Понедельник, 25.11.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Отграничение административной ответственности от иных видов юридической ответственности

Специфические особенности административной ответственности в наибольшей степени обнаруживаются посредством ее сравнения и отграничения от иных видов юридической ответственности.

Наиболее плодотворным будет такое отграничение видов юридической ответственности, которое основано на признании множественности, комплексности критериев, характеризующих ответственность с разных сторон и в своей совокупности способствующих составлению цельного представления о ней, как о сложном и самостоятельном правовом явлении.

Административная ответственность от всех иных видов юридической ответственности отличается следующими основными критериями: 1)органами, ее применяющими; 2)ее правовыми последствиями; 3)кругом субъектов ответственности; 4)основаниями ее применения и 5)процедурой ее осуществления, в частности быстротой применения санкций.

Особенности различных видов юридической ответственности определяются спецификой соответствующих отношений, регулируемых нормами отдельных отраслей, и своеобразием методов их регулирования. В частности, административно – правовой метод обуславливает особенности многих наиболее важных сторон административной ответственности и критерии ее отграничения от иных видов юридической ответственности.

Отличие административной ответственности от уголовной.

Административная ответственность отличается от уголовной прежде всего по органам, ее применяющим. В большинстве случаев она наступает перед органами государственного управления и их представителями, которые наделены правами на непосредственное применение к виновным в совершении административных проступков соответствующих мер административной ответственности. Уголовная же ответственность наступает исключительно перед судом. Административная ответственность отличается от уголовной и спецификой правовых последствий, то есть характером примененных мер, которые хотя и обладают некоторой общностью – являются карательными и направлены против личности виновного в целях его наказания, исправления и перевоспитания – все-таки друг от друга тяжестью правоограничений.

Меры административной ответственности в отличие от мер уголовной ответственности менее тяжки, как правило, не влекут изоляции от общества, не создают таких последствий, как судимость. Судимость вызывает серьезные правоограничения, несравнимые с административной наказанностью. Правда, И.А. Галаган говорил о своеобразной «административной судимости». В определенном смысле характером такой «административной судимости» обладает ответственность за проступки, влекущие в случае их повторного совершения уголовную ответственность. Но в этом случае она имеет уголовно – правовое значение.

Сугубо административное значение имеет лишь «судимость» за те проступки, повторное совершение которых влечет за собой применение более тяжких, чем в первый раз, мер административного наказания. «Административная судимость» ограничена лишь рамками конкретных правонарушений – она является тем отягчающим вину обстоятельством, которое усиливает ответственность лица, объем его взыскания.[1]Но она не имеет общеправового значения, как судимость уголовная, и менее тяжка, чем последняя.

Административная ответственность от уголовной отличается кругом субъектов ответственности. К уголовной ответственности могут быть привлечены граждане РФ, лица без гражданства, вменяемые и достигшие определенного возраста. К административной ответственности, помимо них, могут быть привлечены также и юридические лица.

Административная ответственность отличается от уголовной также своими нормативными и фактическими основаниями. Нормативные основания применения уголовной ответственности устанавливаются Уголовным Кодексом РФ. Нормативные же основания административной ответственности закреплены в нормах административного и иных отраслях права.

Различие в нормативных основаниях этих видов ответственности определяет и специфику их фактических оснований, правовых последствий, процессуальных форм их осуществления и так далее. Это различие представляется главным.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретный состав административного проступка, имеющего объектом посягательства, охраняемые административно–правовыми санкциями общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Фактическим основанием уголовной ответственности является конкретный состав преступления – такого противоправного деяния, которое по своим объективным свойствам представляет более высокую общественную опасность для общества и государства и требует применения к преступнику мер судебной репрессии.

Преступление от административного правонарушения отличается совокупностью всех фактических признаков (элементов) деяния: субъективной и объективной стороной преступления, его характером и формами, целями и мотивами и так далее.

Объект административного проступка и преступления может совпадать.

Административная ответственность отличается от уголовной процедурой и быстротой применения санкции к правонарушителям. Ее меры применяются непосредственно и быстро по выявлении виновного. В уголовном праве установлены более длительные сроки привлечения к ответственности.

Отличие административной ответственности от гражданско–правовой.

В основу отграничения административной ответственности от гражданско–правовой можно положить все указанные признаки, за исключением того, который характеризует круг субъектов ответственности, - в административном и гражданском праве он совпадает.

Отличие административной ответственности от гражданско–правовой по органам, их применяющим, состоит в том, что осуществление административной ответственности относится в основном к компетенции соответствующих органов управления и их должностных лиц, а гражданская – к компетенции судов.

