть процессуально оформлено. В статье 29.1 КоАП закреплена обязанность органа (должностного лица) в числе других обстоятельств выяснить основания освобождения от административной ответственности. Освобождение от административной ответственности процессуально оформляется постановлением о прекращении дела производством (статья 29.9 КоАП).
Существует также институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемые правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных взысканий в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.
Лишение права управления транспортными средствами не применяется к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, не выполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушении установленных правил места дорожно- транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником средств к существованию, они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
К военнослужащим, призванным на сборы военнообязанным, а также к лицам рядового и начальствующего составов органов внутренних дел не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.
В законодательном порядке предусматривается ограничение оснований для применения административных взысканий в отношении судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
Таким образом, основания освобождения от ответственности являются обстоятельствами, которые приобретают реальную юридическую силу только в сочетании с актом правоприменительного органа. Эти обстоятельства являются ориентирами, которые указывают правоприменительным органам на факты, которые могут быть приняты во внимание при решении вопроса о необходимости возложения ответственности и об объеме ответственности. Роли между составом правонарушения и основаниями освобождения от административной ответственности распределены следующим образом: состав правонарушения призван обеспечивать строгое проведение начал законности, неотвратимости ответственности, исключения произвола из сферы государственного принуждения, а основания освобождения от ответственности призваны обеспечить учет разнообразных индивидуальных обстоятельств. Они выступают ориентирами для конкретизации решений и устанавливают рамки для усмотрения правоприменительных органов.
|