Существенно различается административная и гражданская ответственность по правовым последствиям применения. Мерами гражданской ответственности нарушенные отношения защищаются, как правили, за счет имущества виновного в целях восстановления прежнего имущественного положения потерпевшей стороны. Поэтому гражданская ответственность принимает, как правило, форму имущественной ответственности не перед государством, а перед второй стороной правоотношения.[2] Меры же административной ответственности направлены против личности правонарушителя, и нарушитель несет ответственность перед государством.

Административная ответственность отличается от гражданской нормативными и фактическими основаниями. Нормативные основания их применения регулируются различным законодательством – административным и гражданским. Отличие же по фактическим основаниям заключается, прежде всего, в специфике конкретных составов административного и гражданского проступка – объекта противоправных посягательств, правовых последствий их совершения и так далее.

Объектом гражданских противоправных деяний являются имущественные отношения эквивалентного характера, защищаемые в исковом порядке через суд. Объект административных противоправных посягательств иной – это общественные отношения в сфере государственного управления, защищаемые, как правили, во внесудебном, административном порядке властью соответствующих органов и должностных лиц.

Административная ответственность отличается от гражданской и последствиями противоправных деяний как объективным элементом состава правонарушения. Если для административных правонарушений такой элемент, как наступление противоправного результата – материального ущерба, не является обязательным, то состав гражданских правонарушений обычно предполагает его.

Отличие административной ответственности от гражданско–правовой по процедуре ее применения и осуществления состоит в следующем. Административная ответственность, наступает во внесудебном порядке, в довольно сжатые сроки, а то и немедленно, тогда как гражданско–правовая не может иметь места без соответствующего обращения заинтересованнной стороны в суд с иском. Давностные сроки привлечения к гражданской ответственности более длительны – до трех лет, причем они могут прерываться, восстанавливаться, а в ряде случаев вообще не применяться.

Отличие административной ответственности от дисциплинарной.

Отличие административной ответственности от дисциплинарной по органам, их применяющим, заключается в следующем. Административная ответственность наступает перед органами или должностными лицами, с которыми виновный не состоит в служебных или трудовых отношениях и которым непосредственно не подчинен. Иное положение наблюдается при характеристике правомочий органов и должностных лиц, наделенных правом на применение мер дисциплинарной ответственности. Они налагают взыскание на лиц, непосредственно или опосредованно находящихся в их подчинении.

Между административной и дисциплинарной ответственностью много общего в характере и целенаправленности мер, применяемых к правонарушителям. В том и другом случае они направлены против личности правонарушителя, применяются в целях его воспитания и исправления. Поэтому дисциплинарные санкции, несмотря на то, что они в ряде случаев связаны с ущемлением материальных интересов виновного, относятся к санкциям штрафным, карательным, а не правовосстановительным.

Вместе с тем административная ответственность от дисциплинарной отличается по правовым последствиям ее применения. Привлечением лица к дисциплинарной ответственности создается его отрицательная трудовая характеристика. В некоторых случаях, предусмотренных нормами права, наложение дисциплинарного взыскания препятствует служебному продвижению лица, повышению его в чине. Серьезным правоограниченим лица, совершившего дисциплинарный проступок, является его увольнение. Административная ответственность, как правило, не сопровождается отрицательными для правонарушителя последствиями в его служебной деятельности.

Административную и дисциплинарную ответственность следует различать и по кругу субъектов, к которым могут быть применены их меры. Круг субъектов дисциплинарной ответственности значительно уже, чем административной. Ими не могут быть юридические лица. Круг субъектов дисциплинарной ответственности специфичен. К ним относятся лица, которые связаны с трудовыми, служебными или учебными отношениями с производством, службой или учебным заведением.

Существенным является отличие административной ответственности от дисциплинарной по их нормативным и фактическим основаниям. Несовпадения нормативных оснований объясняются различиями в законодательстве, которым оно регламентируются.

Отличие административной ответственности от дисциплинарной по фактическим основаниям связано, прежде всего, с различными объектами этих противоправных посягательств.

Объектом административного проступка являются общественные отношения в сфере внешнего управления, которые не связаны с производственной, служебной, учебной и иной деятельностью виновного. Поэтому административный проступок в подавляющем большинстве случаев и заключается в посягательстве на внешние управленческие отношения. Административным проступком нарушение этих отношений осуществляется «извне» - поэтому административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает перед органами и лицами, которым виновный по службе не подчинен.

Объектом дисциплинарного проступка являются трудовые, служебные правоотношения, в которых виновный состоит стороной, обязанной их не нарушать, то есть соблюдать дисциплину труда. Эти правоотношения длящиеся, постоянные, продолжаются вплоть до оставления лицом работы. Их нарушение дисциплинарным проступком совершается «извне», в сфере трудовой деятельности виновного, в связи с чем дисциплинарная ответственность всегда заключается в ответственности перед второй стороной правоотношения. Дисциплинарная ответственность поэтому ограничивается рамками внутриуправленческих, трудовых отношений.

Отграничение административной ответственности от дисциплинарной по специфике процедуры ее осуществления и быстроте применения санкции состоит в следующем. В отличие от производства по делам об административных правонарушениях, в дисциплинарном производстве установление факта проступка осуществляется не на основе протоколов – достаточно объяснения виновного. Иным является порядок наложения взысканий, которые оформляются приказом.

Если административное взыскание может быть наложено в сжатые сроки – немедленно или не позднее месяца со дня совершения проступка, то дисциплинарное законодательство устанавливает более длительные давностные сроки, причем различаются сроки со дня совершения и со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание, как правило, не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка и одного месяца со дня его обнаружения. Если в течении одного года лицо не совершит нового проступка, то оно рассматривается как не подвергавшееся взысканию.

Отличие административной ответственности от материальной.

Материальная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, который регулируется в, основном, нормами трудового права. Как институт трудового права материальная ответственность представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с возмещением имущественного ущерба, причиненного рабочими или служащими предприятию или учреждению.

Материальная ответственность всегда возникает в сфере трудовых правоотношений. Ее субъектами являются лишь те лица, которые состоят или состояли в момент причинения ими ущерба в трудовых отношениях с предприятием или учреждением.

Отличие административной ответственности от материальной по органам, применяющим ее меры, в следующем. Административная ответственность наступает перед органами или должностными лицами, которым виновный в правонарушении не подчинен и с которыми он не находится в каких – либо трудовых или служебных отношениях. Иное дело при материальной ответственности. Здесь органом, применяющим ее меры, является администрация, представляющая интересы предприятия, учреждения и так далее, с которой виновный состоит или состоял в момент причинения ущерба в постоянных трудовых отношениях. Объем субъективных прав и обязанностей администрации по непосредственному применению к виновным мер, связанных с возмещение ущерба, определяется ее положением, а также подчиненностью ей по службе или работе виновных лиц. В силу этой подчиненностью виновные обязаны исполнить требования администрации по возмещению ущерба. Поэтому материальная ответственность, как правило, и возникает на основании соответствующих актов администрации предприятий или учреждений.

Административная ответственность отличается от материальной по правовым последствиям ее применения. Административная ответственность заключается в применении, главным образом, санкций штрафных, карательных. Специфика же материальной ответственности – в ее восстановлении прав организации путем взыскания полного или частичного ущерба с виновного. Следовательно. Она носит, в основном, правовосстановительный характер.[3]

Отличие административной ответственности от материальной по кругу субъектов фактически уже выяснено. Субъектами материальной ответственности являются лица, которые состоят или состояли в момент причинения ущерба в трудовых правоотношениях с предприятием или учреждением в лице их администрации. Для административной ответственности это не характерно.

Различия между административной и материальной ответственностью по нормативным основаниям аналогично тому, как это уже было показано при отграничении административной ответственности от иных видов юридической ответственности.

Для отграничения административной ответственности от материальной особое значение имеют отличия фактических оснований их применения – конкретных составов проступков. К материальной ответственности виновное лицо может быть привлечено при условии наличия следующих элементов состава проступка: действительного ущерба, нанесенного работодателю противоправного поведения работника, причинной связи между ущербом и противоправным поведением работника и его вины. Для административной ответственности такая конструкция состава проступка необязательна. Она, как правило, возможна и при наличии двух элементов состава – вины и противоправного деяния. Такое различие обуславливается тем, что в подавляющем большинстве случаев административная ответственность наступает не за ущерб как таковой, а за противоправное поведение в сфере не имущественных, а управленческих отношений. Материальная же ответственность не может иметь место без действительного ущерба, причиненного виновным.

Административная ответственность отличается от материальной и процессуальной процедурой ее осуществления.

В трудовом праве, в основном, порядок возмещения ущерба, как и в административном праве, внесудебный, - ущерб взыскивается на основании либо распоряжении администрации, либо по решению суда. Законодательством устанавливается, что распоряжения администрации могут быть изданы в течение месяца после его обнаружения.

Таковы в общих чертах отличия административной ответственности от иных видов юридической ответственности.

 

[1] Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж, 1970.С.179

[2] Юрченко А.К. Разграничение административных и гражданских правоотношений. В сб.: «Проблемы гражданского и административного права».Л., 1962.С.80.

[3] Кленов Е.А., ,Малов В.Г. Материальная ответственность рабочих и служащих на предприятии. М., 1968. С.26.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 904 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%